Определение понятия «агрессия»
Московский психолого-социальный институт
Курсовая работа по Общей психологии (2) Тема: Психология агрессивности
Выполнила: студентка 4 курса группы № 242, Титова В.С.
Преподаватель:
Барнаул, 2007 год Содержание:
Введение. 3 1 Теоретические основы психологии агрессивности. 5 1.1 Определение понятия «агрессия». 5 1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов. 7 1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16 2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы.. 22 2.1 Методика исследования. 22 2.1.1 Обработка и интерпретация результатов. 23 2.1.2 Организация исследования. 24 2.2 Результаты исследования. 25 2.2.1 Показатели агрессивности. 25 2.2.2 Насыщенность категорий. 26 2.3 Выводы исследования и рекомендации. 32 Заключение. 34 Список литературы.. 36
В осуществлении понимания другого человека значительную роль играет понимание его психических состояний, переживаний и т.д. Принципиальность понимания этой грани заключается в том, что все психические проявления человека представляют собой неотъемлемую часть его жизни и являются переживанием человеком своего отношения к окружающей его действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям). Специфика данных явлений заключается в уникальности их переживания каждым человеком, в тесной включенности всех психических проявлений во внутренний мир индивида. Таким образом, попытка сущностного понимания другого не представима без открытия для понимающего этой стороны человека. Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность. С этой точки зрения, проблема понимания агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в общественных местах и даже дома, в кругу семьи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Таком образом, происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение психологии агрессии. Исходя из заданной цели задачи работы следующие: 1.Изучить основные психологические теории по причинам возникновения агрессии, её природы и факторов. 2. Определить, в чем феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. 3. Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 и 10 классов средней общеобразовательной школы. Предметом проводимого исследования является агрессия. Объектом исследования является агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Гипотеза исследования заключается в предположении, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. 1 Теоретические основы психологии агрессивности Определение понятия «агрессия» Согласно толковому словарю С.И. Ожегова под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие [28, с. 18]. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы: 1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба. Некоторые психологи (Ю.М. Антонян, А.Р.Ратинов и др.) считают, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида. 2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: «агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами: - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; - в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; - жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой» [5, с. 5-7]. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Согласно их воззрениям агрессия рассматривается как форма социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. В данной курсовой работе под агрессией будет подразумеваться личностная черта, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |