Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной курсовой работе проводится сравнение и анализируется проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью рубежа 60-70-х годов прошлого века. Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни. Поэтому анализ форм досуга позволяет выявить многие тенденции развития молодого поколения.

Тема является актуальной, так как общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в прямом смысле представляет будущее страны. Вследствие её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.

Каждая возрастная группа имеет свои ценности и свою субкультуру. Однако, с другой стороны, поколение нынешних «отцов» в дни своей молодости проходило стадию «детей». Эти две ипостаси старшего поколения наложены в их сознании друг на друга и в своём влиянии на нынешнее поколение «детей» «отцы» проецируют на них и свои воспоминания о том, каково, по их мнению, должно быть «правильное» поведение молодёжи, и взгляды, выработанные у них в более позднем возрасте.

Отдельно хочу отметить, что выбранная мною тема интересна моему поколению. Родители часто сравнивают жизнь современной молодёжи, в частности, её досуг с тем, как это было во времена их молодости. Зачастую у молодёжи это вызывает раздражение, но иногда возникает интерес, как протекала молодость наших родителей.

Проблемой данного исследования является сходство и различие проведения своего свободного времени молодёжью двух поколений. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей.

Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Также интересно определить направление этих изменений и их темпы.

Объектом исследования в этой работе являлись жители города Магнитогорска, которым в настоящее время от 13 до 20 лет и от 45 до 53 лет (то есть те, кто попадал в возрастной диапазон 13-20 лет на рубеже 60-70х годов ХХ века).

Предметом исследования в данной работе являлось сравнение проведения свободного времени современной магнитогорской молодёжью и магнитогорской молодёжью рубежа 60-70х годов прошлого века, выявление структуры досуга, а также различий и сходных черт его.

Перед началом исследования была выдвинута следующая гипотеза. Предполагалось, что имеются существенные различия в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений, а именно в изменении процентного соотношения между старыми видами досуга; в появлении качественно новых видов проведения свободного времени, связанных с техническим прогрессом (например, повсеместное распространение компьютеров) и с экономическим положением (например, международный туризм, распространение видов спорта, требующих больших материальных затрат).

Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).

Базой проведённой работыявлялись данные, полученные в результате, во-первых, изучения литературы по социологии (в частности, по вопросу проведения социологических исследований) и, во-вторых, данные, полученные в результате социологического опроса, в декабре 2007 – январе 2008 года.

Остановимся на вопросе методики расчёта объёма выборочного исследования, так как в любом социологическом исследовании очень важно определить, каким должно быть число опрашиваемых. Как уже было указано в предыдущем разделе работы, по рекомендации Института социологии Российской Академии наук объём выборки должен составлять 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объём. Поэтому в проведённом исследовании был необходим провести опрос 100 представителей возраста от 13 до 20 лет и 100 представителей возраста от 45 до 53 лет. Все представители являлись жителями города Магнитогорска.

В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 13 до 20 лет являлись учащиеся школ, колледжей, техникумов и младших курсов институтов, а также работающая молодёжь. В число опрошенных респондентов возраста от 45 до 53 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.

В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения.

Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

В проведённом социологическом опросе анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.

Формулируя варианты ответов (подсказок) в закрытых и полузакрытых вопросах, я старалась соблюдать стандартные правила:

- первыми ставились наиболее вероятные ответы;

- подсказки были приблизительно равной длины;

- варианты ответов были выдержаны на одном уровне конкретности;

- в одном ответе не формулировалось несколько идей.

Вся анкета вместе с вариантами ответов была отпечатана на одной странице.

Все респонденты второй возрастной категории (то есть в возрасте от 45 до 53 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 13-20 лет.

В дальнейшем для удобства респондентов в возрасте от 13 до 20 лет будем именовать группой А, а респондентов в возрасте от 45 до 53 лет – группой Б.

Перейдём непосредственно к рассмотрению вопросов анкеты и анализу полученных ответов.

Анкета состояла из приводимых ниже вопросов, расположенных в том же порядке, в котором мы их рассмотрим.

1) «Сколько Вам лет?»

Первый вопрос о возрасте респондентов подтвердил, что все они принадлежат к тем возрастным категориям, среди которых проводился опрос.

2) «Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете каждый день?» Ответы респондентов группы А распределились следующим образом:

менее 2 часов – 15 % ;

от 2 до 3 часов – 46 % ;

от 4 до 6 часов – 33 % ;

более 6 часов - 6 % .

Ответы респондентов группы Б распределились следующим образом:

менее 2 часов – 5 % ;

от 2 до 3 часов – 30 % ;

от 4 до 6 часов – 49 % ;

более 6 часов - 16% .

Количество свободного времени у современной молодёжи (группа А) не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 60-70х годов (группы Б). Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению, что, вероятно, связано с тем, что представители группы А занимаются на всевозможных курсах, иногда подрабатывают (даже при дневной форме обучения), некоторые сами зарабатывают на платное обучение

3) «Где Вы предпочитаете проводить свободное время?

      А) дома;

Б) на улице;

В) в гостях;

Г) другое.»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Представители группы А свободное время предпочитают проводить:

- дома - 50 %;

- на улице – 27 %;

- в гостях – 16 %;

- другое – 19 %.

В качестве «другого» чаще всего указывалось посещение компьютерных клубов, кинотеатров, дискотек.

Представители группы Б свободное время проводили:

- дома – 31 %;

- на улице – 46 %;

- в гостях – 19 %;

- другое – 17 %.

В качестве другого чаще всего указывалось посещение кинотеатров.

Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Это, во-первых, может быть объяснено тем, что досуг дома в настоящее время можно проводить более разнообразно (компьютер, телевизор с большим количеством программ, видео и т.д.). Во-вторых, изменились жилищные условия (практически исчезли коммунальные квартиры, большинство молодых людей имеют отдельную комнату).

Молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовому волейболу и футболу, массовому катанию на катках постепенно приходят ролики, скейтборд, сноуборд.

4) «Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете чаще всего?

А) кино;

Б) театр;

В) концерты;

Г) дискотеки \ танцы;

Д) другое.

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Респонденты группы А дали следующие ответы:

- кино – 51 % ;

- театр – 14 % ;

- концерты – 10 % ;

-  дискотеки – 15 % ;

- другое – 10 % ;

В качестве «другого» указывалось посещение клубов, выставок.

Респонденты группы Б дали ответы:

- кино – 92 %;

- театр – 3 %;

- концерты – 3 %;

- танцы – 1 %;

- другое – 1 %.

В качестве «другого» были указаны выставки.

Так как разрешалось ответить только единственным образом, то ответ фиксировал только лидирующий вид досуга.

Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время популярность кинотеатров опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё 8-10 лет назад).

Проведение досуга в форме посещения концертов стало в настоящее время заметно более распространённым, чем у предшествующего поколения. Одним из возможных объяснений этого факта может быть следующее. В 60-70х годах прошлого века массовые зрелищные мероприятия испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны властей. Это сужало возможности молодёжи слушать и смотреть то, что соответствовало её желанию. В связи с этим в те годы пользовались особой популярностью магнитофонные записи ряда представителей неформальной музыкальной культуры. Из отечественных – «Машина времени», Высоцкий и др.; из зарубежных – «The Beatles», «The Rolling Stones» и другие. В настоящее время отсутствие каких-либо преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга. Этими же причинами можно объяснить проявление большего интереса к театральному искусству.

Большое место в жизни современной молодёжи занимает посещение компьютерных клубов и дискотек, аналогов которым практически не было у предыдущего поколения.

5) «Какой стиль музыки Вы предпочитаете?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Основные музыкальные пристрастия группы А распределились следующим образом:

- рок – 51 %;

- поп-музыка – 22 %;

- рэп – 10 %;

- альтернатива – 9 %;

- классическая музыка – 7 %;

- фольклорная музыка – 5 %;

- другое – 23 %.

Ответы представителей группы Б таковы:

- популярные группы («The Beatles» и др.) – 69 %;

- эстрадная музыка – 54 %;

- классическая музыка – 7 %;

- фольклорная музыка – 2 %.

Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны, поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала достаточно высокими музыкальными и литературными качествами). На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 22 %, полученные поп музыкой.

6) «Какие игры Вам больше нравятся?

А) логические;

Б) подвижные;

В) другое».

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Ответы респондентов группы А:

- логические игры (в том числе компьютерные) – 47 %;

-  подвижные игры – 51 %;

- другое – 2 %.

Ответы респондентов группы Б:

- логические игры (шахматы, настольные игры) – 30 %;

- подвижные игры – 68 %;

- другое – 2 %.

Результаты опроса показали, что интерес к логическим играм возрос в связи с появлением и широким распространением компьютерных игр и увлечения ими большого процента молодёжи.

7) «Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

А) занимаюсь регулярно;

Б) занимаюсь иногда;

В) совсем не занимаюсь».

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Ответы группы А:

-  занимаюсь регулярно – 39 %;

-  занимаюсь иногда – 49 %;

- совсем не занимаюсь – 12 %.

Ответы группы Б:

- занимаюсь регулярно – 41%;

- занимаюсь иногда – 52 %;

- совсем не занимаюсь – 7 %.

Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций практически не существует, возникли многочисленные платные секции, в том числе в новых видах спорта, обеспечивающие эту потребность молодёжи. По результатам дополнительных вопросов, не вошедших в анкету, можно сделать вывод, что девушки нынешнего поколения также активно занимаются спортом (аэробикой, шейпингом). Это явление является новым. В предыдущем поколении количество девушек, занимающихся спортом, было значительно ниже.

8) «Любите ли Вы читать?

А) не люблю;

Б) люблю (что именно)».

Допускалось указывать более 1 ответа.

В группе А ответили «не люблю» 29 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных представителей этой группы разделились следующим образом:

- научная фантастика – 65 %;

- периодика – 40 %;

- детективы – 37 %;

- любовные романы – 23 %;

- другое – 28 %.

В качестве «другого» чаще всего указывалась проза русских и зарубежных писателей, научно-популярная литература, поэзия.

В группе Б ответили «не люблю» 15 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных были такие:

- приключенческие романы – 48 %;

- классические произведения – 43 %;

- исторические романы –36 %;

- книги про войну – 27 %;

- другое – 21 %.

В качестве другого были указаны книги советских писателей, поэзия, научно-популярная литература.

Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению (71 % против 85 %), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.

9) «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?»

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час.

Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.

10) «Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Интерес к телевизионным программам в группе А распределяется следующим образом:

- зарубежные кинофильмы – 56 %;

- музыкальные передачи – 47 %;

- спортивные передачи – 45 %;

- сериалы – 27 %;

- другое – 21 %.

В качестве «другого» указывались игровые программы, информационные программы, отечественные художественные фильмы.

В группе Б интересы распределялись таким образом:

- отечественные художественные фильмы – 71 %;

- развлекательные передачи – 43 %;

- спортивные передачи – 41 %;

научно-популярные программы – 19 %.

Различия в ответах респондентов в группах А и Б частично обусловлено тем, что в 60-70х годах телевизионная программа весьма ограничивала возможный выбор.

Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль кинопродукции Голливуда, весьма часто пропагандирующей насилие как способ решения всех проблем, а также осуществляющей мировую культурную экспансию США.

11) «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Ответы респондентов группы А разделились следующим образом:

на даче – 70 %;

на море – 42 %;

за рубежом – 39 %;

в Магнитогорске – 25 %;

в лагере – 15 %.

Ответы респондентов группы Б:

в лагере – 85 %;

в деревне – 56 %;

на море – 24 %;

в Магнитогорске – 11 %.

Из ответов, опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов мало и постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %.

С другой стороны изменившееся материальное положение многих магнитогорцев и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах.

Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.

Проведённое социологическое исследование позволило сравнить проведение досуга современной молодёжью и молодёжью 60-70х годов.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)