Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дошкольное образование: главные индикаторы



2019-12-29 137 Обсуждений (0)
Дошкольное образование: главные индикаторы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  Индикаторы Исходный уровень (2011 г.) Среднесрочный прогноз (2014 г.) Ориентировочный прогноз (2020 г.)
1. Охват (3-5 - летки) 13 % 15 % 20 %
2. Охват по типу/длительности программ подготовки к школе 80 % 40 % 40 %
   100 – часовая программа 40 % -- --
  240 – часовая программа 40 % 40 % 60 %
3. Государственное финансирование дошкольного образования (% от общих расходов на образование) 6 % Предстоит определить Предстоит определить
4. Количество организаций дошкольного образования 873 909 1200
Государственных 569 570 575
На базе сообщества 279 304 550
Частных 25 35 75
5. Доля дошкольных организаций образования на базе сообществ и частных 34,8 % 37,2 % 52 %

 

Школьное образование и квалификация учителей

Анализ ситуации

В 2011 году в Кыргызстане функционировало 2197 общеобразовательных организаций с охватом 1 млн. 18 тыс. учащихся (54 из которых являлись частными либо частно-государственными с охватом 12 тыс. детей).

Важнейшей задачей, которая решается на уровне школьного образования, в первую очередь, является формирование нового содержания образования с учетом компетентностного подхода и соответствующей образовательной среды.

Необходимость данного процесса была обусловлена весьма низкими результатами Кыргызской Республики в авторитетном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) - международной программе по оценке образовательных достижений по математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся.

Кыргызстан принимал участие в двух исследованиях – в 2006 и в 2009 годах. Целью участия было соизмерение скорости образовательного процесса в мире и в Кыргызстане.

По результатам «PISA-2006» были предприняты определенные шаги, исходя из финансовых возможностей бюджета и донорских вложений.

     Ежегодно, начиная с 2006 года, из республиканского бюджета выделяются средства на издание учебников, текущий ремонт школ, приобретение оборудования, компьютерной техники, организацию питания учащихся 1-4 классов.

     Средства проектов, реализуемых при поддержке Всемирного банка, Азиатского банка развития, Каталитического фонда, Японского фонда сокращения бедности, были направлены на реформу содержания образования, изменение системы финансирования и управления образованием, модернизацию системы оценивания достижений учащихся, создание системы мотивации учителей и школ, показывающих лучшие результаты в обучении, оснащение лабораторным, компьютерным, лингафонным оборудованием, ремонт и строительство объектов образования, поддержку программ питания и создание среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Анализ «PISA-2009»показал, что реформирование школ продвигалось в верном направлении, что доказывается некоторым улучшением результатов по сравнению с 2006 годом.Так,улучшились на 5 % результаты по чтению, на 3 % - результаты по математике и почти на 5 % - результаты по естественным наукам. Вместе с тем, Кыргызстан все равно занял 65 место из 65 возможных, пропустив вперед соседей по региону. Россия – 43 место, Казахстан – 59 место, Азербайджан – 64.

В 2010 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проанализировав результаты стран в «PISA-2009», выявила, что на результаты, показанные учащимися, влияют следующие факторы:

1) Уровень ВВП на душу населения (в Кыргызстане самый низкий из всех 65 стран, участвовавших в исследовании, - 1994 доллара США, в Китае, который занял первое место, – 5340 долларов).

2) Затраты на одного учащегося в возрасте от 6 до 15 лет в абсолютном исчислении. (В Кыргызстане эти затраты также самые низкие из всех участвующих стран - около 3 тыс. долларов. В России – 17,5 тыс. долларов).

3) Дошкольная подготовка. Учащиеся, которые посещали детские сады, имеют более высокий уровень грамотности в возрасте 15 лет. (Охват дошкольным образованием в Кыргызстане также один из самых низких –        13,8 %).

4) Нехватка учителей, недостаток учебников и проблемы с инфраструктурой. По всем этим позициям в Кыргызстане – самые высокие индексы среди всех 65 стран.

5) Размер зарплаты учителя. Страны, которые инвестируют в зарплату учителя, имеют самые высокие результаты по качеству образования и грамотности населения.

То есть, результаты PISA – это не столько оценка достижений учащихся, сколько оценка стране по тому, как она относится к образованию, или иными словами – сколько страна вкладывает в образование.

В рамках формирования нового содержания образования с учетом компетентностного подхода в 2009 годуприказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики «О принятии Рамочного Национального куррикулума среднего общего образования Кыргызской Республики» от 21.12.2009 года № 1114/1 утвержден Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) общего среднего образования Кыргызской Республики. Он имеет стратегическое значение для развития системы образования, поскольку является стандартом нового типа, закрепляющим компетентностный подход в системе школьного образования и перевод его в режим работы «на результат».

Разработаны и одобрены на отраслевом уровне проекты предметных стандартов (куррикулумов) для 1-4 классов. Разработаны проекты предметных стандартов (куррикулумов) для 5-9 классов. На двух уровнях: базовом и профильном разрабатываются проекты предметных стандартов (куррикулумов) для 10 и 11 классов.

Нормативной базой разработки предметных стандартов (куррикулумов) для старшей школы явилась Концепция профильного образования на старшей ступени школьного образования Кыргызской Республики.

Параллельно разработан проект Экспериментального учебного плана для школ, переходящих на подушевое финансирование, по которому произведено сокращение учебной нагрузки с 1 по 11 классы на 10 %, в том числе – за счет объединения ряда предметов в два интегрированных курса.

Всего в рамках разработки нового стандарта (куррикулума) в 2009 - 2010 годах за счет проекта АБР было проведено обучение 6000 директоров и учителей школ во всех регионах, а также разработаны «Интерактивные учебные модули» для учителей начальных классов Кыргызстана. Они размещены на сайте www.teacher.kg. Обучение в школах по новым стандартам (куррикулумам) началось для учеников 1 классов с 2011-2012 учебного года.

В рамках обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными материалами:

В 2008 году выпущено 20 наименований учебников общим тиражом 810000 экз. Для 2009/10 учебного года выпущено 47 наименований учебников общим тиражом 2 079575 экз. Из них:

Язык обучения Кыргызский Русский Узбекский Таджикский
Тираж в   2009 году 705000 экз. -- 105000 экз. --
Количество наименований 13 -- 7 --
Тираж в 2010 году 1 747804 экз. 164820 экз. 165331 экз. 1620 экз.
Количество наименований 26 5 11 5

В 2009 году школьные библиотеки республики получили комплекты художественной справочной литературы на 10 млн. сомов, выделенных из бюджета страны.

В 2011 году на издание учебников из республиканского бюджета профинансировано 100,0 млн. сомов.

Необходимо, чтобы органы МСУ выполняли обязательства по бесплатному обеспечению учебниками учащихся сельских школ - детей из малообеспеченных семей, увеличивая процент обеспеченности школ учебниками в целом. Органами МСУ также практически не выделяются школам средства на подписку на справочно-информационную и методическую литературу.

Одним из решений вопроса обеспечения школ учебной и методической литературой (при отсутствии других финансовых возможностей) может быть Фонд аренды учебников и реинвестирование средств, полученных через него, в разработку и издание учебников нового поколения.

В рамках реформирования методов диагностики и контроля результатов образовательного процесса (проект ВБ «Сельское образование») в Иссык-Кульской и Таласской областях апробирована и внедрена система оценивания учащихся в виде формативного (промежуточного) оценивания. Разработано Руководство для учителя по формативному оцениванию и преподавательским методологиям, ориентированным на учащихся. Разработана модель выпускных экзаменов, новые тестовые задания и план проведения пилотирования выпускных экзаменов после 11 класса средней школы.

В 2007/8 и 2008/9 учебных годах проведено апробирование модели системы управления эффективностью деятельности школ в Иссык-Кульской и Таласской областях. Важно отметить, что школы стали разработчиками микропроектов, направленных на решение проблем сообщества, что повышает роль школы как социального института и обеспечивает вовлечение сообщества в совместную деятельность.

С 2010 года произошло усиление предметной направленности Общереспубликанского теста для абитуриентов.

Большим шагом в области государственно-общественного управления образованием стало создание попечительских советов в школах на всей территории Республики.

Проводятся общественные слушания по планированию и исполнению школьного бюджета в школах, в которых уже внедрено подушевое финансирование. На подушевое финансирование переведена 1/3 часть всех школ республики (717 школ). 

С января 2011 года на 30 % повышена зарплата педагогических работников. Также в 2011 году проведена реформа системы оплаты труда работников системы образования, начиная со второго полугодия 2011 года.

В 2010 году полностью погашена задолженность по выплате надбавок за педагогический стаж за 2003-2007 годы.

Согласно законодательству органы местного самоуправления должны оказывать материальную и хозяйственную поддержку молодым специалистам в сельской местности в виде права на земельные наделы, недвижимость и иное имущество наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств, единовременного пособия в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обзаведение, стимулирующей доплаты к заработной плате за счет средств местного бюджета. Органами местного самоуправления не создаются условия для поддержки учителей на местах. Мониторинг выполнения Плана действий Правительства по обеспечению выполнения Концепции государственной региональной политики Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2009 года № 530, показывает, что задача «Обеспечение выделения беспроцентных кредитов для приобретения и строительства жилья молодым специалистам (учителям) согласно Закону Кыргызской Республики «О статусе учителя» выполняется только в Ак-Талинском районе Нарынской области. Задача «Обеспечение предоставления льгот по оплате проезда и коммунальным услугам педагогическим кадрам» согласно ст. 8 Закона Кыргызской Республики «О статусе учителя» реализуется только в 11 из 55 районов республики. Задача «Обеспечение выделения земельного участка для строительства жилья по месту распределения молодых специалистов с целью закрепления на местах» согласно ст. 7 Закона Кыргызской Республики «О статусе учителя» исполняется только в 14 из 55 районов Кыргызстана.

В соответствие с образовательным законодательством, предусматривающим необходимость прохождения повышения квалификации каждым учителем раз в пять лет, необходимо закладывать в местном бюджете командировочные расходы для учителей на курсы повышения квалификаций. Все это позволит также снять остроту проблемы обеспечения школ педагогическими кадрами, и, особенно, по закреплению молодых специалистов. Кроме того необходимо развивать социальную инфраструктуру в регионах за счет создания библиотек, поликлиник, образовательных организаций (детские сады, школы), внедрения информационных технологий (Интернет и т.п.).

Это имеет огромное значение в социальном плане, так как закрепляет население на месте, препятствуя миграции.

В рамках развития инклюзивного образования можно констатировать, что по данным на конец 2010 года, 10356 детей с особыми потребностями охвачены общеобразовательными программами. Из них - в 635 общеобразовательных школах программами инклюзивного образования охвачены более 3670 детей школьного и 2243 - дошкольного возраста; в 15 специальных школах-интернатах обучаются 2 425 детей; в 4 специальных общеобразовательных школах – 482 ребенка; в 14 специальных детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья – 1536 детей.

В рамках реализации проекта «Повышение доступа к качественному основному образованию для детей с особыми потребностями», поддержанного Японским фондом по сокращению бедности (ЯФСБ), Республиканская, а также региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) оснащены материалами и оборудованием для проведения обследования детей со специальными потребностями на сумму 89 657 сомов, а специалисты региональных ПМПК обучены методикам обследования данной категории детей.

Всего в течение года сотрудниками региональных и Республиканской ПМПК было обследовано 1017 детей с особыми потребностями. Учителя и родители получили рекомендации по обучению и воспитанию детей с особыми потребностями. В ПМПК поставлено специального оборудования для детей на сумму 773 413 сомов. 

В 2010 году 35 общеобразовательных школ, 3 вспомогательных школы-интерната, а также 2 детских сада оснащены специальным оборудованием для организации обучения детей с особыми потребностями на сумму 1 468 991 сом. Кроме того, переданы комплекты учебных материалов на сумму 1 615 695 сом. 38 ресурсных центров школ получили 51 компьютер, а также 19 компьютеров - дети, обучающихся на дому, всего на сумму 1 169 000 сомов.

Принятые меры позволили увеличить охват обучением детей с особыми потребностями в 38 школах, с 761 ребенка - в 2007/08 учебном году до 1008 детей - в 2010/11 учебном году.

Для организации содержательного досуга, занятости детей и подростков во внеурочное время действует 133 внешкольных организации, где в различных кружках занимаются более 79,8 тыс. детей, включая детей из малообеспеченных семей. Из-за дефицита бюджета, который привел к свертыванию системы внешкольного образования в некоторых регионах республики, охват внешкольным образованием составляет всего  7,8 % от общего количества учащихся республики. По данным мониторинга, наименьший охват детей внешкольным образованием наблюдается в Нарынской области (4,5 %), а наибольший – в гор. Бишкек  составляет 20,7 %.

Большая часть внешкольных образовательных организаций расположена в старых и ветхих зданиях бывших школ, детских садов, районных отделов образования, а целый ряд внешкольных организаций не имеют собственного здания. Все это говорит о том, что органами местного самоуправления не уделяется достаточного внимания вопросам функционирования внешкольных организаций. Только отдельным внешкольным организациям выделяются средства на ремонт и материально-техническое оснащение.

Органами местного самоуправления не всегда достоверно ведется учет детей школьного возраста на закрепленной территории. Согласно нормативной правовой базе, органам местного самоуправления необходимо принимать меры по охвату обязательным обучением всех детей школьного возраста, организовывать и проводить всю необходимую работу по их учету, с особым фокусом на малообеспеченные и неблагополучные семьи, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи, где родители выехали на работу за пределы республики.

Важно приложить все усилия для недопущения какого-либо ограничения возможностей обучения детей из малообеспеченных семей, для создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, для адаптации беспризорных детей и возвращения их в школьную среду. Местные органы самоуправления должны взять под свой контроль создание вечерних/заочных/сменных школ и классов для детей и взрослых.

    За счет республиканского и местного бюджета, а также спонсоров строились школы, спортивные залы, осуществлялся капитальный ремонт. Ежегодно на сумму 100,0 млн. сомов проводился текущий ремонт во всех школах республики.

    Однако остаются проблемы приоритетного финансирования и завершения школьных объектов с высокой строительной готовностью. Исходя из демографического прогноза и с учетом необходимости соблюдения требований по максимальной наполняемости классов (не более 30 учеников в классе) требуется строительство 420 школ на 102416 ученических мест на сумму около 12,8 млрд. сом. Имеются школы, требующие незамедлительного капитального ремонта кровли, систем электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, по причинам морально и физически устаревших котельных и отопительного оборудования. На сегодняшний день 351 школа требует капитального ремонта, на что необходимо выделение из местных бюджетов порядка 530,0 млн. сомов.

    Существуют серьезные проблемы с оснащением действующих и строящихся школ, интернатных учреждений учебной мебелью. На сегодня в местных бюджетах, прерогативой которых является содержание и оснащение школ, средства на приобретение учебной мебели, оборудования не предусматриваются. В отдельных районах и айыл окмоту выделяются средства, однако эти действия носят эпизодический характер, зачастую в небольшом объеме, в результате чего в школах мебель и оборудование не обновляются, имеющийся инвентарь находится в ветхом состоянии. Необходимо в целом поэтапное обновление школ республики мебелью. Необходимо в целом поэтапное обновление школ республики мебелью. Общая потребность составляет 46 тыс. комплектов школьных парт; почти         7 тыс. книжных шкафов; более 6 тыс. столов и 17 тыс. учительских стульев, почти 6 тыс. классных досок, на что необходимо более 400 млн. сомов.

Ежегодно выделяются средства на организацию питания для учащихся начальных классов школ республики, что позитивно влияет на повышение охвата детей из малоимущих семей школьным образованием. Но вместе с тем, при организации питания учащихся в школах органы местного самоуправления не уделяют достаточного внимания проблемам оснащения столовых мебелью, кухонным и холодильным оборудованием, посудой и др.

Руководителям госадминистраций совместно с айыл окмоту необходимо обеспечивать своевременный и качественный завоз топлива в общеобразовательные организации, финансируемые из местных бюджетов, до начала отопительного сезона. Анализ показывает, что ежегодно на начало учебного года завоз составляет едва ли 12 % от потребности.

В большей части школ республики нет актов о государственной регистрации зданий и сооружений, а также прилегающих к ним земельных участков, отсутствуют технические паспорта на функционирующие здания школ. Участились случаи передачи земельных участков школ в частную собственность.

В целях недопущения передачи и изъятия земельных участков, зданий и сооруженийгосударственных образовательных организаций и в соответствии с законами Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «Об образовании» органам местного самоуправления необходимо провести обязательную государственную регистрацию прав собственности и бессрочного пользования земельными участками в органах по регистрации прав на недвижимое имущество.  

Среди актуальных проблем школьного образования необходимо выделить следующие:

1) Можно констатировать постоянный рост объема средств, вкладываемых в систему образования. Так, в 2008 г. расходы бюджета на образование составили 9 616,6 млн. сом., в 2009 г. - 11 498,4 млн. сом., в            2010 г. - 12 473,3 млн. сом. Однако надо отметить, что средства, выделяемые из бюджета на систему образования, распределяются не через Министерство образования и науки Кыргызской Республики, а Министерством финансов Кыргызской Республики - непосредственно на уровень айыл-окмоту, а потом уже в школы. Через Министерство образования и науки Кыргызской Республики бюджет распределяется только подведомственным образовательным организациям, что составляет приблизительно 9 % выделяемых на образование средств или 1,1 млрд. сом. от 12,4 млрд. в 2010 году. Существующая в настоящее время форма финансирования школьного образования затрудняет мониторинг и контроль качества расходования средств. Кроме того, согласно статистике, абсолютное увеличение расходов на образование в Кыргызстане, по-прежнему, не влечет за собой увеличение расходов образовательных организаций на обновление школьных библиотек, учебного и компьютерного оборудования, развитие образовательных технологий, инфраструктур, так как на эти цели расходы составляют всего  14 %, остальные 86 % - направляются на заработную плату, отчисления в Соцфонд, коммунальные услуги, питание и т.д.

2) Поскольку финансирование идет через структуры местного самоуправления, директоры не знают своих бюджетов и не заинтересованы в экономии средств и грамотном управлении финансами. Таким образом, постоянное увеличение средств, выделяемых на образование, работает на воспроизводство сложившейся структуры, а не на развитие. Несмотря на общий рост государственного финансирования образования, расходы на одного обучающегося до сих пор остаются недостаточными для создания современной образовательной среды. При этом низкий уровень государственного финансирования образования компенсируется из частных фондов. Так, согласно обследованию домохозяйств, четверть расходов на среднюю школу покрывается семьей ученика. В целом, сеть образовательных организаций требует проведения инвентаризации и соответствующей оптимизации.

3) Низкая успеваемость учащихся, связанная с недостатком необходимых учебных компетентностей при перегруженности учебной программы. Уровень нагрузки 10-летних детей в школах Кыргызстана составляет 1088 часов, а в Российской Федерации – 893, в большинстве передовых стран, например в Японии, около 750 часов. То есть высокая учебная нагрузка не обеспечивает высокие показатели учебных достижений, о чем и свидетельствуют низкие результаты PISA в Кыргызстане.

4) Выраженное неравенство в результатах образования в зависимости от географического расположения и языка обучения, что сказывается и на результатах образовательных достижений учащихся. Согласно результатам Общереспубликанского тестирования (ОРТ) последних лет, учащиеся из сельских школ получали, в среднем, всего по 107 баллов, в то время как учащиеся из городских школ получали, в среднем, по 121,5 балла. Школы также сильно разнятся по уровню квалификации преподавателей, а также в связи с неравным распределением таких ресурсов, как учебники, компьютеры, доступ к Интернету.

5) Несовершенство системы оценивания достижений учащихся. Значение оценок и наград в секторе образования резко снизилось. Учащиеся и родители почти не владеют информацией о фактическом уровне успеваемости. В 2011 году из более чем 3000 выпускников 11 класса общеобразовательных организаций республики, претендентов на получение аттестата о среднем общем образовании с отличием - успешно справились с тестированием Национального центра тестирования по предметам родной язык, математика и история Кыргызстана только 95 человек.

6) Нехватка кадров, низкая квалификация и зарплата учителей средней школы. Только пятая часть выпускников педагогических специальностей впоследствии становится учителями. Значительная часть студентов педагогических специальностей переходит на другую специализацию после получения бюджетного финансирования при поступлении. Примерно 20 % из тех, кто приходит работать в школу, покидают свое рабочее место в течение первого года. Социальная незащищенность учителей и непривлекательность учительской профессии, что напрямую связано с размерами зарплаты учителя, которая ниже средней зарплаты в экономике. Отсутствие современной системы оценивания работы преподавателей системы образования также ведет к низкой успеваемости учащихся.

7) Существуют также проблемы охвата образованием детей, которые не посещают школу, проблемы создания образовательной среды для получения образования, адекватного требованиям глобализации – учебники, оборудование, Интернет и т.п.



2019-12-29 137 Обсуждений (0)
Дошкольное образование: главные индикаторы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дошкольное образование: главные индикаторы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)