Анализ результатов деятельности предприятия
Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Часть прибыли используется для выполнения обязательств перед бюджетом и банком. Другая часть остается в его полном распоряжении и вместе со средствами на оплату труда является источником производственной деятельности предприятия. Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, так как в этом показателе находят свое отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, экономические взаимоотношения между предприятием и государством, покупателями и поставщиками. Полученную прибыль необходимо сопоставить с произведенными затратами. Для этих целей используется относительный показатель – уровень рентабельности, под которым понимается процентное отношение прибыли к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Этот показатель характеризует окупаемость производственных затрат, а также эффективность производства и реализации отдельных видов продукции. При определении уровня рентабельности учитывается стоимость только части основных средств производства, а именно, сумма их амортизационных отчислений и потребленные оборотные средства. Для более полного проведения анализа результатов деятельности любого предприятия необходимо вначале рассмотреть: - состав и структуру затрат на производство того или иного вида продукции; - динамику себестоимости 1ц. продукции; - финансовые результаты деятельности предприятия Рассмотрим вначале структуру затрат в целом по хозяйству . Таблица 6 Состав и структура затрат на производство за 2006-2008 гг.
Как мы видим, отрасль сельского хозяйства является материалоемкой. Основную сумму затрат представляют собой такие элементы, как: корма, нефтепродукты, заработная плата и амортизация. Наименьший удельный вес в общей структуре затрат занимают: химические средства для защиты растений, затраты на улучшение земель, ремонт техники и зоотехническому и ветеринарному обслуживанию. Рассмотрим динамику затрат. В 2008 г. по сравнению 2006 г. произошло увеличение практически всех статей затрат, за исключением прочих расходов. Так материальные затраты возросли в 1,2 раза, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды в 1,5 и амортизация – 1,6 раз. Проведем анализ затрат по животноводству. Таблица 7 Состав и структура затрат на животноводство.
В динамике затрат по животноводству произошли аналогичные изменения. Для наглядности сделаем график. Рис. 1. Динамика затрат по животноводству за 2006-2008 гг.
Теперь рассмотрим урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.
Таблица8 Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.
За анализируемый период произошло увеличение урожайности зерновых и зернобобовых на 4,2 ц/га и снижение урожайности многолетних трав на 1,4 ц/га. Продуктивность животных возросла. Так увеличился удой на одну корову на 303 кг., прирост живой массы на 410 кг. и среднесуточный прирост живой массы – 25 г. Таким образом, выявлена тенденция увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных, за счет увеличения кормой базы. Далее рассмотрим изменения размеров трудоемкости и себестоимости основных видов продукции. Данная информация позволит увидеть динамику себестоимости продукции животноводства, что является важным этапом нашего анализа.
Таблица 9 Трудоемкость и себестоимость основных видов продукции
Как показал анализ данных, трудоемкость практически всех видов продукции снизилась, за исключением трудоемкости производства 1 ц. зеленой массы. Так трудоемкость производства сена многолетних трав снизилась на 84,6 %. Снизилась трудоемкость производства 1 ц. прироста живой массы поросят на 20 % или 11 чел.-час. Наименьшее снижение произошло по трудоемкости производства 1 ц. прироста живой массы и 1 ц. молока, соответственно на 5 и 3 чел.-час., что объясняется повышением продуктивности стада КРС. Неизменной осталась только трудоемкость производства 1 ц. зерна, в динамике за период 2006-2008 гг. она составляет 22 чел.-час./ц. По себестоимости основных видов продукции выявлена тенденция роста. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. более всего возросла себестоимость прироста живой массы поросят, она увеличилась почти в 3 раза. Себестоимость зерна и сена возросла в 1,5 раза. Себестоимость молока увеличилась на 26,9 %. Менее всего возросла себестоимость прироста живой массы КРС, всего на 4,1 %. Построим график динамики изменения себестоимости продукции животноводства: молоко, прирост живой массы КРС и прирост живой массы поросят. Для каждого вида рассчитаем линию тренда.
Рис. 2. График изменения себестоимости молока за период 2006-2008 гг. Рассчитав линию тренда, мы выявили, что по прогнозу в 2010 г. себестоимость молока будет составлять 800 руб./ц. Рис. 3. График изменения себестоимости прироста живой массы КРС за период 2006-2008 гг. Прогнозное значение себестоимости прироста живой массы КРС составляет в 2010 г. 4400 руб./ц. Рис. 4. График изменения себестоимости прироста живой массы поросят за период 2006-2008 гг. Прогнозное значение себестоимости прироста живой массы поросят составляет в 2010 г. 80000 руб./ц. Показатели, характеризующие экономическую эффективность производства приведены в таблице.
Таблица10 Финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг.
Анализ данных таблицы, показал, что предприятие развивается успешно. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. выручка от реализации возросла на 28165 тыс. руб. Прибыль от реализации увеличилась в 2,3 раза или на 28,4 %. Уровень рентабельности в 2008 г. по сравнению с 2006 г. составил 30,8 %, т.е. увеличился на 8,8 %. Таким образом, проведя анализ деятельности предприятия, в т.ч. себестоимости продукции мы выявили, что: 1. Основной вид деятельности предприятия – производство и переработка продукции животноводства; 2. Предприятие имеет в наличии все необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы; 3. Выявлена тенденция роста объемов производства продукции, ее себестоимости и прибыльности предприятия.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |