Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпринимательской деятельности в РФ



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Предпринимательской деятельности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Понятие законодательства о предпринимательстве

 

   Отношения, в которые вступают предприниматели в процессе осу­ществления ими предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о предпринимательстве. Десять лет назад в Россий­ской Федерации развернулась интенсивная законотворческая деятель­ность, направленная на правовое регулирование предпринимательст­ва. В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка пред­принимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдель­ных сферах (страхование, банковская деятельность, рекламный бизнес и т.д.).

Законодатель вынужден учитывать объективно существующую вза­имосвязь разнородных общественных отношений, регулируемых раз­ными отраслями права. По этой причине законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер. Это значит, что когда законодатель регулирует деятельность, к примеру, акционерных обществ, то поскольку они вступают в отношения, регулируемые граж­данским, финансовым, земельным, административным правом, при­нимаемый закон приобретает комплексный характер. В конечном счете система законов должна быть удобной для их пользователей. Появление наряду с кодифицированными зако­нами комплексных законодательных актов, объединяющих нормы, как правило, одной отрасли права (например, Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации), объясняется тем, что законодатель должен учи­тывать служебную роль принимаемых им законов.[13]

Законодательные акты о предпринимательстве объективно приоб­ретают характер комплексных нормативных актов и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный ба­ланс между общественными (публичными) и частными интересами предпринимателей. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической де­ятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что же касается публичных интересов (забота об интересах по­требителей, экологическая безопасность и т.д.), то для их выражения используются нормы административного, финансового, земельного права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Таким образом, комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство посто­янно находится в поиске справедливого сочетания публичных и част­ных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая лежит в основе правового регулирования предпринимательской дея­тельности, является концепция социальной рыночной экономики. Хотя в действующей Конституции Российской Федерации она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Итак, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: формирование законодательства о предпринимательстве осущест­влялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпри­нимательской деятельности (Гражданский кодекс Российской Федера­ции);

б)   издание законодательных актов, направленных на регулирование
предпринимательской деятельности в определенных сферах экономи­ки (о банках и банковской деятельности, о страховании, о крестьян­ских (фермерских) хозяйствах и т.д.).

    При этом все нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, непременно, носят комплексный характер, что позволяет соблюсти определенное правовое равновесие между интересами общественными и частными.

2.2. Конституционные основы законодательства о предпринимательстве

 

Законодательство о предпринимательстве построено на основе ие­рархии. Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Кон­ституции).

Под конституцион­ными основами предпринимательской деятельности понимаются ос­новополагающие конституционные нормы:

    - формирующие необходимые предпосылки для предприниматель­ской деятельности;

- предопределяющие содержание, условия и порядок предпринима­тельской деятельности;

    - обеспечивающие данное право соответствующими гарантиями.

Одним из самых важных институтов конституционного права явля­ется институт основ общественного строя. В состав этой большой со­вокупности конституционных норм входит подинститут основ эконо­мической системы, включающий в себя нормы о собственности, об основах общественного производства, об экономической сво­боде, о труде и т д.

В научном обиходе появи­лось еще одно научное понятие, по объему совпадающее с понятием конституционного института основ экономической системы. Речь идет о понятии «экономическая конституция», обозначающем сово­купность конституционных положений, связанных единым предме­том - отношениями в сфере экономики - и проникнутых внутрен­ним единством посредством логико-правовых системных связей.[14]

Стержнем «экономической конституции» являются нормы об основных экономических правах и свободах - о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и занятий (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на деловую репутацию (ст. 23), о праве на возмещение государством вреда (ст. 53) и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75).

В структуру «экономичес­кой конституции» входят также нормы, устанавливаю­щие экономический публичный порядок:  принципы государствен­ного регулирования экономической деятельности; нормы о возмож­ном ограничении основных экономических прав и свобод; нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства.

При всей важности конституционных положений, составляющих блок «экономической конституции», они не могут главенствовать и предопределять содержание других положений Основного закона. На эту роль вправе претендовать только нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, и в их числе, конечно, положения о праве собственности, свободе экономической деятельности, праве на объединение и выбор профессии.

Этому важнейшему конституционному положению соответствует обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок эко­номической деятельности, как единая денежная система, единая сис­тема банков, свободное передвижение товаров и услуг, защита капита­лов на любой территории, защита конкуренции.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

В ст. 8 Конституции Российской Федерации содержатся пять важ­нейших конституционных принципов регулирования экономических отношений: свобода экономической деятельности, единое эконо­мическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, фи­нансовых средств, т.е. принцип, обеспечивающий конституционно-правовой режим стабильного имущественного оборота, признание и равная защита разных форм собственности, поддержка конку­ренции.

Конституци­онные нормы охраняют не только частные интересы, но и обществен­ные (публичные). Возможностью несовпадения частных интересов предпринимате­лей с публичными продиктована необходимость включения в Консти­туцию Российской Федерации положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав. Совокупность этих положе­ний создает экономический конституционный порядок, признающий экономическую свободу предпринимателей и определяющий, в каких случаях и в каких пределах она может быть ограничена в публичных интересах.

 

2.3. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности

 

Вопрос о правовых основах законодательного (государственного) регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

   Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

   Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

   Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

   Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в форме убеждения или принуждения (в том числе юридической ответственностью). В свою очередь, методы государственного регулирования делятся на административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), через которые осуществляется прямое регулирование; экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование; и морально-политические (убеждение, массовая информация).

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.[15]

В настоящее время к источникам антимонопольного законодательства относится Гражданский кодекс РФ (ст. 10, ст. 57, ст. 103), Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[16] (далее - Закон о конкуренции) с изменениями и дополнениями от 26 июля 2006; ФЗ от 17 августа 1995 «О естественных монополиях»[17] и других правовые акты.

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Одним из видов монополистической деятельности выступает злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, если его (их) доля на рынке превышает пятьдесят процентов, либо, если доля составляет менее чем пятьдесят процентов, однако доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %, за исключением некоторых случаев.

Злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке может выступать, например, изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке, навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора, включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован.

Следующим видом монополистической деятельности являются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Самостоятельным видом монополистической деятельности могут быть признаны акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.

Кроме того, Законом о конкуренции установлено понятие и формы недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 4 Закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В частности, к формам недобросовестной конкуренции относятся:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

6) приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Федеральной антимонопольной службой, который создает свои территориальные органы.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования монополий и развития добросовестной конкуренции были предприняты наиболее важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать в отношении построения эффективной системы регулирования, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.
С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему нормативных актов, основанием которой являются положения ГК РФ. Центральное место в системе правового регулирования несостоя­тельности (банкротства) занимает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[18](далее – Закон о банкротстве). Кроме этого, в систему законодательства, регулирующего несосто­ятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[19], Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[20], а также иные нормативные акты.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г.) не закрывает всех путей для финансовых махинаций, однако же ликвидирует самые вопиющие из них. Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и, по сути, способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон тоже имеет свои недостатки и все же он - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Что же такое банкротство? Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Понятие несостоятельности законодатель определяет пу­тем указания на его существенные черты (условия). В качест­ве таких условий следует назвать следующие:[21]

• неспособность должника удовлетворить требования кре­диторов по денежным обязательствам в полном объеме втечение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;

• неспособность должника уплатить налоги в бюджет, стра­ховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные пла­тежи во внебюджетные фонды в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;

• наличие решения арбитражного суда, констатирующего неплатежеспособного должника как несостоятельного, ины­ми словами, признающего его банкротом.

Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособ­ным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную де­нежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основани­ем, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оп­лате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд со­циального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их испол­нения. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле «до ручки». Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.[22]

Банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, поли­тических партий и религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Зако­на о несостоятельности). Что же касается физических лиц, то в настоящее время несостоятельными могут быть признаны индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Закон о несостоятельности содержит перечень процедур, относимых к процедурам банкротства (ст. 27). Существен­ной чертой процедуры банкротства является то, что она проводится после возбуждения дела о несостоятельности в ар­битражном суде и осуществляется под контролем арбитраж­ного суда.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для отдельных категорий должников: градооб­разующих организаций, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, субъектов естественных монополий и предприятий ВПК.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик «очереди», в которой «стоят» кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

В заключение необходимо заметить, что во всех странах система банкротства находится под контролем государства. Участие государства проявляется не только в создании нор­мативной базы, но и в том, что в назначении и проведении процедур банкротства активную роль играет специальный орган по делам о несостоятельности, а также суд: признание должника банкротом — прерогатива суда. Повсеместно су­ществует система судебных восстановительных процедур.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве. Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию.

Но у государственного лицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто, чтобы их разорить.[23]

Сейчас под Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»[24] подпадают только те виды предпринимательской деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые могут сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.[25]

Но это не означает, что нужно отказаться от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.[26]

Возникают вопросы и с применением нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого «единого окна», когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

Важное значение для развития предпринимательской деятельности имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах»[27], новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации»[28], «О банках и банковской деятельности»[29], установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса[30], федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

 

2.4. Проблемы и перспективы совершенствования законодательного

регулирования предпринимательской деятельности

В условиях интенсивного развития рыночных отношений и предпринимательства, усиления роли государства в сфере экономики ГК РФ перестал осуществлять функции определителя направлений в развитии других отраслей законодательства, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения (в том числе и предпринимательского). Появление Бюджетного, Налогового, Жилищного, Земельного, Лесного кодексов привело к тому, что соответствующие отношения получают совершенно другое правовое регулирование, не совпадающее с принципиальными положениями ГК РФ. Более того, текущие законы их изменяют. Так, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 02.07.2005) был дополнен возможностью прекращения правоспособности юридического лица внесением записи об его исключении из Единого реестра юридических лиц, а Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. изменена норма абз. второго п. 6 ст. 98 ГК РФ о том, что акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.[31]

По-прежнему сохраняется главное препятствие в развитии предпринимательского законодательства как самостоятельной отрасли. В отличие от развитых стран (Германия, Франция, Япония и др.), в ГК РФ одновременно регулируются и бытовые, связанные с личным, семейным, домашним использованием имущества, и предпринимательские отношения, направленные на систематическое получение прибыли. Так или иначе, в ГК РФ заложен дуализм гражданского и предпринимательского права, который не получает достаточно ясного регулирования в части первой ГК РФ. Такие ключевые институты, как обязательство, связанное с предпринимательской деятельностью, торговая сделка, а также имущественная ответственность лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не получили развернутого регулирования, а рассматриваются в ГК РФ как разновидность гражданско-правовых институтов.

В Федеральных законах о защите конкуренции, свободных экономических зонах, развитии малого и среднего предпринимательства появляются понятия "хозяйствующий субъект", "финансовая организация", "резидент", которые не согласуются с делением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). В экономике России появляются новые предпринимательские структуры, которые не укладываются в рамки не только организационно-правовых форм юридического лица, предусмотренных ГК РФ, но и специальных Законов об акционерных обществах, некоммерческих организациях.[32] Подобные структуры создаются на основе либо федеральных законов, либо указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. "О Банке развития"[33], Федеральный закон от 05 ноября 2007 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[34] и ряд других). Деятельность государственных корпораций была урегулирована ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»[35]. Эта норма была рассчитана на единственное создаваемое в то время Агентство по реструктуризации кредитных организаций. В современных условиях, когда создание госкорпораций приобрело массовый характер, требуется создать специальный федеральный закон о них, учитывая, что они будут распоряжаться громадными суммами бюджетных денег, в частности и за счет средств инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179 (2) БК РФ[36]).[37]

В то же время до сих пор не реализованы положения ст. 213 ГК РФ об установлении перечня имущества, которое в соответствии с законами не может принадлежать гражданам и юридическим лицам, а также ограничения количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Более того, объединение в данной статье граждан и юридических лиц приводит и к другому нарушению. То или иное имущество (например, самолет) покупается юридическим лицом, а используется руководителем акционерного общества в личных целях, хотя это является прямым нарушением ст. 690 ГК РФ. Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Это в значительной степени привело к непомерному расслоению граждан и вызвало социальную напряженность и апатию граждан.

Следует, как уже отмечалось, также реализовать положение абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК РФ о принятии единого закона, где было бы точно установлено, какие виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Нахождение таких норм в разных законах затрудняет реализацию названной нормы ГК РФ.

В последнее время разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение гарантий защиты прав и обеспечение законных интересов предпринимателей, при осуществлении органами власти и управления контрольно-распорядительных функций. Они содержат правовое обеспечение мер, направленных на систематизацию контрольно-распорядительных функций органов управления, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности, установление ответственности должностных лиц за принимаемые решения, повышение роли органов, ответственных за проведение государственной политики развития предпринимательства. В связи с этим наблюдается необходимость разработки комплексного нормативного правового акта “О защите прав предпринимателей”, направленного на защиту, в первую очередь, от неблагоприятного государственного воздействия.[38]

Несомненно, что для <



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Предпринимательской деятельности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпринимательской деятельности в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)