КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММ «ДЕТСТВО» И «ИСТОКИ»
Программа «Детство» Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева. Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими, обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[14, с. 98] Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки. Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.[2, с. 13] Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей: Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 годажизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни). Овладение основами двигательной культуры (.3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).[2, с. 13] Первая частьвключает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками. Во второй частипредставлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения).[9, с. 12] Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры. Отличительной особенностьюпрограммы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.[2, с. 13] В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.[9, с. 13] Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствиюребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательнойкультуры к концу 3-го года жизни.[2, с. 14] Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представлениянадо сформировать у ребенка: ребенок должен «...на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы...», какие практические уменияважно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти уменияв игре— «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать... в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться...».[9, с. 14] Содержание раздела «Овладение основами двигательной культуры» позволит воспитателю познакомиться: с задачамив работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; приучать детей в движении реагировать на сигналы»);[2, с. 14] с перечнем физических упражненийдля освоения детьми (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры); с перечнем физических упражнений, которые необходимы для детей в течение года: разные виды построения («в круг, парами, в колонну...»); исходные положения; виды ходьбы («ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина2—3 м...»), виды бега, прыжков; катание, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные умения («Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений...»);[2, с. 14] с уровнями усвоения программы:низкий («Движения ребенка — импульсивные, напряженные, скованные... реакция на сигнал замедленная... В играх и упражнениях малая активность...»), средний, высокий; с минимальными результатами(«бег на 10 м — 10,2 сек.; прыжок в длину с места — 30 см»). С целью оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы развития и воспитания детей, коллектив кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена разработал методическое пособие — «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду».[2,с. 15] В соответствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи,подлежащие освоению детьми, и содержание программы,обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема, на площадке), игр-забав, физкультурных праздников, спортивных упражнений. Также в данном приложении для каждой возрастной группы представлены игровые упражнения для пальчиковой гимнастики.[9, с. 15] В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи - Дансе». Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни. «Мир природы и ребенок» - Учебное пособие для студентов педагогических колледжей раскрывает теоретические и методические основы экологического образования дошкольников. [10] «Знакомим с пейзажной живописью» - В пособии представлена система работы по знакомству дошкольников с пейзажем. Пособие выпущено в серии «Библиотека программы «Детство». [7] «Единство человека и природы» - Пособие адресовано специалистам, углубленно занимающимся экологическим образованием дошкольников по программе «Детство». [4] Методические советы к программе «Детство» - Содержит рекомендации, разработанные авторами программы для тех, кто осваивает новую образовательную программу и организует педагогический процесс в детских садах на ее основе. В статьях можно ознакомиться с результатами научных исследований различных аспектов воспитания и развития детей: социализация дошкольников, становление творчества в разных видах деятельности, приобщение детей к искусству и др. Сборник адресован воспитателям дошкольных учреждений, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений. [12] «Математика — это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста.» - Диагностика освоенности математических представлений В методическом пособии для педагогов ДОУ представлены игровые ситуации для детей дошкольного возраста, приемы активизации мыслительной деятельности, мотивации поиска. [11] «Путешествие по стране правильной речи» - В пособии для педагогов ДОУ представлена педагогическая технология диагностики речевого развития старших дошкольников. Издано в серии «Библиотека программы «Детство». [16] «Дошкольник и рукотворный мир» - Опубликовано в серии «Библиотека программы «Детство». В пособии раскрываются концепция и педагогическая технология реализации образовательной программы «Детство» в педагогическом процессе детского сада. Подробно рассматривается система педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с предметным миром, трудом взрослых и приобщению дошкольников к элементарной трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к труду. Пособие содержит примерные планы и конспекты занятий, сценарии образовательных ситуаций и описание дидактических пособий, вариантов построения предметно-развивающей среды. [6] «Листок на ладони» - В методическом пособии представлена методика проведения экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. Издано в серии «Библиотека программы «Детство». [8] «Игра и дошкольник» - В коллективной монографии преподавателей кафедры (О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова, Э.В. Онищенко, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева) рассматриваются теоретические и практические аспекты развития и воспитания старших дошкольников в различных видах игр. Раскрываются особенности детской игровой культуры, описываются методы педагогического сопровождения, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка. Издание адресовано студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, педагогам ДОУ, специалистам в области дошкольного образования. [5] «Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ». - Опубликовано в серии «Библиотека программы «Детство»«. Методическое пособие разработано авторским коллективом сотрудников кафедры: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова. Необходимость подготовки и издания пособия продиктованы динамичными изменениями в системе образования, важностью повышения качества образовательных услуг дошкольных учреждений, механизмом которого стала выступать, начиная с 90-х годов аттестация детских садов. В пособии рассматриваются проблема выбора образовательной программы и ее реализация в детском саду; основные подходы к построению развивающей среды; диагностика педагогического процесса в детском саду. Пособие выпущено в серии «Библиотека программы «Детство». [3] «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.» Пособие посвящено одной из актуальных задач дошкольного образования и призвано помочь взрослым в ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в быту. В работе представлены теоретические основы проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и практические рекомендации к организации педагогического процесса, направленного на воспитание безопасного поведения дошкольников. Пособие адресовано широкому кругу читателей: студентам педагогических колледжей и вузов, педагогам дополнительного образования, педагогам-практикам, родителям детей дошкольного возраста. [18] «Младший дошкольник в детском саду» Представлены современное содержание, методы и приемы организации различных видов детской деятельности для групп детей 3-го года жизни в соответствии с программой «Детство». Предложена система игр, развивающих ситуаций, занятий. Пособие издано в серии «Библиотека программы «Детство». [13] Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Программа «Истоки» Автор: М.А.Рунова. Раздел: «Физическое развитие». В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший — 3-5; старший — 5-7) возраста. Программа имеет четкую структуру — каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис(характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации(раздел «Содержание и условия педагогической работы»).[2,с. 18] В программе представлены два раздела: «Физическое развитие»и «Здоровье». В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.[17,с. 83] Для каждого возрастного периода в разделе «Физическое развитие» представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Также в данном разделе раскрывается содержание педагогической работы с детьми: упражнения общеразвивающего воздействия (движение го ловы, положение и движение рук, ног, туловища); упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля); подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис); ритмичные движения (танцевальные);[2,с. 19] упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты); упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах); упражнения для освоения движений в водной среде.[2,с. 19] Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста. Также в разделе «Физическое развитие» определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.[1,17] В разделе «Здоровье»отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.[17,с. 84] Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с которыми нужно познакомить детей (поведение на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).[2,с. 20] Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |