Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Надо не слушать, а рвать их, —



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Надо не слушать, а рвать их, — 0.00 из 5.00 0 оценок




Их,

Присосавшихся бесплатным приложением

К каждой двуспальной кровати!

Их ли смиренно просить:

«Помоги, мне!»

Молить о гимне,

Об оратории!

Мы сами творцы в горящем гимне —

Шуме фабрики и лаборатории.

 

Капиталистический строй обрекает народные массы на духовное и физическое вымирание. Это ясно понимает поэт и создает образ своего бунтующего лирического героя.

 

Загнанный в земной загон,

Влеку дневное иго я.

А на мозгах

Верхом

«Закон»,

На сердце цепь —

«Религия»...

Я в плену.

Нет мне выкупа!

Оковала земля окаянная.

Я бы всех в любви моей выкупал,

да в дома обнесен океан ее!

Конфликт поэта и окружения, существующий вначале как разъединен­ность лирического героя и враждебной ему толпы, с годами приобретает все большую и большую социальную определенность. По мере усиления социально-политических мотивов в его творчестве поэт все дальше отходил от формализма футуристов. В этом отношении показа­тельны различия между стихотворением «Нате!» 1913 года и памфлетом «Вам!», написанным полтора года спустя. В первом — обыватели, над которыми из­девается поэт, характеризуются чисто внешними приемами: толпа — «стогла­вая вошь», «вы, мужчина, у вас в усах капуста», «вы, женщина... смотрите устрицей из раковин вещей» и т. д. Памфлет «Вам!» имеет ярко выраженную политическую окраску. Маяковский обличает не обывателя вообще, а тех, кто наживается на войне: «Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как,— может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?...»

      

Одной из тем его лирики были одиночество и отчужден­ность человека в капиталистическом городе. Наряду с нота­ми бунтарства и эпатажа обывателя звучали подкупающие своей искренностью мелодии ожидания искреннего чело­веческого чувства и выхода за пределы серой и враждебной человеку действительности. Одним из лучших произведе­ний такого рода стало стихотворение «Послушайте!».  

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

 

Это совсем не обращение — обращение «агитатора, горлана, главаря»¸ это раздумья поэта или его интимный разговор с самыми близкими друзьями.

 

В следующей части интонация меняется. В словах поэта — страстная тоска по красоте. Сила чувства, стре­мительность порыва выражены в восклицательной ин­тонации, в нагнетании глагольных форм: 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу,

Боится, что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку,

просит, чтоб обязательно была звезда! —

Клянется —

не перенесет эту беззвёздную муку!

 

Но красота нужна не только самому поэту — она нужна людям. Без этого нельзя жить, нельзя быть счастливым. И вот новый интонационный поворот—ге­рой заботливо спрашивает кого-то, вернее всего люби­мую:

 

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

 

 Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лириче­ского героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажи­гаться и светить людям.

Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение - предоктябрьских лет - первую поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский про­тест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение. Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»[9].

 

Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.

 

Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свиде­тельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни.  За причудливыми ходами поэтической мыс­ли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идей­ный смысл поэмы. И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одино­чества, жертвенности, трагичности, мысль Маяковского направлена на разоб­лачение главного, существенного зла. И, наконец, важно отметить, что, не­смотря на трагическую окраску завершающих «Облако в штанах» строф, в ней нет безысходности. Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.

 

Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы пере­ключаются в общественно-политический план (тучи «не­бу объявляют озлобленную стачку»). Лирические от­ступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:

 



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Надо не слушать, а рвать их, — 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Надо не слушать, а рвать их, —

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)