Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ



2019-12-29 1373 Обсуждений (0)
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программа «Истоки» в целом по своему содержанию явно перекликается с традиционной советской системой. В то же время в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми. Программа «Истоки» не регламентирует методические приемы и не дает обязательных установок к проведению конкретных занятий. В этом плане программа оставляет больший простор для творчества воспитателя.

В завершающем разделе программы рассматриваются общие условия ее реализации, рекомендуются конкретные подходы к планированию и организации жизнедеятельности детей в детском саду, формулируются задачи работы психолога с детьми, воспитателями и родителями, определяются условия сотрудничества педагога с родителями, отмечается их специфика в зависимости от возраста ребенка.

В специальном разделе «Развивающая предметная среда детства» раскрываются основные понятия, функции и содержание отдельных компонентов развивающей среды современного детского сада (физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.).

В плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Авторы программы нацеливают воспитателей проявлять творческое отношение к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано через самостоятельную детскую деятельность, через совместную деятельность с педагогом, а что целесообразно включить в содержание игр, занятий, развлечений. Поставленные педагогические задачи решаются на основе накопления ребенком эмоционально-практического опыта в игре, в общении, экспериментировании, предметной, речевой, изобразительной и театральной деятельности. Авторы программы подчеркивают неоднократно, что деятельность воспитателя постоянно должна быть направлена на развитие максимальной активности детей.

Инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением знаний и представлений об окружающем мире. Содержание этих знаний лишено дидактичности и идеологизации, что свойственно традиционной программе. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представлен как творец предметного мира, как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения и т. д. Знания и представления об окружающем мире тесно связываются с собственной деятельностью детей. [14, c. 77]

Учитывая специфику дошкольного возраста, авторы подчеркивают первостепенную важность таких задач, как развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей. В связи с этим в проекте предусмотрена возможность широкого выбора видов деятельности; особый акцент делается на индивидуализации образования. Эти особенности не оставляют места жестко очерченной предметности и строго определенному объему знаний, умений и навыков в дошкольном образовании. Эти особенности позволяют осуществить вариативность дошкольного образования, которая обеспечивает адекватный психолого-педагогический контекст развития детей и творческий простор для деятельности педагогов.

Вместе с тем в отдельных случаях вариативность может привести к снижению качества образования или к педагогическим действиям, неблагоприятным для развития ребенка.

В программе «Истоки» Отсутствует базис программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы образования – характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями.

К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами, возникают новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате – к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного.

Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

 



2019-12-29 1373 Обсуждений (0)
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И СПОРНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)