Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры по совершенствованию системы управления рисками в таможенной службе



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Меры по совершенствованию системы управления рисками в таможенной службе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время перед таможенной службой РФ стоит задача поиска новых путей по повышению эффективности ее деятельности при одновременном ресурсном ограничении.

Одним из наиболее перспективных направлений по решению данной задачи является внедрение в практику работы таможенной системы анализа и управления рисками, что позволит выйти на качественно новый уровень таможенного администрирования с эффективной системой таможенного контроля при существенном упрощении процедур таможенного оформления.
Технологии анализа и управления рисками в настоящее время широко применяются таможенными службами большинства развитых стран, в первую очередь таких, как США, страны ЕС. Практика применения данных технологий таможенными службами зарубежных стран доказала их высокую эффективность.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование анализа и управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) :

- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки системы управления рисками.

Для создания эффективной системы анализа и управления рисками необходимо, прежде всего, определить цели данной системы. Такими целями могут быть обеспечение полноты взимания таможенных платежей, борьба с нелегальным оборотом наркотиков, защита интеллектуальной собственности, предотвращение вывоза культурных ценностей и т.п.

В целях обеспечения единого подхода и координации усилий при создании и практическом применении системы анализа и управления рисками было бы целесообразным создание унифицированной концепции анализа и управления рисками таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС. В данной Концепции необходимо было бы:

- сформулировать цели и задачи создания системы анализа и управление рисками таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС;

- определить основные принципы построения и функционирования САУР ЕврАзЭС;

- определить основные требования к организационному, методологическому, информационному и программно-техническому обеспечению работ по анализу и управлению рисками;

- определить порядок взаимодействия в части вопросов анализа и управления рисками между таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС, а также с таможенными службами других государств.

Система управления рисками позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего таможенного администрирования. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню.

На основе даже такого поверхностного анализа наряду со значительным количеством положительных сторон (большая прозрачность, предсказуемость таможенной службы, ограничение прав инспектора при осуществлении таможенного контроля, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений) несложно выявить одну из слабых сторон при применении СУР в настоящее время.

Такой стороной является монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность отдельных таможенных органов (которая, как правило, тем ниже, чем больше расстояние от Москвы), делает данную систему довольно «неповоротливой». При наложении данных факторов друг на друга (разница во времени, отдаленность от федерального центра, проблемы с электронными каналами связи) будет сложно оперативно перекрывать периодически возникающие каналы контрабандных поставок товаров в Россию и из нее. Целесообразно было бы ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них, при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками таможен и региональных таможенных управлений, что значительно сократит временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля в отношении отдельных товаров или лиц, в отношении которых выявлен риск. Предложенный подход позволит сократить временной отрезок (между выявлением риска и усилением таможенного контроля) до нескольких часов.

Для быстрого и эффективного внедрения СУР Федеральной таможенной службе России необходимо использовать опыт, наработанный таможенными службами стран ЕС. В отечественной таможенной службе уже созданы основные элементы СУР: структурные и организационные, методологические и информационные. В настоящее время важно продолжать и активизировать работу по построению комплексной и взаимосвязанной системы на базе существующих элементов.

Для эффективного международного таможенного контроля необходима дальнейшая унификация российской и европейской моделей СУР. Необходимо продолжить дальнейшее взаимодействие по обмену опытом применения систем управления рисками в таможенных службах стран ЕС с привлечением региональных таможенных органов и таможен Российской Федерации, а также организовать экспериментальный обмен информацией о случаях мошенничества между Европейским Союзом и Россией. Евротаможня и ФТС России рассматривают возможность подготовки сборника материалов и документов по вопросам применения СУР таможенными службами стран ЕС. Российская сторона планирует проведение семинаров с участием руководителей региональных таможенных управлений и таможен по вопросам совершенствования таможенных процедур и организации таможенного контроля, внедрения и применения системы управления рисками в территориальных таможенных органах. ФТС России сейчас рассматривает возможность создания в структуре центрального аппарата самостоятельного подразделения (центра) по анализу информации и применению СУР на базе опыта таможенных служб ЕС в целях дальнейшей разработки и внедрения комплексных механизмов управления процессами выявления и минимизации рисков.


Заключение

 

Назначение системы управления рисками в кратком виде содержится в стандартном правиле 6.4 Киотской конвенции. Киотская Конвенция определяет, что «Управление рисками в таможенной службе - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля». Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего таможенного администрирования. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню. В соответствии с указанным правилом таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Система управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. Она предполагает определение в определенной логической последовательности: области риска (таможенных процедур и категорий международного передвижения, с которыми связывается вероятность совершения правонарушения) на основе изучения практики таможенного контроля; индикаторов риска (критериев, которые, взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля; выработку профиля риска (сочетания факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям). Существенную роль играет также последующий контроль и анализ эффективности системы управления рисками, ревизия выявленных и формализованных рисков.

Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками (профили риска).

Используя систему управления рисками (профили риска), таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль внешнеторговых операций, представляющих существенный риск, и максимально упрощая такие операции для тех участников ВЭД, внешнеторговые операции которых такого риска не представляют. Система управления рисками, прежде всего, ориентирована на минимизацию человеческого фактора при принятии решений, ускорение проведения таможенного контроля, сокращение количества досмотров и, как следствие, увеличение товарооборота.

Вместе с тем, в настоящее время еще отсутствует методическая, технологическая основа, а также техническая возможность осуществлять на уровне ФТС России, регионального таможенного управления и таможни контроль результатов применяемых мер по минимизации рисков, а также оценить их эффективность в целях дальнейшей актуализации либо отмены профилей рисков.

Не формирована база данных профилей риска, не реализована возможность автоматического выявления рисков при декларировании товаров. Разрешение отмеченных проблем упорядочит систему управления рисками.

Одной из слабых сторон при применении СУР в настоящее время является монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность отдельных таможенных органов, делает данную систему довольно «неповоротливой». Целесообразно было бы ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них, при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками таможен и региональных таможенных управлений, что значительно сократит временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля в отношении отдельных товаров или лиц, в отношении которых выявлен риск. Предложенный подход позволит сократить временной отрезок до нескольких часов.

Реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, основным показателем которого является снижение числа случаев проведения таможенного досмотра, с одновременной активизацией контроля после выпуска и применения других форм таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, должна стать важнейшим направлением совершенствования деятельности таможенных органов по реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Нормативно-правовые акты:

1.1. Конституция Российской Федерации. – М., 1995.

1.2. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18 мая 1973 г. СПС «Консультант Плюс».

1.3. Приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс».

1.4. Приказ ГТК России от 28.06.2004 №750 ДСП «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками».

1.5. Приказ ФТС России от 11.11.2004 №261 «О решении коллегии ФТС России от 21. октября 2004 года «О состоянии и мерах по дальнейшей разработке и внедрению системы управления рисками в процессе таможенного контроля». СПС «Консультант Плюс».

1.6. Решение коллегии ФТС России от 21.10.2004 «О состоянии и мерах по дальнейшей разработке и внедрению системы управления рисками в процессе таможенного контроля». СПС «Консультант Плюс».

1.7. Письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. № 01-06/18051 «О перечне товаров группы «риска» и группы «прикрытия».

1.8. Приказ ГТК РФ от 18 декабря 2003 г. № 1467 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом». СПС «КонсультантПлюс».

1.9. Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров». СПС «КонсультантПлюс».

1.10. Приказ ГТК РФ от 21 августа 2003 г. № 915 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». СПС «КонсультантПлюс».

1.11. Распоряжение ГТК РФ от 24 июня 2003 г. № 327-р «О таможенном оформлении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».

1.12. Распоряжение ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. № 699-р «О порядке таможенного оформления транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».

1.13. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2003.

2. Специальная литература:

2.1. Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкип ЮЛ. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петер­бургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2003. ¹ 1 (20). С. 107-111.

2.2. Афонии П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информацион­ные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.; РИО СПб. им. Бобкова филиала РТА, 2003. 12 с.

2.3. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления та­моженной деятельностью. СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.

2.4. Ершов А.Д., Копанева П. С. Информационное обеспечение в таможенной системе: Монография. СПб.: Знание, 2002. 232 с.

2.5. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Пи­тер, 2001. 304 с.

2.6. КоренеевВ.В., Гарев А.Ф., Васютин С.В., РайхВ.В. Базы данных. Ин­теллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2000. 325 с.

2.7. Макрусев В.В. Проблемные направления и задачи автоматизации про­цессов управления таможенной службой России // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 1997. С. 282-295.

2.8. Малышенко Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Владивосток: ВФ РТА, 2003. 265 с.

2.9. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. М.: Финансы и статистика; Электроинформ, 1997. 246 с.

2.10. Олифер В,Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, техноло­гии, протоколы. СПб.: Питер, 2001. 672 с.

2.11. Проектирование экономических информационных систем: Учеб. / Г.Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Меры по совершенствованию системы управления рисками в таможенной службе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры по совершенствованию системы управления рисками в таможенной службе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)