Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы системы управления рисками и механизм их действия



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Элементы системы управления рисками и механизм их действия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Элементами системы управления рисками являются:

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

-статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

-о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

-поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

-о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

-о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

-о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

-о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

-заявляемой при осуществлении таможенных операций;

-о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

- о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. При этом, таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечивает максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.

Анализ риска включает систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.      

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

-таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

-объектов анализа.

-критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

-индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков. Отклонение от заданных заранее параметров позволяет осуществлять выбор объекта контроля);

-оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков (систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения).

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

-прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

-анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

- пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- на эффективность таможенного контроля;

- на полноту взысканных таможенных платежей;

- на ускорение товарооборота;

- на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

- на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Необходимы также разработанные методики, а также определенные критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

Весьма значимую роль играет аналитическая составляющая системы управления рисками. Как упоминалось выше, система управления рисками предполагает определение области риска (тех таможенных процедур и категорий международного передвижения, с которыми связывается вероятность совершения правонарушения) на основе изучения практики таможенного контроля. Определяются индикаторы риска - определенные критерии, которые, взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля. Вырабатывается профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям.

Данные процедуры выполняются в определенной логической последовательности. В первую очередь решаются вопросы стратегии решения задачи - определяются области риска, а также критерии оценки риска. Затем подлежат определению сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки, начиная с предпосылок ее заключения. Анализируются вопросы, связанные со сведениями об участниках сделки, включая посредников, сильные и слабые стороны, возможности и предпосылки возникновения риска. На третьем этапе анализируется сам риск. На данной стадии определяется вероятность наступления риска и потенциальные последствия его возникновения. Результатом анализа является определение уровня риска. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и устанавливается его значимость, приоритетность. После решения данных задач определяется план действий, направленных на предотвращение совершения правонарушения, осуществляются необходимые мероприятия, в том числе организационного характера.

Существенную роль играет также последующий контроль и анализ эффективности системы управления рисками, ревизия выявленных и формализованных рисков.

В качестве рисков могут рассматриваться самые разные события, причем некоторые из них могут показаться совершенно незначительными. Так, в качестве риска могут рассматриваться указание в таможенной декларации определенной страны происхождения товаров; факт прибытия товаров на таможенную территорию в ночное время; необычный маршрут перевозки; указание в качестве страны происхождения страны, где такие товары обычно не производятся; факт совершения перевозчиком нарушений таможенных правил; получатель товаров; иные аналогичные показатели. Риск может связываться также и с самими товарами. Это товары, в связи с перемещением которых через таможенную границу РФ происходит большое число нарушений законодательства РФ. Риски могут также зависеть от географического расположения соответствующего таможенного органа, от характера и интенсивности товаропотоков, от видов товаров, обычно перемещаемых на соответствующем направлении.

При определении рисков и использовании системы управления ими принимается во внимание характер рисков, их приоритетность. Так, например, перемещение товаров перевозчиком, имеющим серьезные нарушения таможенных правил, является существенно более значимым риском, нежели прибытие товаров на таможенную территорию в четыре часа утра. Учитывая соотношение рисков, определяется их значимость; при этом используется принятая в соответствующей стране система классификации. Наиболее частым является отнесение рисков к высокому, среднему или низкому. Вместе с тем возможно использование и более детализированной системы оценки, например по стобалльной системе.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Совокупность рисков, характеризующих соответствующую поставку, позволяет определить степень необходимого внимания к ней, в том числе еще на этапе таможенного контроля до выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Степень контроля может с равным основанием быть обусловлена выявлением одного высокого риска или нескольких рисков низкой степени либо иной комбинации рисков.

Таким образом, используя систему управления рисками, таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль внешнеторговых операций, представляющих существенный риск, и максимально упрощая такие операции для тех участников ВЭД, внешнеторговые операции которых такого риска не представляют.

Одной из составляющих частей профиля риска является раздел, в котором дается указание о применении должностными лицами таможенных органов конкретных прямых мер по минимизации рисков.

Прямые меры по минимизации рисков являются важнейшим инструментом функционирования профиля риска, определяющим механизм достижения его целей – выявление и предотвращение нарушений таможенного законодательства.

Перечень прямых мер по минимизации рисков, содержащийся в конкретных профилях риска, по своему назначению представляет собой инструкцию о порядке проведения должностными лицами таможенных органов таможенного контроля товаров и транспортных средств. Исходя из этого назначения к применению прямых мер по минимизации рисков, они должны отвечать двум основным требованиям:

- адекватность их применения для минимизации данного риска;

- максимальная, по возможности исчерпывающая конкретизация предписываемых действий должностных лиц таможенных органов.

Адекватность прямых мер по минимизации рисков проистекает из характера и степени выявленного риска, а также обусловлена критериями их достаточности и необходимости в конкретной ситуации.

Конкретизация действий должностных лиц таможенных органов при применении прямых мер по минимизации рисков достигается заполнением поля «Примечание» в разделе « Прямые меры по минимизации рисков».

Поэтому, особое внимание в профилях рисков необходимо уделять адекватности прямых мер по минимизации рисков и достаточной конкретизации предписываемых действий должностных лиц, предписываемых прямыми мерами по минимизации рисков.

В зависимости от региона применения профиль риска может быть трех видов: общероссийским (на всей территории Российской Федерации), региональным (в регионе деятельности одного РТУ) либо зональным (в регионе деятельности одной таможни).

Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов (изменении видов) принимается ФТС России.

По результатам анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения при таможенном оформлении прямых мер по минимизации рисков принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей рисков.

ФТС России по результатам такого анализа может принять решение об отмене (актуализации) профилей рисков, проекты которых разработаны самостоятельно, региональными таможенными управлениями (РТУ) и таможнями. При этом РТУ как по представлению таможни, так и самостоятельно, может направить в ФТС предложения об отмене (актуализации) профилей рисков, проекты которых разработаны самостоятельно и (или) подчиненными таможнями.




2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Элементы системы управления рисками и механизм их действия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы системы управления рисками и механизм их действия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)