Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская система образования



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Российская система образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.

Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики. В ней на конец 90-х гг. обучались 31,5 млн учащихся и студентов. было занято 2,7 млн работников, функционировало 56,6 тыс. дошкольных учреждений, 67,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, 3,9 тыс. начальных профессиональных и 2,6 тыс. средних специальных заведений и 914 вузов.

Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений) — второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Организация статистики образования в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально-технической базы учебных заведений.

Дошкольное обучение

Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.

На конец  2008г. 45,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 5105,4 тыс. детей, при этом на начало 2009 г. 1716 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений (ДУ) являются детские сады 24407, детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей – 8072, детские сады компенсирующего вида – 1638, детские сады присмотра и оздоровления – 534, детские сады комбинированного вида – 7424, центры развития ребенка - 2981. В дошкольном воспитании заняты 587,4 тыс. педагогических работников, из которых 80% являются воспитателями, имеют высшее (37,5%) и в основном среднее педагогическое (52,1%) образование[5].

На базе собранной информации статистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями

 

 

 

 

Численность детей в возрасте от 1 – 6 лет,

посещающих дошкольные учреждения

 

Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно   – Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

ОДУ(на начало 2009 года) = 5105400 / 8668150 – 1846750 = 0,74 или 74%

 

Для измерения соотношений между числом мест в дошколь­ных учреждениях и численностью детей (фактически посещаю­щих ДУ и потенциально возможной численности детей дошколь­ного возраста) используются следующие два показателя:

• на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, при­ходится мест

 

Обеспеченность местами детей, находящихся в ДУ

 

  Число мест в дошкольном учреждении
Численность детей, посещающих ДУ

• на 1000 детей дошкольного возраста приходится мест в дошкольных учреждениях

 

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях

 

 

 

Число мест в дошкольном учреждении

Число детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно   – Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

На начало 2009 года на 100 мест в дошкольных учреждениях по России приходилось 105 детей.

В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 — 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращение численности родившихся на 42% за 1987 — 1997 гг.), так и социаль­ными причинами (рост незанятости и сокращение платежеспособ­ности населения, особенно семей с детьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них — на 65%, чи­сленность педагогических работников — на 35% (за 1990 — 1998 гг.).

Такие резкие изменения могут привести к различным послед­ствиям и повлиять на доступность дошкольных учреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первый заключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупне­нии при одновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий); второй — в адекватном сокра­щении детских садов, сопровождающемся их разукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольным обучением (позитивный сценарий). Сравним динамику системы показателей, отражающих развитие дошкольного образования, и обратим внимание на согласованность (синхронность) в их изменении (табл.5).

 

Таблица 5

Динамика системы показателей, характеризующей развитие

дошкольного образования в России за 1990 — 1998 гг.

 

 

Территория

Среднегодовая убыль, %

числа до­школьных учреждений

численности педагоги­ческих работников до­школьного обучения

числа мест в ДУ численности детей, посе­щающих ДУ
Всего

-5,4

-5,2 -12,2 -8,6
В том числе: в городах и поселках городского типа

 

-5,1

  …     -11,5   -8,1
в сельской местности

 

-5,6

  …   -15,0   -10,0

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 1999.

Статистический сборник, —М.: Госкомстат, 1999. — С. 184.

           

 

Позитивным моментом является более медленное сокраще­ние дошкольных учреждений и численности педагогических кад­ров, чем сокращение численности детей, посещающих дошколь­ные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показа­телями.

Развитие среды дошкольного воспитания и образования про­ходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медлен­нее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это при­вело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллективов детских садов при резком сокращении числа мест, что сопровождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образо­вания и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) ка­чественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло.



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Российская система образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская система образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)