Российская система образования
Обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса. Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики. В ней на конец 90-х гг. обучались 31,5 млн учащихся и студентов. было занято 2,7 млн работников, функционировало 56,6 тыс. дошкольных учреждений, 67,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, 3,9 тыс. начальных профессиональных и 2,6 тыс. средних специальных заведений и 914 вузов. Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений) — второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами. Организация статистики образования в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально-технической базы учебных заведений. Дошкольное обучение Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей. На конец 2008г. 45,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 5105,4 тыс. детей, при этом на начало 2009 г. 1716 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений (ДУ) являются детские сады 24407, детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей – 8072, детские сады компенсирующего вида – 1638, детские сады присмотра и оздоровления – 534, детские сады комбинированного вида – 7424, центры развития ребенка - 2981. В дошкольном воспитании заняты 587,4 тыс. педагогических работников, из которых 80% являются воспитателями, имеют высшее (37,5%) и в основном среднее педагогическое (52,1%) образование[5]. На базе собранной информации статистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями
ОДУ(на начало 2009 года) = 5105400 / 8668150 – 1846750 = 0,74 или 74%
Для измерения соотношений между числом мест в дошкольных учреждениях и численностью детей (фактически посещающих ДУ и потенциально возможной численности детей дошкольного возраста) используются следующие два показателя: • на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, приходится мест
• на 1000 детей дошкольного возраста приходится мест в дошкольных учреждениях
На начало 2009 года на 100 мест в дошкольных учреждениях по России приходилось 105 детей. В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 — 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращение численности родившихся на 42% за 1987 — 1997 гг.), так и социальными причинами (рост незанятости и сокращение платежеспособности населения, особенно семей с детьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них — на 65%, численность педагогических работников — на 35% (за 1990 — 1998 гг.). Такие резкие изменения могут привести к различным последствиям и повлиять на доступность дошкольных учреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первый заключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупнении при одновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий); второй — в адекватном сокращении детских садов, сопровождающемся их разукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольным обучением (позитивный сценарий). Сравним динамику системы показателей, отражающих развитие дошкольного образования, и обратим внимание на согласованность (синхронность) в их изменении (табл.5).
Таблица 5 Динамика системы показателей, характеризующей развитие дошкольного образования в России за 1990 — 1998 гг.
Позитивным моментом является более медленное сокращение дошкольных учреждений и численности педагогических кадров, чем сокращение численности детей, посещающих дошкольные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показателями. Развитие среды дошкольного воспитания и образования проходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медленнее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это привело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллективов детских садов при резком сокращении числа мест, что сопровождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образования и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) качественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |