Учет основных средств и нематериальных активов
1.Классификация и оценка основных средств. Основные средства (ОС) – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес. В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию. По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства. По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания и сооружения; машины и оборудование; передаточные устройства; машины рабочие, силовые, вычислительные; земельные участки и объекты природопользования; книги, брошюры и тому подобные издания; рабочий и продуктивный скот. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации. Основные средства оцениваются по: 1. Первоначальной стоимости, которая числится на счете 01 и представляет собой: 2. Восстановительной стоимости. Бывает в случае доведения первоначальной стоимости до текущей рыночной – восстановительной. 3. Остаточной стоимости – это разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации, то есть равна сч.01 – сч.02, отражается в балансе. 4. Договорной (согласованной) стоимости. Бывает в случае продажи объекта или взноса в счет вклада в уставный капитал. 2. Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия ОС Первичный документ, которым оформляется поступление ОС – акт приемки-передачи внутреннего перемещения ОС – типовой документ формы №ОС-1. По месту эксплуатации данный объект вносится в инвентарный список ОС. Форма типовая Ф № ОС-9. По учету движения ОС по каждой группе ОС – карточка учета движения ОС по состоянию на 01.01. затем в течение года по ней отражается движение ОС. Форма №ОС-8. Эти данные используют для составления оборотной ведомости движения ОС и составления отчетности по форме статистической №11 и форме бухгалтерской: приложение к балансу Ф5. Первичным документом на выбытие ОС – акт приемки-передачи ОС-1 за исключением ликвидации вследствие ветхости: акт на списание ОС-4. Синтетический учет поступления ОС 01,02 01-акт, инвентарный, 02- амортизация ОС, пассив, регулирующий, контрарный. В балансе: Д08-К75 ж\о №8, Д01-К08 ж/о №16. 08 – акт, калькуляционный «Вложения во внебюджетные активы». Если ОС приобрели по договору дарения: Д08-К98 – приходуем по рыночной стоимости (ж\о №15), Д01-К08 – ж/о №16. Если предприятие получило безвозмездно ОС, то вся их стоимость увеличивает прибыль для налогообложения. Если сами изготавливают ОС на предприятии: Д08-К10,70,69,02,05 Если ОС покупаем: Д08-К60 – ж/о №6, Д19-К60 – НДС, Д60-К51-рассчитались с поставщиками, Д01-К08 – ввели в эксплуатацию, Д68-К19 – зачли НДС. ОС в процессе эксплуатации изнашиваются и с целью накопления на замену износившихся средств в течение срока полезного использования их стоимость постепенно переносится на издержки производства или на стоимость произведенной продукции. Согласно ПБУ.5/01 срок полезного использования устанавливается самим предприятием при принятии объекта к учету. Существует четыре способа начисления амортизации: линейный, уменьшаемого остатка, списан6ие стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списание стоимости пропорционально объему продукции. Выбранный способ начисления амортизации применяется к однородной группе ОС и не может быть изменен в течение всего срока пользования. Ремонт: капитальный и текущий. Текущий ремонт должен способствовать поддержанию объекта в рабочем состоянии, и он осуществляется с периодичностью менее одного года. Капитальный ремонт предполагает исправление или замену наиболее важных частей, узлов, агрегатов или других основных конструктивных элементов объекта основных средств. Все затраты по ремонту включаются в издержки производства. Ремонт может выполняться подрядным и хозяйственным способом. Все затраты по Д23-К10,70,69,02 После завершения ремонта – акт приемки ремонтных работ. Работы выполняет подрядчик. Выполнив работу, заказчик и подрядчик составляют акт приемки выполненных работ. Подрядчик выписывает счет. Д25,26 – К60, Д19-К60, в случае неправомерного осуществления ремонта в течение года формируется резерв на ремонт. Д25,26 – К96 пассив (затраты за счет резерва). Если наряду с ремонтом ОС производится и модернизация ОС, то затраты рассматриваются как вложения. Сч.08 - активный. Д08-К10, 70,69,02. Затраты по модернизации увеличивают первичную стоимость ОС. Д01-К08. При выбытии ОС определяются результаты от выбытия. Он выявляется на сч.91 – «Прочие документы и расходы». Сч91 активно-пассивный. К нему открыты субсчета: 91-1 – доходы, 91-2 – расходы. По К91 отражаются все поступления, связанные с выбытием ОС, а по Д91 – остаточная стоимость выбывающих объектов и затраты связанные с выбытием. Учет выбытия можно организовать, используя субсчет, открываемый к сч.01. Все выбытия ОС отражаются на сч.91 Д91 – стоимость выбывающих ОС, расходы К91 – выручка от реализации Существует два вида аренды: текущая и финансовая. Учет текущей аренды - сдача в аренду ОС арендатору во временное пользование, регулируется договором аренды. Учет у арендодателя. (Д01-К01 – в аренду). Д62,76-К90,91- доходы по аренде Д20,25,26-К02 если аренда основная деятельность, то начислена амортизация ДД20,25,26 – К60,23 – аренда обычных видов деятельности – расходы на ремонтные работы Д91-К02 – начислена амортизация, если это прочие виды деятельности Д91-К60,23 – расходы по ремонту ОС, если аренда не основной вид деятельности Д90,91 – К68 – начислен НДС в бюджет Д90-К20,25,26 – списаны затраты на ремонт, амортизацию Д90,99 – К99,90 – прибыль (убыток) Учет у арендатора (отразит принятое имущество Д001) Д25,26 – К76 – арендовый платеж включается в стоимость Д19-К76 – НДС Д76-К51 – перечислен платеж Д68-К19 – списан НДС, уменьшение расчетов с бюджетом Д98-К90,91 – доходы буд. периодов (у арендодателя) Д20,25,26 – К97 – расходы буд. периодов (у арендатора) Инвентаризация и переоценка ОС По ОС инвентаризацию можно проводить раз в 3 года. Форма инвентарной описи №1. Составляется сличительная ведомость (данные бухгалтерии и факт наличия ОС). Инвентаризационные разницы: излишки Д01-К91 – оприходовать по рыночной стоимости. Недостача Д02-К01 – списывается амортизация Д94-К01 – в сумме остаточной стоимости списывается на сч.94 Д73-2 – К94 – списана недостача на виновное лицо Д73-2 – К98 – разница между рыночной стоимостью и остаточной. По мере взыскания недостачи сч.98 будет закрываться на сч.91. Д98-К91. В балансе ОС отражаются по Сост. Форма №5 – приложение к балансу, раздел №3 – амортизируемое имущество, движение ОС по всем классификационным группам, здесь же представлена амортизация ОС, результаты переоценки ОС. Форма №11 (статистического учета) – для экономического анализа технического исправления ОС. Учет материалов
В соответствии с ПБУ 5/01 «Положение по учету материально-производственных запасов» в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: 1) используемые в качестве сырья, материалов и т.п.; 2) при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг); 3) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); 4) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.). Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Классификация материалов. Материалы – часть имущества организации в виде сырья, материалов, запасных частей, топлива и тары. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные виды производственных запасов в процессе производства, их подразделяют на: 1) сырье и основные материалы; 2) вспомогательные материалы; 3) покупные полуфабрикаты; 4) отходы; 5) топливо; 6) тара и тарные материалы; 7) запасные части; 8) инвентарь и хозяйственные принадлежности. Указанную классификацию производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета с целью получения информации об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности. Для учета материалов применяют следующие синтетические счета: По Д 10 «Материалы»; 19 «НДС»; По К 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оценка материально-производственных запасов. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Аналитический учет материалов ведется в бухгалтерии в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов. Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления, а затем оцениваются по твердым учетным ценам. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу. Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы»; 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. Счету 10 могут быть открыты следующие субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; 10-3 «Топливо»; 10-4 «Тара и тарные материалы»; 10-5 «Запасные части»; 10-6 «Прочие материалы»; 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 10-8 «Строительные материалы»; 10-9 «Инвентарь и хозпренадлежности». Счет 15 используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете 16 отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Под отпуском материалов понимается отпуск этих материалов для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг, либо реализация их на сторону. Отпуск материалов со склада в производство (Д20 К10) оформляется лимитно-заборной картой М-8. Этим документом оформляется отпуск под определенную программу. Эти заборные карты выписываются на месяц в 2-х экземплярах: один на склад, второй – структурному подразделению, которому отпускаются материалы. Кладовщик отмечает в каждом экземпляре дату и количество отпущенного и после этого выводит остаток – лимит. После использования лимита лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию. Движение материальных ценностей внутри организации оформляется требованиями-накладными М-1, которые составляются материально-ответственным лицом склада или цеха, которые сдают ценности, в 2-х экземплярах: один для списания ценностей со склада или цеха, второй – для оприходования ценностей другой стороной. Отпуск материалов на сторону оформляется накладной на отпуск материалов на сторону М-15 в 2-х экземплярах: один на склад (является основанием для отпуска со склада), второй – покупателю. При этом получатель ценностей должен иметь доверенность, оформленную в установленном порядке. На счетах бухучета отпуск материалов отражается записью по дебету счетов затрат (20, 23, 25) либо счетов реализации материальных ценностей. При отпуске материалов в производство и ином их выбытии оценка производится одним из следующих методов: 1) по себестоимости каждой единицы; 2) по средней себестоимости. Инвентаризация материалов – выявление фактического наличия ценностей в натурально выражении, путем получения данных об остатках и их сличении с данными учета. Проводят не менее 1 раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года. Создается комиссия. Излишки имущества: Д10 К 91; Недостача и их порча: Д 94 К 10 (если установлено виновное – Д 91 К94).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |