Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность предпринимательства



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Понятие и сущность предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей[1]. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.С середины X VII в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602г.- голландская Ост-Индская компания, в 1670г.- компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.В конце XVI в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695г.- Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков-владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства[1].

В начале ХХ в. предпринимательство становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921-1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в Казахстане.

Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и
«предпринимательство»? Эти понятия в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII- начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, предприниматель- это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX вв. Ж. Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства земля, капитала, труда Он указывал также что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовывать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. В своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) [2]. А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению А. Смита, компенсация за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Все участники рынка, пишет А. Смит, подгоняются стремлением «сделать деньги» для себя, «улучшить свое положение». Он знакомит нас с центральным механизмом рыночной системы механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка. Д. Рикардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте- эксплуататоре.

На рубеже ХIХ - ХХ вв. начинается научное осознание значения и роли института предпринимательства в деятельности государства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию[1]. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции. Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют три фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага- средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. Известный американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития» трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой, эффективное управление менеджмент со всеми его нынешним функциям по силам не каждому предпринимателю. Основное качество менеджера способность «внести организованность в неструктурированную организацию» далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий менеджер[2].

Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия «предприниматель» и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них - собственник, а другой - управляющий. На деле многие собственники выполняют функцию менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производств.

Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или
организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде
заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства, выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд. Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций, арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов различных товариществ и др. Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами. К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести[3]:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

-экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства -получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание упоминавшиеся выше И.Шумпетер и А. Маршалл. Если И.Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но, что важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе. Представляется более правильной оценка, данная И. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению - И. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества[4].

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Понятие и сущность предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)