Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глобальные дисбалансы: страны-экспортеры как инвесторы



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Глобальные дисбалансы: страны-экспортеры как инвесторы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Динамичное экономическое развитие Китая обеспечило ему чрезвычайно важ­ное положение в мировой экономике. Са­мая населенная страна обладает огромны­ми ресурсами относительно дешевой ра­бочей силы, что создает условия для раз­вития трудоемких производств. Именно эти ресурсы рабочей силы привлекают иност­ранных инвесторов, которые переносят в КНР производство трудоемких товаров как из развитых государств, так и из тех раз­вивающихся стран, которые раньше про­шли путь индустриализации и обеспечили более высокую, чем в Китае, заработную плату.

Известное определение «мастерская мира», которое применялось к Велико­британии эпохи промышленной револю­ции, в настоящее время больше подходит к Китаю. Однако если два века назад это определение свидетельствовало о том, что страна занимает высшую ступень в системе международного разделения труда, то в современной мировой экономике дело обстоит иначе.

В США, наиболее экономически разви­той стране, сосредоточено производство высокотехнологичных, наукоемких товаров и услуг. В то же время значительная и по­стоянно возрастающая часть их потребно­сти в промышленной продукции удовлет­воряется за счет импорта. Растущий им­порт обусловил дефицит счета текущих операций платежного баланса. Этот дефи­цит покрывается за счет притока инвести­ций, что позволяет США сохранять высо­кий уровень потребления и низкую норму сбережений.

Постоянный приток инвестиций обеспе­чен не только емкостью и высоким уров­нем развития финансовых рынков США, но и ролью доллара как мировой резерв­ной валюты. Государства, имеющие круп­ное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса, накаплива­ют валютные резервы, номинированные преимущественно в долларах. Тем самым они инвестируют собственные сбережения в экономику США. При этом приобрета­ются как активы частного сектора, так и долговые обязательства правительства Со­единенных Штатов. В последнем случае не­резиденты кредитуют федеральный бюд­жет США. Только в прошлом году органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования зарубежных стран вложили в ценные бумаги Федерального казначейства США 118,3 млрд долл., то есть почти 40% от общей суммы их ин­вестиций в Соединенные Штаты (300,5 млрд долл.).

Таким образом, нетто-экспортеры имеют относительно высокий уровень сбережений и низкий уровень потребления, а нетто-экспортеры, в первую очередь США, — отно­сительно высокий уровень потребления и низкий уровень сбережений. Глобальный баланс между потреблением и сбережени­ем реализуется через макроэкономические и внешнеторговые диспропорции в отдель­ных странах.

Роль крупнейших экспортеров, источни­ков сбережений и инвесторов в экономи­ку США играют страны Восточной Азии. В течение длительного времени среди них лидировала Япония. К числу центральных банков мира, обладающих наибольшими валютными резервами, традиционно при­надлежат центральные банки Японии, Ки­тая, Тайваня, Республики Кореи, Гонконга, Сингапура. В 2000 г. Банк Японии, опере­див Европейский центральный банк, вы­шел на 1-е место в мире по объему резер­вов и продолжал лидировать по этому по­казателю до 2005 г. включительно. Одно­временно возрастали резервы новых индустриальных стран Азии. Наиболее зна­чительный их прирост наблюдался в Ки­тае. В начале 2000-х гг. КНР находилась на 3-м месте в мире по валютным резер­вам, в 2002 г. вышла на 2-е, а в 2006 г. -на 1-е. Объем валютных резервов КНР пре­высил 1 трлн долл. (приложение 2).[13]

Отношение США к азиатским государ­ствам противоречиво. С одной стороны, американская экономика давно уже при­способилась к сложившейся схеме между­народного разделения труда и не может функционировать без массированного при­тока промышленных изделий из Азии. С другой стороны, масштабы дефицита внеш­ней торговли США являются потенциаль­ным источником нестабильности не толь­ко для американской экономики, но и для всей международной валютной системы. Кроме того, производители США, стра­дающие от конкурентов из азиатских го­сударств, всячески пытаются ограничить импорт. Соединенные Штаты, так же как и ЕС, систематически вводят ограничения в отношении импорта из азиатских госу­дарств, в первую очередь из Китая. В об­щей сложности 30% всех антидемпинго­вых разбирательств в мире в 2005 г. ка­салось импорта из Китая. Кроме того, США настаивают на планомерном повышении курса юаня, чтобы понизить ценовую кон­курентоспособность китайских товаров на рынке своей страны. Китай, со своей сто­роны, в принципе признает необходи­мость такого повышения, но действует осторожно (учитывая, в частности, нега­тивные последствия укрепления японской иены в 1980-е гг.).

До июля 2005 г. курс юаня к доллару был практически фиксированным (колеба­ния допускались лишь в пределах сотых долей процента). С 21 июля 2005 г, На­родный банк Китая установил режим уп­равляемого плавания юаня по отношению к корзине валют. При этом юань был ре­вальвирован по отношению к доллару на 2,1%. Такое повышение курса США сочли недостаточным.

Ревальвация юаня не нанесла существен­ного ущерба конкурентоспособности ки­тайского экспорта. По данным Народного банка Китая, 67,9% предприятий-экспор­теров решили принять меры по повыше­нию производительности и снижению из­держек, 60,9% — по повышению качества продукции, ее технологического уровня и степени переработки и только 6,6% — по сокращению производства экспортных то­варов. Ревальвация способствовала сни­жению издержек предприятий, использу­ющих импортную продукцию (значитель­ная часть экспорта Китая обеспечивается сборочными производствами).

Еще одним аспектом влияния динамич­ного экономического роста КНР на миро­вую экономику является превращение стра­ны в одного из крупнейших импортеров ресурсов. В частности, Китай вошел в чис­ло ведущих мировых потребителей нефти и нефтепродуктов. Увеличение их потреб­ления в КНР эксперты называют одной из основных причин роста мировых цен на энергоносители в середине 2000-х годов. Если в 2003 г. на Китай приходилось 6,9% мирового спроса на нефть (5,5 млн баррелей в сутки при мировом спросе 79,3 млн баррелей), то в 2006 г. его доля дос­тигла 8,5% (7,2 млн из 84,5 млн барре­лей). Для сравнения: доля Северной Аме­рики (США, Канады, Мексики) составля­ла в 2003 г. 31% (24,5 млн баррелей), в 2006 г. - 29,9% (25,3 млн баррелей).[14]

Следует заметить, что повышение миро­вых цен на энергоносители не привело к уси­лению учтенной инфляции в КНР. Пик инф­ляции в КНР (3,9%) пришелся на 2004 г., когда стали резко повышаться мировые цены на нефть. Однако в 2005 г. инфля­ция в КНР снизилась. Это связано с тем, что цены на очищенные нефтепродукты в Китае являются регулируемыми, в результате чего они могут быть ниже, чем цены на сырую нефть. Тем не менее цены на топливо существенно возросли.

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Глобальные дисбалансы: страны-экспортеры как инвесторы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глобальные дисбалансы: страны-экспортеры как инвесторы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)