Надо не слушать, а рвать их, —
Их, Присосавшихся бесплатным приложением К каждой двуспальной кровати! Их ли смиренно просить: «Помоги, мне!» Молить о гимне, Об оратории! Мы сами творцы в горящем гимне — Шуме фабрики и лаборатории.
Капиталистический строй обрекает народные массы на духовное и физическое вымирание. Это ясно понимает поэт и создает образ своего бунтующего лирического героя.
Загнанный в земной загон, Влеку дневное иго я. А на мозгах Верхом «Закон», На сердце цепь — «Религия»... Я в плену. Нет мне выкупа! Оковала земля окаянная. Я бы всех в любви моей выкупал, да в дома обнесен океан ее! Конфликт поэта и окружения, существующий вначале как разъединенность лирического героя и враждебной ему толпы, с годами приобретает все большую и большую социальную определенность. По мере усиления социально-политических мотивов в его творчестве поэт все дальше отходил от формализма футуристов. В этом отношении показательны различия между стихотворением «Нате!» 1913 года и памфлетом «Вам!», написанным полтора года спустя. В первом — обыватели, над которыми издевается поэт, характеризуются чисто внешними приемами: толпа — «стоглавая вошь», «вы, мужчина, у вас в усах капуста», «вы, женщина... смотрите устрицей из раковин вещей» и т. д. Памфлет «Вам!» имеет ярко выраженную политическую окраску. Маяковский обличает не обывателя вообще, а тех, кто наживается на войне: «Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как,— может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?...»
Одной из тем его лирики были одиночество и отчужденность человека в капиталистическом городе. Наряду с нотами бунтарства и эпатажа обывателя звучали подкупающие своей искренностью мелодии ожидания искреннего человеческого чувства и выхода за пределы серой и враждебной человеку действительности. Одним из лучших произведений такого рода стало стихотворение «Послушайте!». Ведь, если звезды зажигают — Значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Это совсем не обращение — обращение «агитатора, горлана, главаря»¸ это раздумья поэта или его интимный разговор с самыми близкими друзьями.
В следующей части интонация меняется. В словах поэта — страстная тоска по красоте. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм:
И, надрываясь В метелях полуденной пыли, Врывается к богу, Боится, что опоздал, Плачет, Целует ему жилистую руку, просит, чтоб обязательно была звезда! — Клянется — не перенесет эту беззвёздную муку!
Но красота нужна не только самому поэту — она нужна людям. Без этого нельзя жить, нельзя быть счастливым. И вот новый интонационный поворот—герой заботливо спрашивает кого-то, вернее всего любимую:
«Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!»
Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лирического героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажигаться и светить людям. Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение - предоктябрьских лет - первую поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский протест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение. Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»[9].
Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.
Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свидетельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни. За причудливыми ходами поэтической мысли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идейный смысл поэмы. И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одиночества, жертвенности, трагичности, мысль Маяковского направлена на разоблачение главного, существенного зла. И, наконец, важно отметить, что, несмотря на трагическую окраску завершающих «Облако в штанах» строф, в ней нет безысходности. Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.
Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы переключаются в общественно-политический план (тучи «небу объявляют озлобленную стачку»). Лирические отступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |