Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок проведения аудита.



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Порядок проведения аудита. 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (см. приложение). Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

Сначала проверяется организация системы внутреннего учета – от результатов этой проверки зависит вывод об отсутствии системы внутреннего контроля, на основании чего аудитором может быть выдано отрицательное аудиторское заключение, что предусмотрено нормативными документами.

При проверке эффективности системы внутреннего контроля решается тактическая задача: достаточно ли осуществлять ограниченную (выборочную) проверку или требуется сплошная проверка.

Аудиторская проверка проводится по форме и содержанию.

При проверке первичных документов по форме следует определить соблюдение нормативно-правовых актов в процессе отражения хозяйственных операций в первичных документах. При этом проверяется правильность оформления документации, ее полнота и комплектность.

При проверке первичных документов по содержанию осуществляется критический анализ содержания документов: соответствие характеру отраженной хозяйственной операции, достаточность информационного отражения, обоснованность, непротиворечивость.

Рекомендуемая рядом авторов в качестве одной из аудиторских процедур так называемая "встречная проверка" на практике затруднительна в исполнении, так как требует вмешательства в коммерческую деятельность сторонних организаций, которые вправе и отказаться от предоставления аудитору (не являющемуся государственным должностным лицом) такого рода информации. Вместе с тем в качестве одиночных процедур - с точки зрения подтверждения (или опровержения) сомнительных документов -встречные проверки просто необходимы, что должно обязательно быть предусмотрено в Законе об аудиторской деятельности.

При проверке первичной документации и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности аудитор должен исходить из следующих требований:

1. соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств;

2. полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде;

3. правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

4. разграничение в учете текущих затрат на производство (издержки обращения) и долгосрочные инвестиции (капитальные вложения во внеоборотные активы);

5. тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

6. правильность оценки имущества и хозяйственных операций;

7. правильность и обоснованность создания фондов и резервов;

8. правильность определения налогооблагаемых баз и исчисления соответствующих налогов и сборов, своевременность их уплаты в бюджет.

При документальной проверке особое внимание следует обратить на правильность оформления всех первичных документов, на основании которых и осуществляются записи в регистрах бухгалтерского учета наличие всех необходимых реквизитов, предусмотренных в пункте 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Республики Казахстан.

По завершении проверки обобщаются и анализируются все полученные результаты, на основании которых формируется заключение аудитора.

Последовательность этапов аудиторской проверки. Аудиторской проверки подлежат все участки бухгалтерского учета организации, а также все подразделения, в которых формируется административно-хозяйственная информация (кадровые, плановые, складские и прочие службы).

Аудитор планирует работу таким образом, чтобы обеспечить:

Ø получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета проверяемого объекта;

Ø определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

В плане аудиторской проверки должны быть отражены:

Ø объем выполняемых работ;

Ø сроки проведения и продолжительность работ;

Ø способы и приемы, применяемые аудитором.

При этом аудитор может обсудить план аудиторской проверки с руководством и персоналом проверяемого объекта, что позволяет повысить действенность проводимого аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью органов управления проверяемого объекта. В случае привлечения к аудиторской проверке соисполнителей или экспертов аудитор (в качестве руководителя работ) должен спланировать и их работу.

В связи с тем, что аудиторская проверка (на малом и среднем объекте) ограничена в среднем двумя неделями, то четкое планирование и координация действий всех участников проверки в обязательном порядке подлежат письменной фиксации. В плане аудиторской проверки необходимо предусмотреть схему проверки по каждому участку бухгалтерского учета:

1. Что подлежит проверке:

Ø наличие и оформление первичных документов по участку учета;

Ø отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

Ø налогообложение.

2. Задачи аудита:

Ø проверка правильности отражения в бухгалтерском и в налоговом учете хозяйственных операций;

Ø установление достоверности финансовой отчетности данным первичного учета.

3. Выявление ошибок и расхождений между данными учета и отчетности.

4. Формулирование выводов и рекомендаций для заключения аудитора.

В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов.

Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако он должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента. Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения, таким образом, вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну.

В соответствии со схемой проверки, проверке подлежат: устав, учредительные документы, свидетельство о регистрации - на предмет их соответствия действующему законодательству (внесение уставного капитала, соответствие фактических видов деятельности уставным, порядок создания резервного и других фондов, правомочность существования филиалов и обособленных филиалов, органы управления и их права и обязанности, порядок распределения чистой прибыли и т. п.).

В случае если фактически осуществляемые виды деятельности требуют наличия специальных лицензий (транспортная, фармацевтическая, лизинговая и другие виды деятельности) или разрешений (розничная торговля), то проверяется наличие этих документов и срок их действия.

В обязательном порядке анализируются положения приказа об учетной политике и их соответствие нормативным документам:

Ø положению о бухгалтерском учете и отчетности в Республики Казахстан;

Ø положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".

В приказе об учетной политике необходимо наличие существенных положений, непосредственно влияющих на организацию бухгалтерского учета и налогообложения:

Ø порядок определения выручки (по оплате или по отгрузке);

Ø критерий отнесения к основным средствам;

Ø порядок начисления износа по основным средствам;

Ø порядок погашения стоимости МБП;

Ø порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

Ø порядок создания производственных резервов (ремонтного, на отпуска и т.п.);

Ø порядок создания резервов по сомнительным долгам (при выборе метода определения выручки "по отгрузке");

Ø определение метода фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство;

Ø определение объектов калькулирования себестоимости продукции и метода списания общехозяйственных расходов.

Проверяется система учета основных средств и нематериальных активов, правильность оформления всех первичных документов, разделения объектов основных средств на производственные и непроизводственные, а также и обоснованность начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обоснованность проведенных переоценок.

К основным средствам непроизводственного назначения относятся числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности средства жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, народного образования, культуры и т.п."

В зависимости от того, какие приняты на баланс основные средства: производственного назначения или непроизводственного, различаются и бухгалтерские проводки и налогообложение.

Особое внимание должно быть уделено постановке на учет легковых автомобилей, правильности исчисления налога на приобретение автотранспортных средств и отнесения уплаченного НДС на фонды (чистую прибыль).

Для правомочности начисления амортизации по нематериальным активам должно быть обеспечено:

Ø обоснование производственного характера их использования, приносящего предпринимательский доход,

Ø расчет срока полезного использования, в течение которого приносится доход.

Следует также проверить источник финансирования затрат по приобретению и доведения до рабочего состояния объектов основных средств и объектов нематериальных активов (затраты по связанным с этим командировкам, по транспортировке, сборке, наладке и т. п.), которые не могут быть отнесены на издержки производства и обращения отчетного периода, а подлежат отражению с включением (после акта ввода в эксплуатацию) в состав основных средств или нематериальных активов с отнесением этих затрат на себестоимость через амортизацию, начисленную в установленном порядке.

При проверке бухгалтерского учета следует руководствоваться, помимо Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности, также Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденному Министерством финансов Республики Казахстан.




2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Порядок проведения аудита. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок проведения аудита.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)