Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Положение СМИ в системе властных отношений



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Положение СМИ в системе властных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    СМИ занимают все более активные позиции в современной общественно-политической жизни. Не являясь политическими организациями, СМИ имеют свои интересы, которые они пропагандируют и отстаивают. При этом несоответствия, возникающие между мнением редакции и взглядом на проблему различных учреждений и ведомств, вынуждают данные СМИ включаться в политические дискуссии и пр. И даже СМИ, провозглашающие свою неполитическую ориентацию, имеют интересы, которые могут противоречить интересам больших или малых социальных групп. В конце концов, лично представителя того или иного средства массовой информации могут не удовлетворять содержание и характер развития социальных и политических процессов. По этим и подобным причинам СМИ трансформируются в т.н. "группы обеспечения политического давления". К сожалению, факт принадлежности того или иного органа СМИ к "группе давления" того или иного вида не осознается не только читателями, но и самими издателями.

  В отличие от политических партий и движений (чья цель - политика как таковая), большинство СМИ, рассматриваемые как группы давления, не всегда имеют ярко выраженную политическую направленность и уж тем более не ставят перед собой политических задач. Политика для них - средство достижения своих неполитических, как правило, коммерческих, целей. И уже эти цели определяют объем и характер политических проблем, поднимаемых в данном СМИ. Этим объясняется и разнообразие методов воздействия на общественное мнение: информирование читателя и вышестоящих органов, открытая и скрытая пропаганда, создание координационных, консультативных, совещательных органов, блоков, использование призывов, лозунгов, создание социологических отделов.[8]

  Итак, несмотря на определенные различия, большую часть СМИ следует рассматривать именно как группы обеспечения политического давления, чья деятельность вплетается в политическую сферу, хотя, прежде всего и главным образом связана с достижением коммерческих целей. Сфера деятельности таких СМИ - сфера услуг, предоставляемых социальным группам, партиям, общественным движениям и т.д. И все же, это коммерческие предприятия и их политическая "окраска" может меняться неожиданно на диаметрально противоположную.

  В целом, СМИ способны выполнять ряд функций, среди которых: повышение политической культуры населения, взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности и т.д. Именно поэтому работа с СМИ сегодня крайне актуальна. Требуются серьезные аналитические исследования в данной области, разработка механизмов интеграции СМИ в социально-политическую систему общества, поддержки позитивных начинаний, способствующих стабилизации общества, ограничение возможных разрушительных действий.

  В современных условиях в определенном смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентаций. Какова она будет, не в последнюю очередь зависит от СМИ.

  Принятие политических решений в огромной степени зависит от полноты и разносторонности информации, получаемой в результате социологических исследований, работы аналитических центров, разведки, а также в большой мере через СМИ. Резко возрастает роль СМИ и в формировании национального и международного общественного мнения. От того, какая информация распространяется, как комментируются события, во многом зависит решение важнейших проблем человечества, международный политический климат.

  Информационная политика напрямую связана с характером политического режима, режима власти. Автократический режим, тоталитарная система по определению заинтересованы в жесткой фильтрации информационных потоков, сведению до минимума или максимально контролируемому контакту таких систем с внешним миром.

  Демократическое общество и экономически, и политически заинтересовано в плюрализме мнений, свободе обмена информацией, являющимися источниками его жизнеспособности и динамизма. Однако ведущие наши газеты и телеканалы, будучи единомышленниками, стратегическими партнерами на пути к демократической России, в процессе формирования рынка СМИ разошлись по соперничающим, а иногда и враждующим лагерям.

  Через формирование рынка СМИ прошли все развитые страны мира, но только у нас оно привело к неестественной конфронтации различных отрядов журналистики.

Вступление российских средств массовой информации в рынок, изменение форм собственности на СМИ сопровождается их острым кризисом. Этот кризис, не только финансовый, идеологический, организационный, но системный, глобальный, кардинально преобразил лицо отечественной журналистики. Опасность его в том, что СМИ

вынуждены отстаивать интересы своих хозяев, совсем необязательно совпадающие с интересами общества и государства, а порой и прямо противоречащие им. При этом от руководителей газет и телерадиокомпаний хозяева требуют беспрекословно выполнять их волю.

Электронные средства массовой информации монополизированы, - признавал бывший вице-премьер Правительства России Б. Немцов. - Они контролируются совсем ограниченным кругом лиц, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Не свидетельство ли это того, что современное телевидение, радио, газеты служат по большей части не государству, обществу, народу, а частным интересам соперничающих группировок финансово-информационной олигархии, которые отчетливо обозначили свои претензии на абсолютную власть в российском государстве?

В политических программах многих московских и региональных каналов подавляющее внимание уделяется интригам власти и борьбе за власть. Но политика не исчерпывается одной лишь властью. Есть, например, долгосрочные национальные интересы страны, которые со сменой власти не меняются, в основном они остаются прежними. Между тем наши политические обозреватели, телекомментаторы чрезмерно увлечены освещением личностных схваток за власть, превращая политическую телепрограмму в инструмент уничтожения противника.

  Справедливо утверждение, что назначение СМИ - контролировать власть.

Однако контроль за действиями власти со стороны СМИ очень часто происходит в извращенных формах. Публикации - уже без всякого смущения - записей подслушивания телефонных переговоров, выброс дезинформации, звучание «компроматов» без соответствующего расследования - все это стало распространенным явлением. Между тем сила СМИ в том, что они - источник постоянного напряжения для всей власти, а не для отдельных ее представителей, которых владельцы СМИ решили подвергнуть травле. Питая прессу «компроматом» на неугодных политиков, власть использует газеты, радио, телевидение в целях, далеких от интересов общества.



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Положение СМИ в системе властных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Положение СМИ в системе властных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)