Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика игры младших и старших дошкольников



2019-12-29 328 Обсуждений (0)
Характеристика игры младших и старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Параметры игры Младшие 3-5 лет Старшие 5-7 лет
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение отношений между людьми
2. Количество ролей 1-2 7-10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливают сами
4. Игровые действия Однообразные (1-3) Много свернутых и развернутых
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение игр Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные, заменяющие в плане воображения
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 года от 10-15 мин., в 4-5 лет от 40-50 мин, Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование Нет Есть

5. Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис возраста

Психологические новообразования - это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (1, с. 17). Новообразование - это обобщенный результат всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, оно становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (1, с. 17).

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (9, с. 236).

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (12).

Возрастные кризисы - относительно непродолжительные периоды онтогенеза (индивидуального развития), отличающиеся разными физиологическими и психическими изменениями при переходе индивида из одной возрастной группы в другую, связанные с системными качественными психическими преобразованиями в сфере сознания, деятельности и социальных отношений (4, с.25).

Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику в этот период (9, с.191).

Л.Ф. Обухова отмечает, что на основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности;

2) манерничание;

3) симптом «горькой конфеты»;

4) ребенок начинает замыкаться;

5) становится неуправляемым. (9, с.255)

Л.С. Выготский выделяет следующие особенности, характеризующие кризис семи лет:

1) Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе.

2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

3) Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка (3, с. 202).

Л.Ф. Обухова подчеркивает: «Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношение с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу» (9, с. 255).

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка (2, с. 10).

Таблица 5.

Психологическая готовность к обучению в школе

Интеллектуальная готовность Личностная Волевая
- круг знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей действительности; - уровень развития отдельных познавательных психических процессов - готовность к принятию новой «социальной позиции»; - отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе; - формирование таких качеств, которые помогли бы общаться с одноклассниками, с учителем в школе - умение поставить цель, принять решение, наметить план действия исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия; - умение делать не только то, что хочется, а и то, что требуют

 

II. Исследование особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте

1. Цель и задачи исследования. Обоснование метода

Метод — общий подход, способ исследования. В отличие от метода, методика — это частный, конкретный способ сбора материалов, который зависит от условий исследователя и конкретных возможностей. Основные методы исследования детской психологии- наблюдение и эксперимент. Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан (5, с. 195). Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (5, с.403). Наблюдения бывают сплошными и выборочными, скрытыми и включенными, одноразовыми и лонгитюдными. В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Экспериментальная стратегия исследователя может быть одноразовой и длительной. Обе стратегии сочетаются в одном и том же исследовании.

Для исследования особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте было взято 5 детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения исследования особенностей ведущей деятельности выбрали методы наблюдение и эксперимент, поскольку данный методы могут более полно раскрыть особенности игры дошкольников. Цели исследования:

1.изучить особенности развития игровой деятельности детей;

2.проанализировать полученные данные;

3.выявить уровень развития игровой деятельности детей.

 

2. Описание результатов работы.

К протоколу № 1

Дата и время проведения диагностики: 11 октября 2010 года, 10 час 03 мин – 10 час 27 мин.

Название метода: эксперимент по выявлению особенностей ведущей деятельности

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников была организована ролевая игра в группе из 5 человек. Тема игры задана взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры. Тема игры: «День рождения у бегемотика Буби-бу». Четко заданная ситуация отсутствует. Замысел игры определяется предложением экспериментатора, дети активно обсуждают его с партнерами, сами себе придумывают роли, чужую точку зрения учитывают. Замысел игры для них устойчив, перспективу игры видят только в продолжении намеченного плана. Замысел игры статичен, дети мало импровизируют. Словесная формулировка игровой цели и задачи предлагается детьми в развернутом виде. Во время игры выполняют свою роль по плану, ролевая речь и предметные действия присутствуют, мимика используется активно. Ролевой диалог непродолжителен, направлен к реальным партнерам и игровому атрибуту, передаются характерные особенности персонажа. Исполнять главные роли стремятся Катя П. и Аня К. Остальные выполняют второстепенные роли. Правила игры создаются совместно, четко следят за выполнением правил другими детьми. На замечания партнера по игре реагируют положительно, пытаясь найти общее решение.

Количественный анализ данных проводится по четырем уровням, из них четвертый самый высокий. Распределение ролей происходит самостоятельно, конфликтные ситуации разрешаются мирным путем – 4 уровень развития игровых навыков. Основное содержание игры - выполнение действий, определяемых ролью (3 уровень развития). Ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры (4 уровень развития). Игровые действия многообразны, логичны (3 уровень развития). Использование многофункциональных предметов (коробочка из-под конфет) и изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов (открытка, торт в кастрюльке), предметное оформление игры занимает минимальное время (4 уровень). Наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение (3 уровень). Соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры (4 уровень).

 

3. Интерпретация полученных данных.

Интерпретация к протоколу № 1

Дата и время проведения диагностики: 11 октября 2010 года, 10 час 03 мин – 10 час 27 мин.

Название метода: эксперимент по выявлению особенностей ведущей деятельности

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Поскольку по семи изучаемым параметрам преобладает четвертый уровень развития игровой деятельности, можно сделать предположение о том, что игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста развита в достаточной мере, отклонений не наблюдается. Судя по разнообразию игровых действий и ролей, можно предположить, что воспитатели детского сада активно занимаются формированием навыков сюжетно-ролевой игры детей. Возможно, дети дома тоже активно играют, наблюдают за деятельностью взрослых.

 

Описание результатов работы

К протоколу № 2

Дата и время проведения диагностики: 12 октября 2010 года, 09 час 44 мин – 10 час 10 мин.

Название метода: наблюдение за игровой деятельностью 

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Замысел игры возникает по инициативе Кати П., поддерживается остальными детьми. Замысел игры активно обсуждается, учитывается точка зрения всех детей. Замысел игры устойчив, но перспективы игры нет. Замысел статичен, импровизации нет, все четко выполняют свои роли. Все дети умеют формулировать игровую цель и словесно предлагать ее другим детям. Выполняемую роль обозначают словом до игры. Ролевая речь, предметные действия и мимика присутствуют. Ролевой диалог не развернут, непродолжителен, направлен по отношению к партнеру. Умеют передавать характерные особенности персонажа (дочка плачет, мама гремит кастрюлями и ругается). Распределением ролей руководят девочки, мальчики инфантильно соглашаются выполнять второстепенные роли. Дети, хоть и объединены общим замыслом, предпочитают играть малыми устойчивыми группами: по 2 человека. Дети отлично осознают игровые правила, которые выполняют функцию регулятора игры. Дети четко следят за выполнением правил другими детьми, указывают, как нужно делать. Конфликтных ситуаций не возникает.

Интерпретация к протоколу № 2

Дата и время проведения диагностики: 12 октября 2010 года, 09 час 44 мин – 10 час 10 мин.

Название метода: наблюдение за игровой деятельностью 

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что уровень развития игровой деятельности развит в достаточной степени. Очевидно, воспитатели детского сада много внимания уделяют сюжетно-ролевой игре детей. Но, поскольку игра статична, игровые действия выполняются четко по плану и хорошо знакомы детям, можно предположить, что взрослый часто активно вмешивается в ход игры, пресекая инициативу. С другой стороны, возможно, игровая деятельность еще не развита настолько, чтобы дети могли импровизировать в ходе игры.

 

 

 III. Заключение.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В ходе игры — игровой деятельности — происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некими правилами и образцами. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная, мотивационная и волевая сферы, формируется самосознание.

 

Список литературы:

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. - С.-Пб., 1994.

2. Безруких М.М., С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика. - М., 1991.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб., 1997.

4. Еникеев, М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М., 1997.

5. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В.Петровского.- М., 1985.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.,1983.-Т.1.

7. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

8. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

9. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

10. Смирнова, Е. О. Детская психология. – М.: 2003

11. Эльконин, Д. Б.  Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.

12. http://www.psyarticles.ru

13. http://imp.rudn.ru/psychology

14. http://www.hr-portal.ru

15. http://www.gumer.info/bibliotek

16. http://psychology.net.ru

17. http://ru.wikipedia.org

18. http://www.otrok.ru

19. http://cito-web.yspu.org

20. http://syntone.ru

21. http://mirslovarei.com

 

Протокол № 1

Дата и время проведения диагностики: 11 октября 2010 года, 10 час 03 мин – 10 час 27 мин.

Название метода: эксперимент по выявлению особенностей ведущей деятельности

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

 

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Деятельность экспериментатора Вербальные и невербальные реакции испытуемых
Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? Аня К.: «Это когда ты родился»; Юля Х.: «Когда подарки дарят»; Денис С.: «А мне мама торт купила на День рождения» (толкает ребят, чтобы ближе подойти к экспериментатору)
А сейчас мы начинаем игру     Конечно, можно. Катя П.: «А давайте торт сделаем»; Аня К.: «Нет, давай как-будто в гости пойдем»; Катя П.: «И торт принесем. Надо его испечь» Артем М.: «Я схожу в магазин, куплю крем для торта» (берет сумку, уходит в сюжетно-ролевую зону «Магазин») Денис С.: «Я буду продавцом!» (Бежит за Артемом М.). «Давайте я Вам крем продам, а Вы купите. Вот, пожалуйста (подает коробочку из-под конфет). Сто двести рублей давайте». Артем М. (подает бумажку – деньги): «Большое спасибо». Оба возвращаются. Во время их отсутствия девочки распределяли роли: Катя П.: «Я буду мамой бегемотика! (схватила мягкую игрушку, прижала к себе). Мой маленький (обращаясь к бегемотику), ты скоро будешь большой, и будет тортик. А давайте вы будете его друзьями (обращается к Ане К. и Юле Х.). Девочки соглашаются. Аня К.: «Юля, давай нарисуем открытку. Можно мы открытку нарисуем?» (Обращается к экспериментатору) Аня К.: «Пойдем (берет за руку Юлю Х.). Давай ты нарисуешь букетик, а я тортик». «Хорошо» - отвечает Юля. Берут стакан с карандашами и лист бумаги, кладут на стол, идут за стульями и садятся рисовать. Юля Х.: «Букетик какой – синий или зеленый?» Аня К.: «цветочки красные, а листики зеленые». Юля Х.: «Красный сломался, давай синие будут». Аня К.: «Ну давай». В это время Артем М. достает коробочку из сумки, отдает Кате П. со словами: «Вот крем, делай тортик». Катя П. усаживает бегемотика за стол, берет кастрюльку и «высыпает» в нее крем, подает Денису С.: «Мешай торт». Денис С. берет со стола ложку, громко стучит, размешивая: «Все, я сделал торт».
Если все сделали, то можно     Молодцы, мне очень понравилось, как вы поздравили бегемотика Буби-бу. Аня К.: « А уже можно подарки дарить?» (обращаясь к экспериментатору) Аня К. берет нарисованную открытку, и они с Юлей Х. бегут к бегемотику: «Поздравляем с Днем рожденья!» (говорят вместе, нестройным хором). В этот момент подбегают Катя П., Артем М. и Денис С. Артем М.: «Мы тоже хотим поздравлять!» Денис С. (ставит кастрюльку с «тортом» на стол перед бегемотиком): «С Днем рожденья поздравляем! А давайте ему «Каравай» споем?!» Катя П.: «Только я держать буду, это мой ребеночек». Дети встают в круг, танцуют и поют «Каравай», посередине стоит Катя П., прижимает к себе игрушку, после слов «Я люблю вас всех, а Артема больше всех» выбирает пару – Артема М., танцует с ним. Аня К. (обращаясь к экспериментатору): «Мы всё» Дети, потеряв интерес к игрушке, расходятся по разным ролевым зонам. Катя П., все так же прижимая бегемотика к себе, уходит в ролевую зону «семья» укладывать своего «ребенка» спать.

 

 

Протокол № 2

Дата и время проведения диагностики: 12 октября 2010 года, 09 час 44 мин – 10 час 10 мин.

Название метода: наблюдение за игровой деятельностью 

Цель метода: изучить особенности развития игровой деятельности детей

ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.

Сговор на игру происходит за столом, во время индивидуальной деятельности детей. Катя П., обращаясь к Артему М. и Ане К.: «Давайте поиграем в дочки-матери. Я буду мамой». Аня К.: «А я дочкой, а ты меня спать укладывай, ты будешь папой (обращаясь к Артему М.)». Артем М.: «Давай. А давайте еще бабушка будет?» Юля Х.: «Я буду бабушкой! (Встает из-за стола, подходит к Денису С., который сидит за другим столом) Давай ты будешь моим внучком?» Денис С. соглашается. Ребята все вместе идут в сюжетно-ролевую зону «семья». Аня К.: «Я ложусь спать. Уа-уа-уа (изображает плачь маленького ребенка). Папа, качай меня (ложится на кроватку, свернувшись калачиком). Артем М. начинает сильно трясти кровать. Аня К.: «Да не так сильно, ребеночка надо тихонько качать (встает и показывает, как надо качать, ложится обратно). И песенку пой». Артем М. что-то мурлычет под нос, качает аккуратно кроватку. Катя П. в это время начинает готовить обед, громко гремя кастрюльками и ругаясь с бабушкой: «Ничего нельзя доверить! Придешь с работы – дети голодные, дома неубрано. И что ты делала?» Юля Х.: «Мы гулять пойдем с внучком. Пойдем? (обращается к Денису С.)» Берет сумочку, берет за руку Дениса С. и уходит гулять по группе. Денис С.: «Бабушка, пойдем в песочницу, как буд-то понарошку, давай?» Юля Х.: «Внучок, а давай в больницу сходим?» Денис С.: «Нет, там уколы больно делают». Берут машинки, садятся на пол посреди группы, начинают катать. Катя П.: «Идите домой, я обед приготовила!». Начинает громко плакать Аня К.: «Все, надоело спать, пошли кушать». Встает с кровати, садится за стол: «Мама, где моя каша?». Катя П. ставит перед ней тарелку с «кашей», начинает кормить Аню К. с ложечки, приговаривая: «Кушай, доченька, каша вкусная». Садит рядом куклу: «Это тоже моя дочка» (дает ложку каши и ей). Артем М. садится за стол, берет тарелку и начинает «есть»: «Ой. Вкусная каша!» Приходят с прогулки Юля Х. и Денис С. Денис С. быстро садится на единственное свободное место, начинает стучать ложкой по столу: «Каши! Каши!». Катя П.: «Да не кричи ты! Вот твоя каша! (накладывает на тарелку из кастрюльки, подает Денису С.)» Юля Х., которой места за столом не хватило, берет куклу со стула, и со словами «Она уже наелась» кидает ее на диванчик. Садится сама на освободившееся место: «А кто мне каши даст?» Катя П. молча накладывает пододвигает ей тарелку куклы. Артем М.: «Ну, все. Я пошел на работу» (возвращается к индивидуальной работе за столом). Аня К.: «Я тоже больше не хочу играть» (присоединяется к Артему М.). Катя П. 9обращаясь к Денису С.): «Пойдем, порисуем?» Денис С.: «Пошли». Юля Х.: «А я с куклой погуляю» (сажает ранее небрежно брошенную куклу в коляску, и уходит ее катать).

 

Структура игры

Особенности проявления
1.

2019-12-29 328 Обсуждений (0)
Характеристика игры младших и старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика игры младших и старших дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)