Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты и их обсуждение



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Результаты и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок




I группа.

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

 1)соревнования (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

 2)приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3)компромисс;

4) избегание, для которого характерно, как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

 5)сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе. полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.


Напористость               * Соревнование                   * Сотрудничество

(внимание к

своим интересам)

                                                            * Компромисс

                             * Избегание                          * Приспособление

                              

                                        Кооперация (внимание к интересам другого)

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, т.к. идут на компромисс. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

Результаты анализа анкет по тесту К. Томаса родителей экспериментальной группы показали, что у отцов проблема конфликта решается или соперничеством, или компромиссом, но на графике видно явное преобладание соперничества. Не так просто решают конфликтные вопросы матери агрессивных детей. Не так часто, как их мужья, они соперничают. Многие привыкли решать конфликт его избеганием. Это часто приводит к латентному, скрытому, конфликту, который завершается бурным выяснением отношений. Такой конфликт, хотя и не очень опасный внешне, также имеет сильное воздействие на психику ребенка, на его контакт с родителями. В период скрытого конфликта отношения между родителями могут быть настолько напряжены, что ребенок будет теряться, не находя причины таких отношений. 

Таким образом, эти результаты говорят о том, что соперничество и избегание – главные способы разрешения конфликтов в экспериментальных семьях, а эти способы, по Томасу, не являются продуктивными и скорее всего будут причиной возникновения новых конфликтов, так как их решение не является в большинстве случаев, удовлетворяющим для участников конфликта.

 

 

Таблица 1. Способы решения конфликтов с точки зрения отцов в экспериментальной группе.

 

Таблица 2. Способы решения конфликтов с точки зрения матерей в экспериментальной группе.

 

Анкета для обоих родителей показала, что дети из экспериментальной группы скорее кричат и плачут, когда злятся на своих родителей, порыве злости они могут хлопать дверьми, огрызаться, причем большинство детей делает это часто, по несколько раз в день. Реакция же родителей на подобное поведение детей разная: самая частая – наказание, даже порка ремнем, затем по частоте следуют попытки успокоить ребенка, а одна пара считает, что на такие выходки не следует обращать внимания. Таким образом, здесь видно, что преобладает тип воспитания, при котором активно используется наказание. Многие родители убеждены, что лучший способ разрешения любой ситуации, когда ребенок провинился - сила. При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов России выяснилось, что 62% родителей используют физические наказания: среди них 85% - порка, 9% - стояние в углу (иногда на коленях на горохе, соли или кирпичах), 5% - удары по лицу, голове и т.д.

Живучесть авторитарных методов во-первых определяется тем, что такова традиция, которая переходит из поколения в поколение. Во-вторых, характер семейного воспитания тесно связан со стилем общественных отношений вообще. Авторитарные установки, свойственные тоталитарному обществу могли оказать определенное влияние на поведение родителей в воспитании детей. В-третьих, родители бессознательно вымещают на детях раздражение, накопившееся во время рабочего дня.

Попытки "успокоить ребенка" скорее относятся к гиперопеке. Такие попытки ничего не дадут ребенку, потому что не объяснят того, как правильно вести себя в данной ситуации.

Игнорирование ребенка дает ему понять, что такой стиль поведения приемлем, он не несет за собой никакой реакции родителей. Эта "проверка" типов поведения, которые в будущем будет использовать ребенок в обществе. Если от родителей ребенок не дождался реакции, то это поведение "прошло проверку" и будет активно использоваться в дальнейшем.

Таким образом, видно, что ни один родитель из экспериментальной группы не в состоянии нормально отреагировать на вызывающее поведение ребенка.

Поощрение родителями применения силы для самозащиты наблюдается в 50% случаев. Но драка в школе вызывает совершенно иные чувства у родителей: треть родителей похвалит за проявленную силу, треть объяснит, что это плохо и еще треть накажет ребенка за это.

У самих детей анализ рисунков показал, что дети экспериментальной группы часто могу проявлять агрессию, как вербальную, так и другие ее формы. Агрессия на рисунках "Несуществующего животного" сочеталась как с низкой, так и с высокой самооценкой. Это говорит о том, что для детей с низкой самооценкой агрессия – это способ повысить ее, а с высокой – часто уже является обычным способом поведения. По характеристике учителей, такие дети могут часто драться, некоторые не побоятся ударить девочек. Все агрессивные дети в классах делятся на тех, у кого агрессия – способ нападения, и тех, у кого она – способ защиты.

Из рисунка семьи видно, что почти ни в одной семье экспериментальной группы, кроме одной, не существует эмоционального контакта с обоими родителями, только с одним из них. На одном рисунке его автор изображен не был. Это, скорее всего, говорит о том, что ребенок испытывает трудности с самовыражением в семье, что его в семье не замечают, так как родители слишком поглощены собственными проблемами.

Тест Жиля показал, что большинство детей не имеют эмоционального контакта с родителями. За предложенным им столом они садятся напротив или чуть поодаль, подчеркивая дистанцию и противоречия семьи. Реакция детей этой группы на внешнюю агрессию в своем большинстве также носит агрессивный характер.

Рассказы по стимульной картинке (см. картинка 1) отличались от рассказов детей из контрольной группы. Рассказы были в основном о ссоре между родителями, о том, что является причиной ссоры. Некоторые дети затруднялись рассказать историю. На вопрос, видел ли ребенок такую ситуацию дома, пять из шести человек ответило положительно.

Таким образом, исследование показало, что родители экспериментальных семей не всегда способны правильно воспитать ребенка в демократичном стиле, выбирая крайние варианты, которые приводят в первую очередь, к озлобленности на мир, к постоянным агрессивным реакциям в среде. Гиперопека будет поощрять такое поведение, потакать ребенку, авторитарные родители вызовут у ребенка желание применить силу, но том, кто младше и слабее его.

Характеристика учителей, тесты и опросники показали, что экспериментальные семьи конфликтны, и что большинство родителей не умеют правильно решать эти конфликты.

 

II группа.

 

Тест Томаса в контрольной группе показал следующие результаты:

 

Таблица 3. Способы решения конфликтов с точки зрения отцов в контрольной группе.

 

Таблица 4. Способы решения конфликтов с точки зрения матерей в контрольной группе.

Из таблиц видно, что хотя соперничество и есть в этой группе, но все же сотрудничество и компромисс выходят на первое место в способе решения конфликтов. Компромисс по Томасу – единственный рациональный способ решения, который удовлетворяет всех участников конфликта. Ситуация в семьях контрольной группы спокойная и не напряженная по характеристике учителей. Лишь одна мать приспособляется к конфликтной ситуации, но приспособление происходит наравне с компромиссом и сотрудничеством. Отцы в конфликтах предпочитают соперничество.

Поведение детей в моменты злости по отношению к родителям более адекватно, нежели поведение детей из экспериментальной группы. Они, конечно, кричат, но это было указано всего в одной анкете из шести. В большинстве случаев дети просто уходят от конфликта и ссоры, потому что не умеют разрешать конфликты путем компромисса, но уже избегают таких видов его решения, как соперничество.

О правильном подходе к воспитанию говорит и реакция родителей на агрессивное поведение их детей. Большинство родителей не воспринимают ситуацию однозначно, они попробуют разобраться в ней, чтобы в последствии правильно отреагировать. Лишь две пары сказали, что накажут своего ребенка, и одна – что похвалят. В этих семьях агрессия допустима, но в определенных ситуациях и детей учат разбираться, когда агрессивное поведение адекватно, а когда – нет.

Ссоры с родителями у детей происходят не очень часто, в пределах нормы.

В рисунках "Несуществующее животное" можно отметить, что агрессия, по сравнению в предыдущей группой, очень мало выражена. Они говорят о стремлении к познанию, к немного завышенной самооценке, что нормально для младшего школьного возраста.

Интересные факты можно наблюдать в рисунках семьи. В большинстве рисунков не видно эмоционального контакта ребенка и родителей. Но все же чувствуется большая близость семьи.

Из теста Рене Жиля видно, что ребенок чувствует этот эмоциональный контакт. Дети стараются "посадить" себя поближе с родителями. Именно им они доверят все свои тайны и будут скучать по ним в разлуке.

Рассказы по картинке редко касалась темы конфликта. Одна девочка рассказала историю про "потерянного долматинца", другая – про то, как вся семья будет ужинать за столом. Несколько человек ограничились фразами о том, что "дядя с тетей разговаривают". Темы разговора были разными: "о жизни", "о работе", "о том, как они поведут своих детей в зоопарк на выходные".

Когда исследователь задавал вопрос: "Тебе не кажется, что они ссорятся?", дети отвечали: "Может быть" или "Не знаю". На вопрос о том, происходят ли дома ссоры между родителями, дети отвечали в большинстве отрицательно.

Таким образом, дети контрольной группы заметно менее агрессивнее детей из экспериментальной, у них более тесный контакт с родителями. Родители, в свою очередь, умеют решать конфликты, атмосфера в семье более доброжелательная, располагающая к правильному воспитанию.

Выводы

Сравнение этих групп дало возможность выяснить, насколько конфликты, а точнее способы их разрешения влияют на агрессивность ребенка. Конфликты родителей, которые возникают как из-за несходства характеров родителей, так и из-за вопросов воспитания, влияют на общую атмосферу семьи, на которую, в свою очередь, чутко откликается ребенок.

 

 

Выводы.

Благодаря прочитанной и проанализированной литературе, которая дала возможность составить методику и обратить внимание исследователя на определенные моменты в анализе полученного материала, была доказана выдвинутая гипотеза. Многие исследования, проводившиеся на эту тему доказывают правильность выдвинутой гипотезы, исследования, проведенные в этой работе также подтверждают ее.

Гипотеза состояла в том, что конфликты между родителями в семье влияют на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста. Было подтверждено литературой и исследованием, что конфликты влияют на агрессию, хотя и не являются единственным фактором, ее определяющим. Младший школьный возраст был выбран потому что школа – это то место, где ребенок получает первый опыт социального общения. Его поведение еще не до конца сформировано, он как бы "перебирает" все возможные модели поведения, останавливаясь на наиболее приемлемой. Это тот период, когда еще возможна коррекция его поведения.

Агрессия – одна из важных тем, которые волную общество сегодня. Чтобы уменьшить уровень агрессии в социуме нужно это делать на той стадии, когда еще не до конца сформировано детское поведение.

Необходимо обратить внимание на стиль воспитания детей в семье, на возможность наказания детей. Особое внимание нужно обратить на детей, которые живут в конфликтных семьях. По данным некоторых исследователей, малолетние преступники – это в основном дети, которые вышли именно из таких семей, где им не уделялось достаточно внимания, родительской заботы.

Таким образом – взаимосвязь агрессии и конфликта – важная тема, которая требует внимания исследователей не только в психологии, но и педагогике, да и просто внимания общества.

 

 

Список использованной литературы.

1. Андреенкова И.В. "Проблемы быта, брака и семьи", Вильнюс, 1970г.

2. Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", М., "Прогресс", 1988

3. Бретт Д., "Жила – была девочка, похожая на тебя…", М., 1996г.

4. Буянов М.И. “Ребенок из неблагоприятной семьи”, М, “Просвещение”, 1988

5. Бютнер К. “Жить с агрессивными детьми”, М, “Педагогика”, 1991

6.  Бэрон Р., Ричардсон Д. “Агрессия”, “Питер”, С.-Петегбург, 1999

7. Варга А.Я. "Структуры и типы родительского отношения", диссертация на степень кандидата психологических наук, М., МГУ, 1987г.

8. Винникотт Д.В. "Маленькие дети и их матери", М., 1998г.

9. Винникотт Д.В. "Разговор с родителями", М., 1995г.

10. "Взаимоотношения поколений в семье", М., 1977г.

11. Журавлева Т.Г. “Некоторые вопросы изучения симптомокомплекса агрессивности у подростков из семей разного типа”, Серия “Психология”, Харьковский вестник, 1999, № 452, стр. 39-41

12. Журналы:

· Вопросы психологии №3 1981

· Вопросы психологии №4 1996 

13. Запорожец А.В. "Принцип развития в психологии", М., 1978г.

14. Захаров А.И. "Неврозы у детей", М., 1981г.

15. Захаров А.И. "Как предупредить отклонение в поведение у детей", М., 1986г.

16. Зубенко Л.А. "Корень жизни (о роли семьи в формировании личности)", М., 1989г.

17. Климова-Фюгнерова М. "Эмоцианальное воспитание в семье", Минск, 1981г.

18. Ковалев С.В. "Психология семейных отношений", М., 1983г.

19. "Семья и формирование личности" (ред. Бодалев), М., 1981г.

20. Сикорова В.И. "Общение в семье как фактор формирования личности", диссертация на степень кандидата психологических наук, Ленинград, 1974г.

21. Спиваковская А.С. "Как быть родителем", М., 1986г.

22. Сысенко В.А. "Супружеские конфликты", М., 1983г.

23. Титаренко В.Я. "Семья и формирование личности", М., 1987г.

24. Ушатиков А.И. "Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей", диссертация на степень кандидата психологических наук, Рязань, 1970г.

25. Фуриманов И.А. “Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция”, Минск, 1996

26. Хоментаускас Г.Т. "Семья глазами ребенка", М., 1989г.

    

     

Приложение 1.

 

 

Картинка 1. Стимульный материал к методике.


[1]К. Бютнера “Жить с агрессивными детьми", М., 1991, стр. 5

[2] там же.

[3]Р. Бэрон, Д. Ричардсон, "Агрессия", С.-Петербург, "Питер" , 1999, стр. 26.

[4] Психологический словарь, под. ред. В. П. Зинченко, М., "Педагогика", 1997, стр. 10

[5] Левина И. Л. " Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации?", журнал "Психосфера", № 3 (9), 1999

 

[6] К. Лоренц "Агрессия", "Прогресс", М., 1994, стр.36

[7] там же, стр. 37

[8] А. Бандура, У. Ричард "Подростковая агрессия", М., "Апрель-пресс", 2000, стр.91

[9] Р. Бэрон, Д. Ричардсон, "Агрессия", С.-Петербург, "Питер" , 1999, стр. 52

[10] А.И. Захаров "Неврозы у детей и подростков", Ленинград, "Медицина", 1988, стр. 121

[11] Мид М. Культура и наследственность /в кн. Культура и мир детства. - М., 1988

 

[12] М.И. Буянов "Ребенок из неблагоприятной семьи", М., "Просвещение", 1988, стр. 102

[13] Э. Берн "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", М., "Прогресс", 1988, стр. 219

[14] А. Бандура, У. Ричард "Подростковая агрессия", М., "Апрель-пресс", 2000

[15] А.Я. Варга "Структуры и типы родительского отношения", кандидатская диссертация, М., МГУ, 1987

[16] В.А. Сысенко "Супружеские конфликты", М., "Прогресс", 1983, стр. 112

[17] Э. Берн "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", М., "Прогресс", 1988, стр. 245

 



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Результаты и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты и их обсуждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)