Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Параметры форм общения



2019-12-29 482 Обсуждений (0)
Параметры форм общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Северодвинский филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет

Им. М.В. Ломоносова»

 

Факультет педагогики и психологии

 

Специальность 050717- Специальная дошкольная педагогика и психология

 

 

Общая характеристика

Условий развития и деятельности

 ребенка дошкольного возраста

 

Контрольная работа

студентки 3 курса ОЗО

Швецовой Натальи Александровны

Проверил:

асс. кафедры психологии и психофизиологии

Савищева Т.В.

 

    Северодвинск

           2010

План:

I.  Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе

1. Основные особенности дошкольного возраста

2. Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах  

3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте

4. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

5. Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис возраста.

II. Исследование особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте

1. Цель и задачи исследования. Обоснование метода

2. Описание результатов работы

3. Интерпретация полученных данных

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложения

 

 

I. Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе

1. Основные особенности дошкольного возраста

Возраст представляет собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития (3, с.21).

Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями (8, с.21).

Л.С. Выготский разработал периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. Именно новообразование, как указывал Л.С. Выготский, задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая определяет те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает новые свойства личности и по которому социальное становление становится индивидуальным. Л.С. Выготский подчеркивает, что «последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов...» (9, с. 19). Исходя из данного положения, Л.С. Выготский представил возрастную периодизацию и определил дошкольный возраст от 3 до 7 лет.

Для раннего детского возраста характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания. Физическое развитие детей в период раннего детского возраста (увеличение длины и массы тела) наиболее интенсивно на 1-м году жизни, хотя на 2-м и 3-м годах происходит также достаточно быстро. Главные достижения этого периода, определяющие развитие психики, - овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью. В раннем детском возрасте формируется и становится ведущей предметная деятельность ребёнка. Её особенность – использование предметов в соответствии с их функцией (ложка - для еды; лопата - для копания). Дети овладевают также т. н. соотносящими (собрать пирамидку, матрёшку, вставить вкладыши нужной конфигурации в соответствующие отверстия и др.) и орудийными (например, забить молоточком колышек в песок) действиями. В раннем детском возрасте мышление непосредственно связано с практической деятельностью ребёнка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребёнка в раннем детском возрасте связано совершенствование у него восприятия (форма, величина, цвет предмета), памяти, речи.

Помимо предметной в раннем детском возрасте начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своих играх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используют предметы - "заместители" (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника). Это свидетельствует о зарождении у ребёнка нового, характерного для человека типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года жизни сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования).

Ранний детский возраст является для ребёнка сензитивным (особо чувствительным) периодом в овладении речью, что существенно перестраивает всю психическую деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практических действиях, закрепляется в слове; совершенствуется память - дети могут рассказать о том, что видели, что делали.(18)

Основные особенности личности ребенка: дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная, мотивационная и волевая сферы, формируется самосознание.(6, с.36).

Таблица 1.

Особенности личности ребенка дошкольного возраста

Сферы развития Характерные способности
Эмоциональная сфера Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными; отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам; в основе эмоциональной регуляции действий ребенка лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности; в структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения; появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная сфера Появляются новые виды мотивов; между разными видами мотивов складываются соподчинение, иерархия: одни приобретают более важное значение, чем другие
Волевая сфера Формируется умение подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности; начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением; постепенно овладевать умением подчинять свои действия мотивам, которые удалены от цели действий.
Самосознание У дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке. Ребенок 3-4 лет почти ничего не знает о себе, о своих качествах. Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки. Для этого периода также характерна половая идентификация; осознание своих переживаний, развитие внутренней позиции ребенка

 

2. Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах

Таблица 2.

Психологическая школа Представитель Описание возраста Достоинства Недостатки Общее
Бихевиоризм Джон Уотсон Не выделяет каких-либо особых стадий, этапов  
Психоанализ З. Фрейд Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Эдипов комплекс (мальчики), комплекс Электры (девочки) - либидонозная привязанность к родителям противоположного пола. Именно в это время формируются главные структуры личности 1. Динамическая концепция развития. 2. Теория показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают «Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов» - Л.С. Выготский

Наличие корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию)

Гештальтпсихология М. Вертгеймер, К. Коффка Физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Центральной является проблема целостности и целостного подхода. Ведущий психический процесс ребенка – восприятие. Процесс психического развития делится на созревание и обучение Дети изначально воспринимают мир целостно и слабо дифференцируют объекты вокруг себя. Начало экспериментальных исследований познавательных процессов Натуралистическая теория психического развития ребенка
Генетическая психология Ж. Пиаже Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача — исследование механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения, основной метод исследования — клиническая беседа, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, которые приводят к иx возникновению Работы показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции Ошибочно считал, что эгоцентрическая речь — это выражение интеллектуального эгоцентризма
Гуманистическая психология К. Роджерс, А.Маслоу Познавательные и другие потребности личности могут саморазвиваться, если не помешает внешняя среда, которая должна лишь стимулировать извне это развитие Впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Были раскрыты механизмы формирования личности и пути для саморазвития и самосовершенствования детей Роль взрослого не выделяется
Культурно-историческая психология Л.С. Выготский Проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка Впервые в психологии был рассмотрен психологический кризис как необходимая стадия развития психики человека, был раскрыт его позитивный смысл. Введено понятие «зона ближайшего развития» - «область не созревших, но созревающих процессов»    
Деятельностный подход (в рамках культурно-исторической психологии) Д.Б. Эльконин  Разработал понятие ведущей деятельности и представление о смене ведущей деятельности при переходе на новый возрастной этап Выделялись те же периоды и кризисы, что и в периодизации Выготского, но при более детальном рассмотрении механизмов, работающих на каждом этапе    

3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

 Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным (3, с.25).

Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит (9, с.191).

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (10, с. 57).

Согласно Д. Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. (11, с.87)

 Согласно М.И. Лисиной, к основным потребностям относятся: потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении.

Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения - потребностей, мотивов, операций и пр., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной «формами общения».

Форма общения - коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам (7, с. 76).

 

Таблица 3.

Развитие форм общения по М.И. Лисиной

Формы

Общения

Параметры форм общения

Время проявления Место общения в жизнедеятельности ребенка Содержание потребности Ведущий мотив общения Средство общения Значение для психического развития ребенка
Внеситуативно-познавательная В 3-4 года (с 3 и до 5 лет) Совместная деятельность со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
Внеситуативно-личностная В 5-6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль стремления к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Моральные и нравственные ценности. Логическое мышление. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

 

4. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте

Движущие силы развития личности - это противоречия:

· общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

· индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

· внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;

· внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности.(19)

    Ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. (20)

Признаки ведущей деятельности:
1) внутри этой деятельности возникают и развиваются другие (новые) виды деятельности. Так, например, учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте возникает в рамках сюжетно-ролевой игры как ведущей в дошкольном возрасте,
2) в ней, главным образом, формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, самое существенное значение для развития воображения имеет в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра, а не какая-либо другая деятельность,
3) благодаря данной деятельности возникают основные психологические изменения личности ребенка на данном возрастном этапе. В частности, именно сюжетно-ролевая игра ответственна за формирование у ребенка произвольной регуляции психических функций и освоение им норм поведения взрослых, чьи роли в игре исполняет ребенок.(16)

Л.Ф. Обухова отмечает: «Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте» (9, с. 234).

Структура деятельности (по Леонтьеву): 1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.

Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. (21)

 

Таблица 4.



2019-12-29 482 Обсуждений (0)
Параметры форм общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Параметры форм общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)