Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития предпринимательской деятельности в Республике Казахстан



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Этапы развития предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально - экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию[12].

Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточностью требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства. Но государство в той или иной степени постоянно занимается проблемами малого бизнеса. Определяя институциональные рамки рыночной экономики, оно старается создавать благоприятные условия для свободы предпринимательской деятельности, формирования конкурентной рыночной среды, привлечения иностранного и отечественного капитала в малый бизнес. Политика поддержки предприятий работает в каждой области Казахстана. Центры малого бизнеса (ЦМБ) на местах призваны оказывать оперативную помощь и содействие предпринимателям, нуждающимся в поддержке. В основном ЦМБ занимаются решением текущих проблем, связанных с преодолением незаконных бюрократических барьеров. В перспективе эти центры будут предоставлять временные помещения новичкам для организации мало масштабного производства (размещение оборудования, в том числе и взятого в лизинг, или открытие офиса). Важна роль центров в информационном, консультационном и методическом обеспечении новичков, передаче знаний в области современного маркетинга, менеджмента, техники и технологий, законодательства и права, основ экономики. И, наконец, им отводится роль органов, которые на локальном уровне будут осуществлять запуск механизма, мультипликации при распространении передового опыта предпринимательства. В идеале они призваны стать центрами «скорой помощи» предпринимателям. Они должны не на словах, а на деле демонстрировать населению реалистичность достижения успеха в малом бизнесе и предоставлять возможность новичкам получать необходимые для этого базовые знания и навыки[13].

Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и маркетинга. При оплате труда сильна ориентация на уравниловку. Не все еще четко осознали - неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж личности предпринимателя в обществе пока невысок, и она нередко ассоциируется с сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху постоянного социалистического дефицита и в период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды. Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки и социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный и трудолюбивый работник часто нуждается в смене ментальности в переобучении (поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной и другой электронной техникой). Всего этого трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20—30% не считается серьезным побудительным мотивом для повышения производительности. Кроме того, зачастую и сам руководитель (как правило, собственник) предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой — не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента (относящийся к «рутинам» по Нельсону и Уинтеру) накапливается и передается из поколения в поколение[14]. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной среде такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса[15].

Работа в сфере малого бизнеса крайне тяжела, ответственна и требует особой подготовки и знаний, поскольку она связана с взаимодействием с клиентами. По этой причине у предпринимателей часто возникают проблемы подбора квалифицированных кадров. Нередки случаи, когда они ошибаются и нанимают нерадивых работников, обманывающих клиентов и самих работодателей, прибегающих к мошенничеству, которое зачастую наносит се­рьезный финансовый и моральный ущерб компании. В таких обстоятельствах предприниматели вынуждены увольнять работника, но найти подходящего сотрудника взамен провинившегося даже при высоком уровне безработицы не так то просто. Свободные рабочие места имеются, однако квалификация значительной части безработных не соответствует современным профессиональным требованиям к специалистам. Поэтому часто только сам предприниматель и его- семья оказываются теми людьми, которые способны вынести на себе всю тяжесть малого частного бизнеса. Конкуренция истрастное желание достичь в будущем процветания движут ими, заставляя ра­ботать по 10—14 часов в сутки без выходных. Такое поведение особенно типично для предпринимателей, ранее не принадлежавших к привилегированным слоям общества, для тех, кто начал свое дело с нуля и пытается заработать свой собственный капитал, вернуть кредит или просто выжить в условиях нарастающей безработицы. Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. В настоящее время в Казахстане предпринимательская деятельность отражена в Гражданском кодексе от 25 ноября 2000г. В соответствии с Гражданским кодексом государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. На заседании Правительства Премьер Министр Республики определил одну из четких и определенных задач перед региональным руководством дальнейшее развитие среднего и малого бизнеса как основы формирования среднего класса. При этом было отмечено, что Правительство гарантирует поддержку малым предприятиям, ориентированным на создание новых современных производств, основу которых составят высокие технологии и качественный менеджмент. Однако оно не может не понимать, что идею развития малого и среднего бизнеса сильно подрывают теневой бизнес и контрабанда и намеренно мобилизовать все ресурсы на борьбу с этими явлениями. Как показывает мировой опыт, скорость переходного периода самоограничивающий фактор. Необоснованно быстрый переход нередко жестоко наказывает его инициаторов. В странах Латинской Америки переходный период продолжается уже целое столетие. Идет напряженная политическая борьба с победами и с поражениями. В некоторых азиатских и европейских странах: Испании, Португалии, Греции - модернизация заняла время, равное жизни одного поколения. В России сейчас складывается твердое мнение о невозможности преодоления переходного периода раньше, чем через 20-25 лет. Не может не впечатлять опыт переходного периода в Юго-Восточной Азии. И, наверное, стоит прислушаться к голосам тех, кто причастен к этим успехам. Сабуро Окито - японский экономист - утверждает: «В странах, где механизмы свободного предпринимательства не опираются на традиции, опыт и соответствующую социальную культуру, жесткое вмешательство государства в рыночные реформы просто необходимо; во- вторых, ни в коем случае нельзя отбрасывать стратегию преобразований, которая предусматривает медленное прохождение реформ, опирающихся на сильное государственное регулирование» [16].

Происходящие в промышленности республики структурные из­менения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики. Это подтверждается и данными государственной статистики[17].

Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась в период кризиса 2008 -2009 годы, с 6581.8 тыс. чел. в 2008 г. до 6400 тыс. чел. в 2009 г. (на 181.8 тыс. чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719.0 до 2067.2 тыс. чел. Уровень занятости населения в государственном секторе экономики из года в год сокращался, а в сфере частного и индивидуального предпринимательства возрастал. Если в 2008 г. в частном секторе было занято 2103.1 тыс. чел, то в 2009 г. — 3740.3 тыс. чел. Отток занятого населения из сферы государственного сектора за период 2007-2009 гг. составил, по данным государственной статистики, 1652 тыс. чел, а прирост населения, занятого в частном секторе производства, достиг за тот же период 1637 тыс. чел. Для более точных выводов необходимо внести экспертные коррективы по влиянию миграционных потоков. Представляется, что существенная компенсация ликвидированных рабочих мест на гигантских предприятиях производилась за счет создания новых рабочих мест в секторе частного, в том числе и малого бизнеса [18].

В высокоразвитых странах доля занятого в малом бизнесе населения высока и составляет от 53 до 80%. Эта доля значительна и в некоторых бывших социалистических государствах, где малый бизнес имел традиционные исторические корни, например, в Эстонии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и др. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане Таджикистане она низка и находится в пределах 2-10%. В 2007г. наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов малого предпринимательства. За период с января по май он возрос до 156,1 тыс. единиц, из них количество функционирующих субъектов составило 51,6 тыс. единиц (по результатам мониторинга предприятий по областям). Как правило, доля функционирующих субъектов малого предпринимательства в общем количестве зарегистрированных фирм колебалась в интервале от 30 до 40% в зависимости от региона страны. Мировой финансово-экономический кризис снизил эти показатели [19].

По состоянию на 1 января 2009 г. в Республике насчитывалось 128.6 тыс. хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, что составляло 87% от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана 2007 года[20].

В 2009 г. наблюдалась следующая картина распределения предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики: тяжелая промышленность — 14%, сельское хозяйство — 6.1%, строительство — 10.3%, транспорт — 1.8%, торговля и общественное питание — 24%, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 11%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание — 4.9%, материально-техническое снабжение и заготовки — 4.4% , просвещение — 3.7% , здравоохранение и социальное обеспечение — 1.9%, культура, искусство и средства массовой информации — 1.5 %, наука и научное обслуживание — 2.1%, управление — 4.3 %, общественные объединения — 3.1%, прочие виды деятельности — 6.9%.

Доля малого бизнеса (малые частные предприятия, кооперативы, крестьянские и фермерские хозяйства) в ВВП все еще невысока: от 4% в 2007 г. до 7-8% в 2009 г. Показатели объемов производства продукции по сектору малого предпринимательства и ВВП Республики, использованные в расчетах, приведены по данным Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам, прогнозные, показатели — по расчетам бывшего Министерства экономики и торговли. Объем продукции, выработанной субъектами малого предпринимательства в 2009 г., по данным государственной статистики составил 8.5 млрд. тенге, а ВВП в том же году равнялся 1415.7 млрд. тенге [21].

В Казахстане продолжается процесс формирования предпринимателя-фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 января 2009 г. в сельском хозяйстве имелось 62.6 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1.5%. Более 84% товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44.3 тыс. единиц — крестьянские (фермерские) хозяйства. Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства позволила продолжить совершенствование частного предпринимательства в Республике Казахстан. Более 40% функционирующих в настоящее время малых предприятий были созданы в 1992-1993 гг., когда малое предпринимательство пользовалось значительными налоговыми льготами и возможностями для кредитования[22].

Во время структурных перестроек и кризисов всегда возникают благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Это связано с высокой мобильностью и оперативностью малого бизнеса. Первая волна предпринимательства в виде кооперативов и малых частных предприятий, пользуясь предоставленными льготами по налогообложению, инерционностью и негибкостью государственного сектора экономики, смогла достаточно ус­пешно функционировать. Даже при высокой инфляции операции в сфере обращения имели значительную эффективность, что, собственно, и обусловливало ориентацию малого бизнеса на этот сектор. Более 38% малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства[23].

Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля и торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, пе­реводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики. Часть оборота негосударственных структур также находится во «вторичной» экономике, где господствует прямой бескассовый расчет наличными деньгами без платежных ведомостей, что затрудняет эффективный статистический учет и контроль со стороны налоговых органов. Несмотря на усилия налоговой инспекции, эта часть деятельности негосударственных структур не облагается налогом, что негативно отражается на доходной части госбюджета. Все неучтенные и нерегламентированные виды экономической деятельности, отношения, возникающие между отдельными физическими и юридическими лицами в процессе движения товарно-материальных ценностей и услуг, составляют теневую экономику, масштабы которой трудно поддаются оценке органами государственной статистики[24].

В последнее время малое предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников, что вызвано внешним воздействием кризисных факторов и неустойчивой общемировой экономической ситуацией.  Как было показано ранее, доля продукции, производимой в сфере малого предпринимательства, в ВВП невысока. От­раслевая и региональная структуры нерациональны. Предприятия малого бизнеса концентрируют свою деятельность преимущественно в торгово-закупочной сфере, наблюдается отток предпринимателей из производства, усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана надежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки малого предпринимательства. Не были выявлены соответствующие отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем всей экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. [25]

В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан в Послания «Новое десятилетие - новый экономический подъем, новые возможности Казахстана» было указанно, что «Целью станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательского дела, прежде всего малого и среднего бизнеса. Акимам придется серьезно поработать, найти новых людей, которые будут создавать новый бизнес» [15]. Как выявили исследования, перед предпринимателями, занимающимися бизнесом, воздвигнута масса практически непреодолимых" барьеров. Требуется понести значительные финансовые, физические и моральные издержки, чтобы пройти сквозь них. Нами произведена систематизация этих барьеров и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в приложении 1. Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам малого предпринимательства оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства [26].

В соответствии с Указом Президента, в Республике проводилась инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений и объектов незавершенного строительства на государственных предприятиях[27]. Всего по Республике было выявлено 1343 неиспользуемых и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передавались субъектам малого бизнеса на тендерной основе. Но проблема состояла в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, лопали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном, шумпетеровским смысле слова. В итоге этот капитал простаивал, и нередко добротные здания и помещения разрушались от бесхозяйственности. Поэтому было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты передавались им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Поддержка малого бизнеса проводится в соответствии с разра­ботанными приоритетами в духе общей государственной политике развития малого предпринимательства. Приоритеты определяются, исходя из маркетинговых исследований регионального рынка товаров и услуг, демографической структуры населения, его платежеспособности, оценки возможностей кооперации малого бизнеса с крупными отечественными промышленными предприятиями и наличия местных трудовых ресурсов, сырья и материалов. Утвержденные приоритеты служат полезными ориентирами для всех государственных органов, иностранных и отечественных инвесторов, банка второго уровня и предпринимателей, оказывающих поддержку малому предпринимательству. Предприниматель здесь свободен в выборе, как региона работы, так и производства[28].

В настоящее время в экономике Казахстана одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно- технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров[29].

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. К сожалению, производственное предпринимательство. В составе малого бизнеса в Казахстане не получило еще преобладающего развития. Большое значение имеет способность предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей[9].

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий[30]:

- внутренней экономической обстановке в целом и ее регионах,

 - способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

 В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной коньюктуры. Предпринимательство является таким источником развития, от которого Казахстан не может отказаться ни сейчас, ни в будущем[31].

Большие и малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Анализ финансового состояния является важной частью оценки результатов деятельности этих предприятий.



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Этапы развития предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)