Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные критерии выбора стран-лидеров



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Основные критерии выбора стран-лидеров 0.00 из 5.00 0 оценок




Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования исходят из трех основных критериев:

Уровень охвата населения высшим образованием.

Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.

Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.

Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:

§ доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),

§ доли студентов высших учебных заведений в населении страны.

Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации (третичное образование типа А или уровень 5А по международной классификации МСКО - табл.1).

Индекс образования является составной частью общего показателя – индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть – на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.

Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит сле­дующие блоки показателей:

1. Население и валовой национальный продукт.

2. Грамотность, культура и коммуникации.

3. Дошкольное образование и доступ к школьному образова­нию.

4. Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием.

5. Начальное образование: внутренняя эффективность.

6. Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением.

7. Преподавательский состав дошкольного, начального и сре­днего образования.

8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.

9. Высшее образование: распределение студентов и выпуск­ников по областям обучения.

10. Доля учащихся частных учебных заведений и государст­венные расходы на образование.

11. Текущие государственные расходы на образование.

Социальная значимость образования как качественной хара­ктеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой раз­вития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Индекс уровня образования является интегральным показа­телям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого населения

где  — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших в учеб­ные заведения первого, второго и третьего уровней

где  — число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает преды­дущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне

Таблица 2

Показатели образования, включенные в ИРЧП

 

Группа стран по уровню ИРЧП

Уровень грамотности взрослого населения, %

Совокупный валовой показатель числа поступивших в учеб­ные заведения пер­вого, второго и третьего уровней, %

Индекс уровня образо­ваний

 

всего

в том числе

женщины

мужчины
64 страны с высоким

95,7

95,3 96,2 79 0,9
66 стран со средним

83,3

76,9 89,5 66 0,77
44 страны с низким

50,9

38,3 63,0 47 0,50
Весь мир

77,6

71,4 83,7 62 0,72
Россия

99,0

99,0 99,0 78 0,92

Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. —ПРООН, 1998 год. —С.130—135.

             

 

грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступе­нями обучения.

В табл.2 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровож­дается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Основные критерии выбора стран-лидеров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные критерии выбора стран-лидеров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)