Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика уровня сформированности креативности младших школьников



2019-12-29 601 Обсуждений (0)
Диагностика уровня сформированности креативности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После проведения работы по развитию креативности младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 нами проведено контрольное обследование с использованием:

1. Опросника креативности Джонсона адаптированный Е. Туник;

2. Батареи тестов предложенных Е.Туник, являющимися модификацией тестов Гильфорда и Торренса.

Результаты диагностики младших школьников проводимой по опроснику креативности Джонсона адаптированный Е. Туник зафиксированы в Приложение 1, таблице 3.

Результаты наблюдения вынесем в отдельную таблицу (Таб.4)

Таблица 4. Соответствие количества детей, % от общего количества уровню креативности после реализации программы «Креатив в школе»

Уровень креативности Количество детей % от общего количества детей
Очень высокий 5 20
Высокий 4 16
Нормальный, средний 16 64
Низкий - -
Очень низкий - -

 

 Покажем результаты графически

По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати пяти обследуемых детей, нет детей с низким уровнем креативности; 16 детей, что составляет 64% от общего числа детей имеют нормальный (средний) уровень креативности; 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют высокий уровень креативности и 5 детей, что составляет 20% от общего числа детей имеют очень высокий уровень креативности

Результаты диагностики младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 по батарее тестов предложенных Е.Туник, являющимися модификацией тестов Гильфорда и Торренса зафиксированы в Приложение 1, таблице 4.

Результаты вынесем в отдельную таблицу (Таб.5)

Таблица 5. Соответствие количества детей, % от общего количества показателям креативности после реализации программы «Креатив в школе»

Показатели креативности Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Высокие 5 20
Средние 19 76
Низкие 1 4

 

Покажем результаты графически

 

Анализируя показатели полученные в результате тестирования по субтестам, получили: 5 детей, что составляет 20 % от общего количества детей имеют высокие показатели креативности; 19 детей, что составляет 76 % от общего количества учеников имеют средние показатели креативности и 1 ребенок, что составляет 4 % от общего количества испытуемых детей имеют низкие показатели креативности.

Сравним уровни и показатели  креативности учащихся до реализации программы и после реализации программы по развитию креативности (Таб. 6, 7)

Таблица 6 Сравнение уровня креативности до реализации программы и после реализации

Уровень креативности

До реализации программы

После реализации программы

Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Очень высокий 3 12 5 20
Высокий 4 16 4 16
Средний 9 36 16 64
Низкий 5 20 - -
Очень низкий 4 16 - -

 

Таблица 7 Сравнение показателей креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) до реализации программы и после реализации

Показатели креативности

До реализации программы

После реализации программы

Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Высокие 3 12 5 20
Средние 13 52 19 76
Низкие 9 36 1 4

 

Анализ результатов показал, что после реализации программы направленной на повышение креативности младших школьников произошло повышение числа детей с высоким уровнем креативности с 12% до 20 % и средним уровнем креативности с 36% до 64%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности. Произошло уменьшение числа детей с низкими показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) с 36 % до 4%, повышение числа детей с нормальными показателями креативности с 13% до 19 %, повышение числа детей с высокими показателями креативности с 12% до 20%.

Убедимся, что уровень креативности у 25 младших школьников в результате наблюдения до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности после реализации программы.

Проведем статистическую обработку данных по критерию Манна – Уитни.

Последовательность действий, для вычисления критерия Манна-Уитни такова.

1. Проранжируем значения уровня креативности полученных в результате наблюдения до реализации программы и после, объединив обе выборки (Приложение 1, таб. 5).

Кол-во случаев в первой выборке: n1 = 25

Кол-во случаев во второй выборке: n2 = 25

Всего случаев: N = 25+25 = 50

Сумма рангов первой выборки: R1 = 533.5

Сумма рангов второй выборки: R2 = 741.5

Для проверки вычисляем:

 R1+R2= (N/2)*(1+N) = 533.5 + 741.5 = 50/2 * (1+50);

1275 = 1275. Расчеты верны

2. Находим эмпирическое значение U-критерия.

Для этого вычисляем два значения:

U1= n1 * n2 + (n1*(n1 + 1) / 2) – R1

U2= n1 * n2 + (n2*(n2 + 1) / 2) – R2

Эмпирическим считается наименьшее из U1 и U2.

U1 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 533.5 = 416.5

U2 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 741.5 = 208.5

Эмпирическое значение U=208.5

3. Ищем критическое значение по таблице.

Число на пересечении размера наибольшей выборки (size of the largest sample) и наименьшей выборки (size of the smallest sample) является критическим значением коэффициента Манна-Уитни. В нашем случае размер наибольшей выборки 25, наименьшей – 25.

Находим критическое значение при p≤0,05 Uкрит = 211.

4. Делаем вывод.

Полученное эмпирическое значение меньше критического (208.5<211), различие определяется как существенное.

Следовательно: уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.

Аналогично проведем статистическую обработку показателей креативности, полученных по батарее субтестов по критерию Манна – Уитни.

Эмпирическое значение U=190.

Критическое  значение при p≤0,05 Uкрит = 211.

Следовательно: показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от показателей креативности младших школьников после реализации программы.

Вывод: после проведения программы «Креатив в школе» и при анализе данных, полученных в результате проведения исследования, включающее в себя: наблюдение по опроснику креативности Джонсона адаптированном Е. Туник и батареи тестов предложенной Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, мы обнаружили определенные изменения в уровне и показателях креативности исследуемых детей в сторону их повышения. Число детей с высоким уровнем креативности повысилось с 12% до 20 %, средним уровнем креативности с 36% до 64%; число детей с со средними показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) повысилось с 13 % до 19 %; число детей с низкими показателями креативности уменьшилось с 36 % до 4%; число детей с высокими показателями креативности повысилось с 12% до 20%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности.

Проведя статистическую обработку уровня и показателей креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень и показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня и показателей креативности младших школьников после реализации программы.

Следовательно, наша гипотеза, что грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности,  сохраняет здоровье ребенка подтвердилась.

Рекомендовано: продолжить занятия по данной программе с младшими школьниками для дальнейшего повышения уровня и показателей креативности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, процесс преобразования знаний.

Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Одним из критериев психического здоровья является креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом). Следовательно, развивая креативность, мы тем самым сохраняем здоровье ребенка.

На базе МОУ СОШ № 30 нами проведена предварительная диагностика, группы учащихся из 25 человек, направленная на выявление уровня и показателей креативности младших школьников. Выявлены: детей с низким и очень низким уровнем и показателями креативности. Разработанная программа «Креатив в школе» позволила развить творческие способности, тем самым сохранить психическое здоровье детей.

Апробирование программы прошло успешно, благодаря ее применению повысился уровень креативности младших школьников. Очень низкий и низкий уровень креативности младших школьников повысился до нормального (среднего). Число детей с низкими показателями креативности уменьшилось. Число детей с высокими показателями креативности повысилось.

Проведя статистическую обработку уровня креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.

Таким образом, можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе критерии психического здоровья и разработанная нами программа по развитию креативности способствуют сохранению здоровья младших школьников.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев В.А. Психология здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А. Барышева. – М.: Феникс, 2004. – 414 с.

3. Беспанская, Е. Развейте творческие способности своего ребенка [Текст] / Е. Безпанская. – М.: Союз, 2004. - 32 с.

4. Высилевский А.К. Искусство и школа [Текст]: книга для учителя / А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.

5. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 273 с.

6. Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество [Текст] // Искусство в школе. - 1993.  - № 1. – С. 12-22.

7. Гуревич, К. Лабиринты развития таланта [Текст] / К. Гуревич  // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-18.

8. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов.  - М.: Просвещение, 1991. – 216 с.

9. Дорфман, Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 5 – 13.

10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинина. -  СПб.: Питер, 2002. – 326 с.

11. Жердева, Е.В. Ребенок в школе [Текст]  / Е.В. Жердева. – Изд. 3-е / Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 186 с.

12. Калвейт, Р. Резерв успеха – творчество [Текст] / Р. Колвейт. - М.: Педагогика, 1989. – 152с.

13. Колесов, Д.В. О психологии творчества [Текст] / Д.В. Колесников. // Психологический журнал. - 1992. - № 6. – С. 12-21.

14. Котельников, В. Творчество и креативность [Текст] / В. Котельников - М. Союз, 2004. – 186 с.

15. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – СПБ.: Питер, 2006. – 416 с.

16. Кудрявцев, С. Творческая природа психологии человека [Текст] / С. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990.  - № 3. – С. 16 – 24.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу - СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.

18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. М.: Просвещение, 1992. – 144 с.

19. Медведева, О.М. Творчество учителя на уроках английского языка [Текст] / О. М. Медведева - М.: Просвещение, 1992.- 112 с.

20. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, А. Новлянская //  Искусство в школе. – 1994. - № 2. – С. 9 -18.

21. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

22. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет [Текст] / С. Московская – СПб.: Питер, 2005. – 96с.

23. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменская - М.: Просвещение, 1991. – 192с.

24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1994. – 496с.

25. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 252 с.

26. Нозадзе, М.В. Высокое назначение человеческого голоса [Текст] / М.В. Нозадзе // Искусство в школе. - 1997. - № 5. – С. 6 – 14.

27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Рус. Яз., 1990. – 921 с.

28. Пасынкова ,Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности [Текст]  // Психологический журнал. - 1995. - № 4. – С. 12-25.

29. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понамарев. – М.: Психология, 1988. – 146 с.

30. Петровский А.М. Психология [Текст] / А.М. Петровский - М.: Политиздат, 1990. – 448с.

31. Подласный, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласный – М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.

32. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.- С. 8 - 17.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн СПб.: Питер, 2000. – 516 с.

34. Туник, Е.Е. Диагностика творчества [Текст] / Е.Е. Туник – М.: Психология, 1998. – 170 С.

35. Туник Е. Диагностика творчества [Текст] / Е. Туник.// Школьный психолог. – 2000. - № 47. – С.14-28.

36. Стоянова, М.В. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании [Текст] / М. В. Стоянова. – М.: Педагогика, 1984. – 98с.

37. Чепуров, В.Н. Театр в школе [Текст]: кн. для учителя – 2-е изд. / В.Н. Чепуров - М.: Просвещение, 1983. – 112с.

38. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников [Текст] / Е.К. Чухман – М.: Педагогика, 1985. - 144с.

39. Шерер И. Техника креативности [Текст] / И. шерер – М.: Смартбук, 2009. – 93 с.

40. Щуркова, Н.Е. Духовная культура школы [Текст] / Н.Е. Щуркова – Петрозаводск: НКЦ, 1992. – 90 с.

41. Юркевич, В. С. О «наивной» и «культурной» креативности [Текст] / В.С. Юркевич - М.: Педагогика, 1997.  – 94 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 в отдельном документе «приложение 1»

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематический план программы по развитию креативности.

Раздел Трудоемкость Ожидаемый продукт
I. Мониторинг 2 ч. Ребёнок определяет степень своей готовности к работе в программе по развитию креативности.
II.Интеллектуальная игра «Зри в корень» 2-1 Презентация по русскому языку «На звуковой волне»   2-2 «Наш родной язык»   2-3 Презентация по математике «Волшебный мир дробей»   2-4 «Математика – царица всех наук»   2-5 Презентация «Наш город»   2-6 Вопросы из области общих знаний   2-7 Проверка и подсчёт результатов   1,5 ч.   3 ч.     3 ч.   3 ч.     0,5 ч.     3 ч.     1 ч.   Ребёнок учится самооценке возможностей продвижения в программе; тренирует свои волевые усилия в преодолении трудностей; совершенствует базовые знания. Ребёнок развивает гибкость и образность мышления.
III. РТВ средствами ТРИЗ Презентация «Город загадок».   2,5 ч. Ребёнок учится - выделять существенные и несущественные признаки; - формулировать вопрос; - разрешать противоречия.
IV. Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит». 4-1 Творческая олимпиада.   4-2 Работа на станциях: - «Лингвиния»; - «Музыкальная»; - «Смекалистые»; - «Эврика»; - «Чудесный мир спорта» - «Компьютерный город»; - «Маленький зодчий».   4-3 Работа в лабораториях: - «Поиск»; - «Я вам пишу»; - «Юный Пифагор».   4-4 Проверка результатов.     1 ч.     1 ч. 0,5 ч. 1ч. 1 ч. 0,5 ч. 1 ч. 1 ч.     1 ч. 1 ч. 1 ч.   1 ч.   Ребёнок расширяет свой кругозор, создаёт свои тексты на основе переработки информации.
V. Модульная программа «Наречие».   3 ч. Ребёнок приобретает навык самообучения.
VI. Синтетическая деятельность как способ познания мира.   6-1Презентация «Владимиро-Суздальская Русь»;   6-2 Проект «Русская живопись»;   6-3 Проект «Народные промыслы».   0,5 ч.     3 ч.     3 ч. - Ребёнок приобретает умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию. - Ребёнок учится творчески перерабатывать информацию и использовать её для практического применения. - Ребёнок создаёт собственные иллюстрации, рисунки, поделки из разных материалов. - Ребёнок активизирует знания о культуре своего народа, его истоках.
VII. Тестирование. 1 ч. Определение уровня прироста креативности ребёнка.

 

 



2019-12-29 601 Обсуждений (0)
Диагностика уровня сформированности креативности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика уровня сформированности креативности младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)