Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект, предмет и гипотеза исследования



2019-12-29 535 Обсуждений (0)
Объект, предмет и гипотеза исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Объект - в широком смысле, носитель той или иной социальной проблемы. Определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя. Объект содержит в себе социальное противоречие, проблему, подлежащую научному анализу. Всякий социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными науками. Социолог выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для развития социальных систем. Социальная проблема обнаруживается на различных уровнях социальной действительности, поэтому при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам. Чем четче определен объект исследования, тем более правильно можно выделить предмет исследования. Он выступает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Объект должен характеризоваться:

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его количественных измерений.

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для его успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предмет - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования.

В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет социологического исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Формирование предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, стоящих перед социологом. Предмет социологического исследования имеет сложную структуру. Так, исследование предпочтений в области искусства в качестве общего предмета исследования включает исследование мотивов, ценностных ориентаций, субъективного отношения к произведениям искусства и объективных факторов формирования художественных интересов, потребностей. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью разрешения различных научных проблем. Предмет теоретического исследования различается с предметом эмпирического исследования, так как теоретические законы не могут быть выведены путем простого обобщения эмпирических фактов. Непосредственный предмет теоретического исследования представляет собой ряд идеализированных, абстрактных объектов, схем и моделей. На эмпирическом уровне в качестве предмета исследования выступают свойства и отношения реальных объектов, эмпирические закономерности, которые могут быть выведены путем статистического обобщения эмпирических фактов. Переход от теоретического к эмпирическому уровню исследований осуществляется с помощью операционализации основных понятий. В результате операционализации формируются эмпирические гипотезы, выявляются свойства объекта, подлежащие измерению, классификации и т.п.

Социологические исследования могут носить поисковый характер, когда проблема не может быть сформулирована достаточно четко и нет возможности провести теоретический анализ проблемы, выделить предмет исследования. В этом случае поиск существенных свойств и отношений объекта осуществляется методом индуктивного обобщения. Цель поисковых исследований - уточнение проблемы и поиск предмета исследования.

Гипотезы исследования - набор приемов, методов, применяемых исследователем, общая направленность исследования задаются до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.[8]

Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процесса исследования. Социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы

Гипотеза конкретизирует цель исследования и является главным методологическим инструментом в организации исследования. Она связывает теоретическую концепцию с эмпирической базой исследования. Гипотеза не должна противоречить методологическим принципам наук, истинность которых уже давно доказана, должна быть доступна проверке в ходе исследования, достаточно проста и не содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации.

Фазы построения социологических гипотез.

Первая фаза - сбор информации по исследуемой теме. Любое социологическое исследование начинается с изучения имеющейся по теме литературы и других источников информации: отчетов, статистических данных, материалов других исследований, часто сведений, полученных от экспертов. Здесь уместно использовать и свой собственный опыт, если таковой имеется. Главное, приступая к сбору информации, социолог должен иметь определенный, четкий план этой процедуры.

Вторая фаза - собственно формулирование гипотез. Это одна из труднейших процедур. На этой фазе социолог на основе собранной и критически осмысленной информации формулирует рабочие гипотезы.

Третья фаза - группировка гипотез. Здесь социолог должен определить основные и неосновные гипотезы, уметь их привести в определенную систему.

Классификация гипотез. Рабочие гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы - это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные). [9]

Объяснительные гипотезы, относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее «сильные» гипотезы, они требуют экспериментальной проверки.

Прогнозные гипотезы - это такие гипотезы, которые содержат не только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы формулируются до сбора эмпирических данных. Если они опровергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы.

Пo степени общности предположений гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия связаны между собой логически. С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяют на основные и неосновные (общие и частные). Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы - из неосновных задач.

Цели - чаще всего практическая, так как призваны дать прежде всего информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить их эффективность.

Задачи - формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и могут делиться на основные и дополнительные. Разделение задач на основные, и не основные позволяет рациональнее распределить время, сосредоточить внимание на решение главного. Основные задачи исследования должны отвечать на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Это может быть поиск факторов, анализ состояния дел в исследуемой области, изучение работы какого-либо функционального органа и др. Задачи входят в программу социологического исследования, ее методологическую часть и ориентируют исследователя в двух направлениях: теоретическом и прикладном. Если цель формулируется как теоретическая, то задачи носят теоретический характер. Главное в задачах - получение нового знания. Это может быть знание отдель-ных фактов, воспроизведение системы фактов, получение целостной картины изучаемого явления или процесса, теоретический вывод, практические решения.

В определении объекта исследования не ограничиваются только решением вопроса о количестве и характере той совокупности людей, которые будут охвачены исследованием. Здесь характеризуется выборка и ее принципы.

Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда процедур, суть которых заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры. Практически все понятия полисемантичны, то есть включают в себя не одно, а несколько значений, поэтому важно определиться, что конкретно понимать под тем или иным термином.[10]




2019-12-29 535 Обсуждений (0)
Объект, предмет и гипотеза исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект, предмет и гипотеза исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)