Основные критерии выбора стран-лидеров
Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования исходят из трех основных критериев: Уровень охвата населения высшим образованием. Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны. Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране. Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей: § доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года), § доли студентов высших учебных заведений в населении страны. Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации (третичное образование типа А или уровень 5А по международной классификации МСКО - табл.1). Индекс образования является составной частью общего показателя – индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть – на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения. Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей: 1. Население и валовой национальный продукт. 2. Грамотность, культура и коммуникации. 3. Дошкольное образование и доступ к школьному образованию. 4. Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием. 5. Начальное образование: внутренняя эффективность. 6. Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением. 7. Преподавательский состав дошкольного, начального и среднего образования. 8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО. 9. Высшее образование: распределение студентов и выпускников по областям обучения. 10. Доля учащихся частных учебных заведений и государственные расходы на образование. 11. Текущие государственные расходы на образование. Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира. Индекс уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя: • индекс грамотности взрослого населения где — уровень грамотности, • совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней где — число поступивших. Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса: Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне Таблица 2 Показатели образования, включенные в ИРЧП
грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступенями обучения. В табл.2 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг. Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |