Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Глава 3. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Перед началом допроса следователь разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу (ч. 3 ст. 158 УПК).

В допросе несовершеннолетнего участвует педагог, законный представитель и защитник, которым следователь обязан разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; ознакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

Личность допрашиваемого удостоверяется путем предъявления документов либо лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) с обвиняемым (подозреваемым).

На подготовительной стадии допроса следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.

Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло.

Задавая вопросы, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый правильно уяснил их содержание и в случае необходимости изменить формулировку вопроса, упростить вопрос или разделить его на несколько более конкретных и простых вопросов.

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которой следователь путем постановки уточняющих, дополняющих и напоминающих вопросов получает интересующую его информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом они должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными, недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого.

В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний.

При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают события (факты, явления) выборочно и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.

Поскольку для несовершеннолетних бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, постольку эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и в стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки, могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе и т.п.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, следователь обязан выяснить причины этого (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применить тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения и переубеждения.

Следует иметь в виду, что на процесс формирования показаний несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, физическое и психическое состояние свидетеля в момент восприятия, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы; обстановка восприятия события и т.д.).

Поэтому, обнаружив в показаниях несовершеннолетнего неполноту и неточности, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание несовершеннолетним того или иного события (факта, явления).

В ходе допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, умело используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), получал от них полные и правдивые показания.

Акцентирование следователем внимания, без особой в том необходимости, на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Глава 3. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)