Методы статистического исследования профессионального образования
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения. Стоит отметить, что прогнозы о том, что система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума, не оправдались. Если за период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек). То за период с 2000 по 2009 - число учреждений начального профессионального образования уменьшилось на 26% (с 3893 до 2860), а прием в них сократился на 35,7% (с 842 до 541 тыс. человек.)[6] Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск- Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам. Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей: • число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся; • результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам; • распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство; • численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки. К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся: • численность их; • распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам; • численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук. Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют: • наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений; • обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами; • обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками. В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксировали незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России (табл. 11.7). В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное — в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения. В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня (third level). Таблица7 Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
Такое образование обеспечивает получение средней профессиональной, высшей (университетской) и послевузовской (послеуниверситетской) подготовки, в качестве примера значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 8. На основе данных ведомственной статистики разработана методика определения рейтинга высших учебных заведений. Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы: • оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям; • характеристика содержания образования; • качество набора; Таблица 8 Численность студентов, получающим образование третьего уровня
• эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов; • состояние кадрового потенциала; • состояние структуры вуза; • эффективность научно-исследовательских работ; • эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов; • финансовое, материальное обеспечение вуза; • состояние технологии обучения; • эффективность оценки и аттестации преподавателей. Каждый из приведенных выше разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающих содержание данного раздела. Например, первый раздел «Оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям» включает следующие показатели: 1.1. Процент выпускников, решивших комплексное квалификационное задание (по отношению к общему списочному составу). 1.2. Средний балл решавших комплексные квалификационные задания. 1.3. Процент решивших комплексные контрольные задания на «хорошо» и «отлично». 1.4. Средний балл дипломных проектов и работ. 1.5.Процент дипломных проектов и работ, защищенных на «хорошо» и «отлично». 1.6. Оценка качества подготовки выпускников их руководителями на предприятиях, фирмах. 1.7. Процент студентов, подготовка которых осуществляется на основе трехсторонних договоров. 1.8. Процент выпускников, имеющих работу по специальности (на основе данных результатов трудоустройства). На основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя. Один из них характеризует качество подготовки специалистов, другой — материальное и финансовое положение учебного заведения. Перспективными направлениями исследований в сфере профессионального образования, в частности вузовского обучения, следует признать исследования, основанные на различных базах данных. К таковым относятся, например, разработки Пензенского госуниверситета по анализу уровня подготовки абитуриентов по школам и районам города и области на основе сопоставления среднего балла аттестата зрелости со средним баллом, полученным на вступительных экзаменах в вузах. Важным направлением исследований является согласованный анализ трудоустройства выпускников учебных заведений по данным системы образования, региональных комитетов по труду и занятости, выборочных опросов безработных, трудоустроившихся в данном году. Заслуживает внимание опыт распространения хозрасчетных отношений на все подразделения учебного заведения, включая кафедры и факультеты, а также работа по автоматизации внутривузовского учета, педагогической и организационной деятельности в университете. Наиболее подробно послевузовское обучение отражается в статистике подготовки кадров высшей научной квалификации (аспирантов и докторантов). К основным статистическим показателям относятся: • число и виды организаций, ведущих подготовку; • численность, состав аспирантов и докторантов по полу, возрасту, формам обучения, отраслям наук; их прием и выпуск, в том числе выпуск с защитой диссертации; • численность лиц, утвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) России в ученых степенях кандидата и доктора наук, по отраслям наук, с распределением по полу и возрастным группам. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость мониторинга развития образования и изучения соотношений и преемственности различных видов, ступеней и форм обучения в целях достижения социальной справедливости и эффективности, а также обеспечения качественного улучшения инфраструктуры образования.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |