Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место Китая в мировой экономике



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Место Китая в мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Кроме того, по мнению многих ведущих аналитиков, Китай будет первой державой способной выйти из всемирного экономического кризиса. Экономика Китая наберет достаточную мощность для перераспределения всей мировой экономики с Запада на Восток. Китай станет «локомотивом» для всего остального мира.

Учитывая все это можно увидеть значительную роль «новых индустриальных стран» и Китая в частности в современной мировой экономики. Экономика Китая является наиболее интересной для детального изучения.

Бурный рост экономики Китая существен­но изменил геоэкономическую карту мира, направления торговых потоков и производ­ственной кооперации, ситуацию на между­народных финансовых рынках. Темпы эко­номического роста КНР, по данным МВФ, составили в среднем за 1989—1998 гг. 9,6% в год (общемировые темпы роста — 3,2%), до 2008 г. прогнозируется рост 9,4% в год[8]. Доля Китая в мировом валовом продукте возросла за четверть века в три раза.

Мощный импульс развитию Китая дали экономические реформы, которые начались в конце 1970-х гг. Плановую экономику было решено дополнить рыночным регу­лированием. В 1980-е гг. был взят курс на создание «системы социалистического то­варного хозяйства», включая поэтапную ли­берализацию цен на товары, организацию адекватной системы налогообложения, кре­дитной системы, системы внешней торгов­ли и иностранных инвестиций.

С начала 1980-х гг. действовали законы, позволяющие предоставлять налоговые льготы предприятиям с иностранными ин­вестициями. Льготный режим по подоход­ному налогу устанавливался по решению налогового органа, дополнительные льго­ты для предприятий в отсталых районах по решению Министерства финансов. До­пускалось предоставление льгот по мест­ному подоходному налогу правительства­ми провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. В 1983 г. Народному банку Китая были приданы функции центрального банка.

К середине 2000-х гг. банковская систе­ма КНР имела следующий вид: централь­ный банк — Народный банк Китая; 4 госу­дарственных коммерческих банка — Тор­гово-промышленный, Строительный, Банк Китая и Сельхозбанк; 12 акционерных ком­мерческих банков; 110 городских коммер­ческих банков; 4 сельских коммерческих банка; 3 «политических» банка — Государ­ственный банк развития. Банк развития сельского хозяйства. Экспортно-импорт­ный банк; 147 отделений иностранных бан­ков; городские и сельские кредитные ко­оперативы[9].

Хотя юридически КНР является унитар­ным государством, местные органы влас­ти в Китае реально пользуются большей самостоятельностью, чем, допустим, это было в СССР. Это позволяет активно раз­вивать предпринимательство на местах. Центр определяет генеральную линию эко­номической политики. Заинтересован­ность местных властей в развитии част­ного бизнеса обусловлена и тем, что они получают доходы от новых частных пред­приятий.

Стратегия китайских реформ поощряла развитие экспорта, что должно было от­крыть новые возможности для импорта ин­вестиционных товаров и технологического перевооружения производства. Перво­начально большое значение придавалось экспорту нефти и нефтепродуктов. Одна­ко эти планы не были реализованы в пол­ной мере из-за падения мировых цен на нефть в 1980-е гг. Активно развивался эк­спорт традиционных товаров КНР (изде­лий легкой и текстильной промышленнос­ти, фарфора, продуктов питания). Наплыв этих товаров на рынки развитых стран даже повлек введение импортерами ограниче­ний на их ввоз. В результате Китай вы­нужденно перешел к политике диверсифи­кации экспорта и повышения степени его обработки.

Иностранные инвестиции привлекались в производство машин и оборудования, ориентированное на внешние рынки. Пер­воначально развивались сборочные про­изводства, затем в стоимости готовой про­дукции постепенно увеличивалась доля компонентов, созданных на территории КНР. В ряде случаев сборка китайской про­дукции осуществлялась в Гонконге, кото­рый пользовался более благоприятным торговым режимом на рынках развитых стран.

Политика поощрения экспорта позволи­ла с 1994 г. неизменно обеспечивать по­ложительное сальдо торгового баланса, которое обусловило положительное саль­до счета текущих операций платежного баланса (таблица 3). С 1 января 1994 г. курс юаня начал устанавливаться на основе тор­гов на межбанковском валютном рынке. А через два года Китай обеспечил конвер­тируемость юаня по текущим операциям на основе ст. VIII Устава МВФ.

 

Таблица 3 – Платежный баланс КНР в 2000-2005гг. (млрд долл. США)[10]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005
Счет текущих операций 20,5 14,7 35,4 45,9 68,7 160,8
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами 1,9 34,8 32,3 52,7 110,7 63,0
Ошибки и пропуски -11,7 -4,7 7,5 18,0 26,8 -16,4
Изменение резервов -10,7 -47,4 -75,2 -116,6 -206,2 -207,3

 

В декабре 2001 г. Китай после длитель­ных переговоров стал членом Всемирной торговой организации (ВТО). Ради член­ства в этой организации он пошел на ус­тупки, выходящие за рамки стандартных требований к странам-участницам ВТО. Так, он согласился в течение длительного срока не прибегать к предусмотренной нормами ВТО процедуре разрешения спо­ров в случае намерения других стран-уча­стниц ввести ограничения на импорт ки­тайских товаров. Эта уступка, ставшая не­благоприятным прецедентом для последу­ющих кандидатов в ВТО, становится понятной, если учесть место, которое КНР занимает сегодня в мировой торговле.

Китай в последние годы все увереннее выходит на ведущие позиции в мировом экспорте промышленной продукции. Если рассматривать ЕС (в составе 25 стран) в качестве единого участника мировой тор­говли, то Китай в 2000 г. занимал 4-е ме­сто в мире по экспорту промышленной про­дукции (после ЕС, США и Японии) - 4,7% мирового экспорта. В 2005 г. его доля в ми­ровом экспорте более чем удвоилась и со­ставила 9,6%. Он вышел на 3-е место, опе­редив Японию (7,5%) и вплотную прибли­зившись к США (10%). Среднегодовые тем­пы роста промышленного экспорта Китая в 2000-2005 гг. составили 26% (в США - 2%, в Японии - 4%, в ЕС - 11%).[11]

Экспорт Китая имеет ярко выраженную индустриальную структуру. Доля продук­ции обрабатывающей промышленности в товарном экспорте Китая увеличилась с 88,2% в 2000 г. до 91,9% в 2005 г. По этому показателю Китай уступает только Гонконгу (большая часть экспорта кото­рого состоит из реэкспортируемой продук­ции КНР) и Израилю.

Особенно существенным было, увеличе­ние доли Китая в мировом экспорте офис­ного и телекоммуникационного оборудо­вания, доля которого возросла почти в 4 раза - с 4,5% в 2000 г. до 17,7% в 2005 г. По этому показателю Китай вышел на 1-е место в мире, опередив США, Японию, ЕС, Республику Корею, Тайвань, Малайзию.

В среднем за 2000-2005 гг. экспорт США офисного и телекоммуникационного обо­рудования снижался на 4% в год. А экс­порт Китая увеличивался на 39% в год, в том числе в Северную Америку — на 39%, в Азию — на 36%, в Европу — на 43%, на Ближний и Средний Восток на 43%, в Центральную и Южную Америку — на 35%, в страны СНГ на 65%, в Африку — на 49% в год. Таким образом, Китай стре­мительно утверждался в роли поставщика соответствующей продукции не только в страны Северной Америки и в Японию, но и в другие регионы.

Хотя автомобили и детали к ним не от­носятся к ведущим товарам китайского эк­спорта, их производство для внешних рын­ков также возрастает. По экспорту автомобилей Китай вышел на 8-е место в мире. Он превратился в нетто-экспортера запас­ных частей для автомобилей.

В стране развивается и судостроение. В настоящее время суда китайского произ­водства эксплуатируются в 40 странах мира. Доля Китая в мировом судостроении за 2003—2006 гг. выросла в 3 раза.

В мировом экспорте такой серийной про­мышленной продукции, как текстильная, Китай занимает лидирующие позиции. Его удельный вес в экспорте этой продукции увеличился с 2000 г. в 2 раза. При этом сократилась доля таких стран, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Индонезия, Мексика. Либерализация международной торговли текстилем в рамках ВТО открыла новые рынки Китаю. Однако резкое уве­личение китайского экспорта сразу после отмены квот привело к тому, что США и Евросоюз потребовали ограничить поставки китайского текстиля на свои рынки, угро­жая введением защитных мер. В итоге тем­пы роста экспорта текстильной продукции из Китая несколько снизились, однако по-прежнему оставались наивысшими среди всех крупных экспортеров текстиля.

Стремительный рост промышленного эк­спорта КНР в 2000-е гг. означал перестрой­ку системы международных торгово-про­изводственных связей. Китай превратился в ведущего поставщика продукции обра­батывающей промышленности на рынок США. По данным ВТО, в 2000 г. на КНР приходилось 8,6% товарного импорта США, на Японию — 12%, на новые индуст­риальные страны (НИС) Азии (Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) — 9,3%, на 4 страны Юго-Восточной Азии (Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филип­пины) — 5,5%. В 2005 г. доля Китая увели­чилась до 15%, Японии — уменьшилась до 8,2%, НИС - до 6,1%, 4 стран Юго-Вос­точной Азии — до 4,5%.[12]

Китай потеснил на аме­риканском рынке промышленной продук­ции другие восточноазиатские страны, чему способствовал относительно низкий уро­вень издержек производства. Совокупный удельный вес «большого Китая» (КНР, Гон­конга и Тайваня) в импорте США возрос с 13% в 2000 г. до 17,6% в 2005 г. В товар­ном импорте США Китай занял 2-е место после Канады, опередив не только Японию, но и все страны зоны евро, вместе взятые. А по импорту в США машин и транспорт­ного оборудования КНР поднялась с 5-го места в 2000 г. на 1-е в 2005 г., опередив Германию, Мексику, Канаду и Японию.

В целом около половины товарного экс­порта Китая направляется в страны Азии (преимущественно в б стран Восточной Азии и Японию), немногим менее четверти – в Северную Америку (в основном в США), около 20% - в Европу. В импорте Китая еще более явственно преобладает Азия (в 2005 г. ее доля достигала почти 2/3), свыше 10% импорта обеспечивает Ев­ропа, немногим менее 10% — Северная Америка (приложение 1).

Торговыми партнерами КНР являются преимущественно развитые страны и соседние динамично развиваю­щиеся государства. Крупнейшим партне­ром остаются США. В экспорте Китая рас­тет доля Европы и СНГ (последняя незна­чительно), 8 то время как доля Азии умень­шается (в основном за счет сокращений удельного веса Японии). В импорте Китая, наоборот, увеличивается удельный вес стран Азии. Возросли доли стран Ближне­го Востока и Африки (что, несомненно, связано с повышением цен на энергоно­сители). Центральной и Южной Америки. Удельный вес Северной Америки и Евро­пы снижается.

Интенсивная торговля Китая с соседями обусловлена тем, что он является мощным центром международной производствен­ной кооперации. Международное разде­ление труда в Восточной Азии углубилось до подетального, пооперационного уров­ня. По сути, в регионе расположен транс­национальный производственный комп­лекс, обеспечивающий снабжение миро­вой экономики офисным и телекоммуни­кационным оборудованием, бытовой электроникой, рядом других изделий.

 



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Место Китая в мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место Китая в мировой экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)