Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Необходимость совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Глава 3. Необходимость совершенствования валютного регулирования и валютного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Валютный контроль и валютное регулирование - сложное общественное явление, затрагивающее одновременно и внутреннюю, и внешнюю политику. Главная цель валютного контроля и валютного регулирования в стране на ближайший период должна состоять в поддержании в России устойчивого экономического роста. Наиболее острый характер имеют задачи, связанные с устойчивостью валютно-финансовой системы и ограничением „бегства“ капитала. Нынешняя система государственного контроля явно не справляется с задачами пресечения получивших большой размах практики открытия валютных доходов и нелегального вывоза капиталов за рубеж. В организации валютного контроля имеет место значительная межведомственная раздробленность. До последнего времени вопросами валютного контроля помимо Государственного таможенного комитета целый ряд органов государственного управления: Банк России, Министерство финансов России, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Нередки случаи принятия ими противоречащих друг другу ведомственных решений, что снижает эффективность государственного регулирования. В условиях финансово- экономического кризиса в России резко возрос региональный сепаратизм, в том числе и в сфере валютного контроля и валютного регулирования. Это находит отражение в стремлении субъектов РФ сформировать собственные золото - валютные резервы, установить монополию на экспорт своих природных ресурсов.

Доступность валюты в условиях гиперинфляции и социально - политической нестабильности явилась мощным фактором „долларизации“ денежного оборота России. Доллар практически стал второй национальной валютой, а США в настоящее время имеют в своем распоряжении такой мощнейший рычаг манипулирования экономикой и внешней торговлей в своих интересах, как управление курсом доллара и процентными ставками со стороны Федеральной резервной системы. Ввоз долларовых банкнот превратился в крупную статью российского импорта, сопоставимую по своей величине с объемом расходов на импорт товаров из дальнего зарубежья. По подсчетам специалистов, в целом оборот долларов в России (с учетом девальвации рубля после августа 1998 года) вчетверо превышает циркулирующую в стране рублевую массу. Если учесть, что 80% внешнеторговых сделок осуществляется в долларах, то становится очевидной опасная зависимость российской экономики от американской валюты.

Долларизация подрывает позиции суверенной национальной валюты и способствует бесконтрольному вывозу капиталов за границу.

Фактором, влияющим на обеспечение экономической безопасности страны, стало бремя внешней экономической задолженности. По данным Банка России, к началу 1999 года общая сумма российского внешнего долга составила 186 млрд. долларов плюс задолженность нерезидентам по внутренним государственным обязательствам (ГКО - ОФЗ (облигации федерального займа)), составляющим свыше 11 млрд. долларов.[8] Состояние государственного внешнего долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокой процентной ставки. Поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях. В настоящее время Россия располагает 43 млрд. долларов валютных резервов и имеет устойчивый положительный платежный баланс.[9] Таким образом, объем золотовалютных резервов являются важным показателем экономической безопасности государства. Россия, включившись в мировую экономику, пока сталкивается с негативными сторонами глобализации, чем с ее преимуществами.

Следовательно, производственный и финансовый сектора экономики страны попали в сильную зависимость от конъюнктуры на внешних рынках. Относительная легкость привлечения средств иностранных инвесторов обернулась резким ростом объемов внешних долговых обязательств. Обращение России к новым финансовым инструментам, не решив валютных проблем, способно лишь обострить ее долговые трудности.[10]

 

Заключение.

В течение первых недель декабря 2008 года рубль, несмотря на действия ЦБ, который дважды понижал его курс к бивалютной корзине, заметно укреплялся к доллару. Благодаря регулятору синтетический инструмент подрос почти на 3%, до 33,08. Если бы не безудержное падение американской валюты на Forex практически ко всем основным денежным единицам (к евро доллар опустился до отметки 1,49), рост рублевых котировок на ММВБ мог быть еще более заметным. Обвал доллара на мировых рынках оказался на руку Банку России, сделав девальвацию отечественной валюты менее заметной внутри страны, но ради этого пришлось пожертвовать курсом евро к рублю, который едва не пробил границу 40 рублей. С 16 декабря рубль подорожал к валюте США на 41 копейку, до уровня 27,41 рубля за доллар по курсу tomorrow. 19 декабря картина в корне изменилась. Установленный ЦБ официальный курс на выходные составил 27,73 руб. за доллар, а на бирже ближе к окончанию торгов курс доллара tomorrow взлетел до 28,15 рубля.

Говоря же конкретнее о валютном регулировании можно сказать следующее. Практическое подавление оттока капитала из страны представляется необходимым в первую очередь для решения проблемы стабилизации валютного курса, которая имеет в России совершенно особое звучание. Страна импортирует почти 50% продовольствия, 75% медикаментов, от 55 до 70% качественных потребительских товаров. Скачок курса доллара сделает их недоступными для граждан и резко снизит уровень жизни. То же самое относится и к валютным кредитам, обслуживать которые станет дороже. Если ставится задача спасения среднего класса, без поддержания курса ее не решить.

В случае резкого сокращения оттока капитала для поддержания курса на нынешнем уровне (скажем, его фиксации на уровне 28 руб./доллар) появятся все основания. Жесткое закрепление курса снизит спрос на валюту со стороны спекулянтов, сейчас скупающих доллар в надежде на его рост. Убедившись в стабильности курса, население тоже перестанет скупать валюту, и давление на рубль ослабеет. Прекращение спекуляций поможет выдавить свободные денежные средства из банков в реальный сектор. При учете огромного выброса денег — уже произошедшего и намечающегося — откроется возможность снижения процентных ставок. Это, разумеется, не предотвратит спад, но и тут есть положительный момент: предприятия и население будут тратить меньше, следовательно, объективно сократятся и темпы инфляции. Это происходит сейчас во всем мире — и только Россия и ее Центральный банк делают все, чтобы инфляция не прекращалась. Такое положение нужно менять. Сегодня для этой меры есть и внешний фон: привязав рубль к доллару, мы обеспечим его неизбежное обесценение по отношению к евро (который подешевел к доллару в июле-ноябре на 20,7% и наверняка отыграет часть падения в 2009–2010 годах). Рост евро будет способствовать удорожанию импорта из Европы (откуда в Россию приходит 52% импортных товаров) и сделает его менее конкурентоспособным.

Единственными «проигравшими» окажутся наши нефтяники и производители иного сырья. Однако только недавно «Роснефть», например, отчиталась, что за 9 месяцев 2008 года получила по US GAAP прибыль в 10,345 млрд долларов — на 139% больше, чем за тот же период 2007 года! Но все же бензин практически не подешевел с августа, хотя в США его цена упала более чем вдвое и составляет сейчас в пересчете 14 рублей за литр. Не эти компании надо жалеть, выбирая между их выгодой и судьбами россиян.

Итак, оценивая ситуацию, сложившуюся в России в конце 2008 года, следует констатировать, что:

· Положение в российской экономике является кризисным, и, не признавая этого фак­та, нельзя найти путей выхода из сложившейся ситуации;

· Нынешний экономический кризис начался не в России, однако внутренние факторы в большей мере влияют на ситуацию в стране, чем внешние;

· Кризис высветил неконкурентоспособность российской экономики и некомпетентность правительства страны и регулирующих органов.

Фундаментальными проблемами, мешающими борьбе с кризисом, являются:

ü Отсутствие у власти ощущения опасности кризиса и координации усилий государственных институтов по преодолению кризисных тенденций;

ü Неспособность финансовых регуляторов осуществить радикальные меры по насыщению ликвидностью отечественной банковской системы;

ü Непропорционально высокая долговая нагрузка на крупнейшие компании и банки (осо­бенно с государственным участием);

ü Несовершенство валютного законодательства и увеличивающийся отток капиталов за рубеж в комбинации с недостаточностью валютных резервов;

ü Чрезмерная зависимость российской экономики от глобальной конъюнктуры сырьевых рынков (в первую очередь рынка нефти);

ü Крайне низкий уровень сбережений граждан, не позволяющий им приспосабливаться к последствиям даже первой волны кризиса.

В сложившейся ситуации возможны два варианта мер, направленных на выход из кризиса. Первый (инерционно-либеральный) предполагает корректировку ряда мер в рамках нынешнего курса.

В его рамках необходимо:

o Обеспечить функционирование межбанковского кредитования на рыночных основах и увеличить государственные гарантии кредитным учреждениям;

o Организовать массовую и открытую систему кредитования под залоги активов, что позволит влить дополнительные средства в систему и реально оценить стоимость объектов залога;

o Провести массовый выкуп неликвидных активов (недостороенной недвижимости, производственных мощностей, земли и т.д.) за счет бюджета;

o Резко ограничить финансирование неэффективных проектов, отвлекающих значительные средства бюджета;

o Осуществлять «контролируемую девальвацию» рубля.

Для успеха этого проекта нужны: резкое повышение квалификации и ответственности госслужащих; повышение прозрачности системы распределения государственных финансов; жесткое подавление групповых интересов, противоречащих достижению поставленных целей.

Однако, можно сделать вывод, что коррекция курса в рамках избранной парадигмы невозможна.

Второй (радикальная смена парадигмы) предполагает экстренные меры по спасению экономики.

В его рамках необходимо:

«Отсоединить» российскую финансовую систему от мировой на 2009 г.

Для этого: до 31 декабря 2008 г. за счет государства прокредитовать все компании и банки, долги которых иностранным кредиторам истекают до конца 2009 г. и напрямую осуществить досрочный возврат средств кредиторам;

С 1 января 2009 г. запретить на 365 дней любые денежные переводы за рубеж за исключением оплаты импортных поставок (при их надлежащем подтверждении) и переводов частных лиц на сумму до $10 тыс. в месяц;

Ввести мораторий на кредитование иностранных юридических лиц и на покупки российскими компаниями зарубежных активов;

Установить фиксированный курс рубля к доллару на уровне выше ныне усановившегося (например, 26 rur/$) и обеспечить беспрепятственный обмен рубля на доллары на внутреннем безналичном и наличном рынке;

Добиться за счет сохранения положительного торгового сальдо в 2009 г. роста валютных резервов по сравнению с показателем на 1 января 2009 г.

Эти меры в значительной степени повторяют меры, реализованные 1 сен­тября 1997 г. правительством Малайзии и приведшие к тому, что страна с наименьшими потерями пережила финансовый кризис 1997-1998 гг.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Глава 3. Необходимость совершенствования валютного регулирования и валютного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Необходимость совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)