Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология саморегуляции



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Психология саморегуляции 0.00 из 5.00 0 оценок




Очень важным аспектом профессиональной деятельности человека является саморегуляция, т.е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных ситуациях.

Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях:

1. Человек сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.

2.  Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.

3. Человек находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.

4.  Решение о том, как действовать, человеку приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.

5.  Действия человека оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями – реакциями на возникшую ситуацию.

 

 Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а

воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.

Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия – построение образа, получение однозначных ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?», «Как наблюдать?» Прежде чем вести наблюдение, мы должны ответить себе на эти вопросы. В условиях сложной человеческой ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, и приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти.

Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следования ему, что, в свою очередь, предполагают саморегуляцию.

Управление вниманием основывается на том, что произвольное и непроизвольное внимание в разной степени поддаются саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же оно обычно бывает во время болезни, в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения, аффекта или стресса. Наиболее действенными средствами управления данным видом внимания являются отдых, лечение, психофизический аутотренинг. Произвольным вниманием можно управлять при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание человека к чему-либо, достаточно стимулировать его интерес. Словесная самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания всегда прямо или косвенно базируются на интересе. Иногда бывает достаточно заставить себя увидеть в каком-либо объекте, явлении или событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему внимание. Им в определенной степени можно управлять и через восприятие. Саморегуляция памяти также необходима для человека. Два из трех процессов памяти - запоминание и воспроизведение информации – поддаются саморегуляции. Третьим процессом памяти – сохранением информации - управлять труднее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако через определенную организацию запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на различных способов представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработки материала. Память улучшается, если запоминаемый материал удается представить зрительно, связать с

какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызывая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.

Мышлением управлять можно сознательно, делая его более продуктивным.

Основные приемы саморегуляции мышления:

- внимательный анализ условий решаемой задачи;

- соотнесение требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;

- постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении;

- выработка определенной дисциплины мышления, предполагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения;

- проговаривания вслух или про себя определенных идей, связанных с поиском решения задачи;

- систематическая запись идей и уже предпринятых действий

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями

мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных

процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

 



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Психология саморегуляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология саморегуляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)