Переходная экономика Российской Федерации
В условиях трансформации макроэкономическая стабилизация, наряду с экономическим ростом, является одной из важнейших целей государственного регулирования экономики как системы мер направленного воздействия на поведение субъектов рынка посредством регламентации их отношений и экономического инструментария. В системе государственного регулирования экономики с целью достижения макроэкономической стабилизации регулирование банковского сектора, занимает особое место: формирование банковской системы, способной эффективно осуществлять макроэкономические функции - один из механизмов централизованного воздействия на экономическую систему в целом и условие макроэкономической стабилизации. Этому есть целый ряд причин[6]. – общество (государство, субъекты экономики, население) является коллективным клиентом банковской системы. Централизация и высокая степень интеграции банковской системы связаны с функцией обеспечения расчетов, поддержания финансовых связей субъектов экономики, что предопределяет непосредственность и мобильность координационных и субординационных связей как внутри системы, так и внешних - с хозяйственным механизмом в целом. Подобная интеграция дает преимущества в реализации мер государственного воздействия, но и чревата потрясениями: неплатежеспособность даже одного банка, особенно если он обладает разветвленной сетью филиалов, может спровоцировать проблемы в банковской системе в целом, для предприятий, вкладчиков и целых отраслей производства из-за сбоя в расчетном механизме; – результаты государственного регулирования зависят от адекватной оценки текущей ситуации, согласованности теоретических разработок и практики, решения проблемы предсказуемости и временных лагов. Влиянию временного фактора подвержена любая отрасль регулирования; – важнейшие функции банковской системы, включающие в себя обеспечение системы расчетов, кредитование экономики, обслуживание сбережений населения и внешних операций, делают возможными перераспределение финансовых потоков, аккумулирование сбережений, ресурсов для инвестиций и как итог – поддержание воспроизводственной функции экономики; – финансовая информация обладает высокой степенью мобильности и оперативности, и банковская система подвержена существенному влиянию колебаний экономической конъюнктуры, что усугубляет опасность дестабилизации, но с другой стороны, позволяет ей (системе) служить поставщиком информации и оператором мониторинга состояния различных отраслей экономики для органов, ответственных за выработку государственной экономической политики. Коренное изменение характера связи банков с реальным сектором является важнейшим условием не только оздоровления реальной экономики, но и укрепления самой банковской системы, катализатором устойчивого экономического развития. Если рассматривать данный принцип на примере Российской Федерации, то получается следующее. Совокупный капитал российских банков – более 16 млрд. долларов. Из них 5 млрд. долларов приходится на два крупнейших банка – Сбербанк и Внешторгбанк. При этом все российские банки смогли привлечь около 100 млрд. долларов депозитов, сумма кредитов реальному сектору составляет порядка 40 млрд. долларов. В то же время, общий объем продаж 200 крупнейших компаний страны составляет 140 млрд. долларов, из них 20 сырьевых компаний и естественные монополии имеют объемы продаж в 100 млрд. долларов – в 2,5 раза больше, чем общий объем кредитов, выданных банками. Следовательно, масштабы развития российской банковской системы не соответствуют потребностям российской экономики[7]. Соотношение совокупного объема банковских кредитов к ВВП составляет менее 15%, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 40% (в США - около 100%, в Японии, Сингапуре, Германии – до 150%). Доля российских банков в инвестициях в основной капитал порядка 3%, при том, что за счет собственных средств предприятия инвестируют до 50% (мировой уровень доли банковских кредитов в совокупных инвестициях, определяющих экономический рост, превышает 50%)[8]. В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного государства[9]. Основными принципами этой концепции являлись: Организация банковского дела в переходной экономике Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ: - диверсификацию собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора); - демонополизацию; - становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.); - техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов; - перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей; - усилению открытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи; - перераспределение полномочий между центром и регионами[10]. То, как на практике может осуществляться деятельность центральных управленческих органов рыночной экономики – министерства финансов и государственной банковской системы – можно рассмотреть на следующем примере: воздействие государства на объемы производства и прибыли автомобилестроительных компаний. Итак, мы рассмотрим действия[11]: а) центрального банка (ЦБ); б) министерства финансов (МФ); в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ); г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами – автопромышленников (АП). В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной продукции (влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП. Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и предложения на автомобильном рынке. Таким образом, следует сделать следующий вывод: стабилизация экономики РФ проходила поэтапно и роль банков в стабилизационной политике по принципам концепции, изложенной выше, неотъемлема.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |