Глава 1. Понятие и сущность допроса
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия Имени О.Е. Кутафина»
Кафедра уголовно-процессуального права
Зелтынь-Абрамов Артём Евгеньевич
Особенности проведения допроса несовершеннолетнего
Курсовая работа студента 13 группы, 3 курса Института правоведения Очной формы обучения
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Нека Людмила Ивановна
Дата сдачи: __________________ Дата рецензирования: _________ Дата защиты: ________________ Оценка: _____________________
Москва
2011
ПЛАН
Введение Глава 1. Понятие и сущность допроса Глава 2. Возрастные особенности несовершеннолетнего Глава 3. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних Глава 4. Специфика допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого): 4.1. Особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) 4.2. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо. Согласно ст.19 Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.[1], посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Особенно важно в этой связи, что наличествует опасная тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов (потерпевших, свидетелей, лиц, совершивших общественно – опасные деяния). Отсутствие четкой регламентации их правового статуса, механизма реализации предоставленных им прав существенно ослабляет правовую защищенность этой категории граждан. Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства. Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних, склонных к фантазированию, самовнушению; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает практика, указанные вопросы решаются неоднозначно. В данной курсовой работе я попытался выявить некоторые закономерности при проведении допроса несовершеннолетнего лица.
Глава 1. Понятие и сущность допроса
Допрос – это сложное следственное действие, имеющее процессуальный, криминалистический, психологический, этический аспекты. Допрос является не только самым распространенным следственным действием по собиранию в установленном уголовно-процессуальном порядке доказательственной информации, выяснению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и является самым психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними. В уголовно-процессуальном и криминалистическом аспекте допрос определяется как, «следственное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу» [2]. Допрос является сложной комплексной проблемой, стоящей на стыке криминалистики, судебной психиатрии, психологии. Сущность допроса – в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения[3]. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу. При производстве допроса необходимо соблюдать правила, разработанные представителями различных отраслей правовой науки, и в первую очередь норм уголовно – процессуального законодательства, устанавливающий порядок допроса на предварительном следствии, определяющий его предмет и содержание. Уголовно процессуальное законодательство разделяет допрашиваемых на 2 группы: 1) свидетели, потерпевшие, эксперты – которые не только вправе, но и обязаны давать показания; 2) подозреваемые и обвиняемые, которые вправе, но не обязаны давать показания. С психологической точки зрения допрос – это управляемый допрашивающим процесс общения, в ходе которого от допрашиваемого получается информация, необходимая для расследования. Процесс общения регламентирован УПК, а его результаты удостоверяются особым документом – протоколом допроса. Цель допроса – в получение от допрашиваемого правдивых, полных показаний о событии преступления и лицах, его совершивших, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельствах, имеющих значение для дела. Чтобы решить какую тактику избрать, следователь, прежде всего, должен знать психологические особенности допрашиваемого. Эти особенности зависят от процессуального положения лица и личных качеств допрашиваемых, процессуального порядка проведения допроса. Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован ст.ст.191,425 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных правил является существенным нарушением закона. Вместе с тем процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают тех конкретных приемов и методов, которые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам. Эту роль выполняют тактические приемы, разрабатываемые следственной практикой и криминалистической наукой. Последние постоянно меняются, варьируются в зависимости от индивидуальных психологических особенностей участников допроса, характера и объема собранных доказательств. Процессуальные правила производства допроса, таким образом, дополняются тактическими приемами, тем самым, помогая следователю целеустремленно и успешно проводить расследование по делу, использовать возможность каждого следственного действия по собиранию, проверке и оценке доказательств, добиваясь экономии времени и сил[4].
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |