Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фонетические написания



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Фонетические написания 0.00 из 5.00 0 оценок




Наряду с морфологическим принципом, который занимает ведущее положение в русском правописании, применяются так называемые фонетические написания, представляющие отступления от морфологического принципа. В этих случаях единство написания морфем не выдерживается и морфема в разных условиях своего употребления пишется по-разному.
На общем фоне морфологических написаний фонетические написания представляют небольшое количество разрозненных примеров.
В написании корней:
1) передача на письме исторических чередований в области корневых гласных и согласных (ср.: заря - зори, расти - рост и др.; запереть - запирать, сжечь - сжигать и т.п.);
2) написание ы вместо и в корнях, начинающихся с и, после приставок (ср. искать - подыскать и т.п.);
В написании суффиксов:
1) написание о - е после шипящих в суффиксах имен существительных, прилагательных и наречий (ср.: орешек - грешок, грошовый - грушевый, ярче - горячо и т.п.);
2) написание ы после ц в суффиксе -ын прилагательных притяжательных (ср.: Сережин - сестрицын и т.п.);
3) написание о - е после ц в суффиксах прилагательных и глаголов (ср.: ситцевый - песцовый, танцевать - вытанцовывать).
В написании окончаний:
1) написание о - е в падежных окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц (ср.: кожей - межой, мужем - ужом, зайцем - яйцом и т.п.);
2) обозначение окончаний, начинающихся с гласного звука, в соответствии со слоговым характером графики (ср.: дном - днем, полом - полем и т.п.);
3) написание окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) (ср.: больной, красный, синий).
В написании приставок:
1) написание приставок с конечным з (ср.: разжать - расшить и др.);
2) написание приставки раз- с буквами о и я (ср.: распустить и роспуск);
3) написание только двух с и н при стечении трех звуков - в приставке или суффиксе (одного) и в корне (двух) (ср.: ссудный - бессудный, ванна - ванная и т.п.).
32. Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й'] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Бу́ква (знак) — отдельный символ какого-либо алфавита, графема. Количество букв в алфавите обычно не превышает 50.

Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это необязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла.

Фоне́ма (др.-греч.— «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

· при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

· при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

· при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Слоговой принцип нарушается только при обозначении согласных, не входящих в коррелятивный ряд по твердости и мягкости. Это относится к всегда твердым согласным ж, ш, ц и всегда мягким согласным ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е, вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цирк (вместо цырк), шить (вместо шыть), шесть (вместо шэсть) и т.д.

2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чай (вместо чяй), щука (вместо щюка), мячом (вместо мячем).

Одним из существенных преимуществ слогового принципа является то, что он сокращает количество необходимых букв на 15 единиц.

Важно подчеркнуть, что правила графики устанавливают только возможные соотношения между буквами и звуками. Овладев этими навыками, мы не научимся вполне правильному письму, так как с точки зрения графики вполне возможны написания вход и фхот. Правила, согласно которым из всех возможных написаний узаконивается и выбирается только одно, устанавливает орфография.

33. Категория времени показывает отношение действия к одному из трѐх реальных временных планов — настоящему, прошлому или будущему.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи: Я получаю знания для своей будущей профессии.

Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда: После ночи наступает утро.

Глаголы в прошедшем временя показывают, что действие происходило до момента речи: Много усилий потребовалось для достижения цели.

При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время: Читаю вчера книгу об известных уч ѐ ных и обнаруживаю очень интересные факты.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Будешь стараться, обязательно достигнешь цели.

Будущее время имеет две формы: простую и составную: сосредоточусь, буду стремиться.

Наклонение – это грамматическая категория, которая выражает отношение действия к действительности с точки зрения говорящего. Это один из способов выражения модальности.
Категория наклонения – категория интенциональная, так как она обусловлена интенцией говорящего. Интенция – это цель речи, то, ради чего осуществляется речь. При интерпретации категории наклонения обязательно устанавливается позиция говорящего субъекта, поэтому наклонение – это эгоцентрическая категория. Именно субъект оценивает действие как желаемое, возможное или предполагаемое.
В русском языке выделяют три наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное. Изъявительное наклонение интерпретирует действие как реальное. Сослагательное и повелительное – как ирреальное, гипотетическое.

Вид— глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголы совершенного видаотвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного видаотвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать — написать, строить построить.

Категория времени тесно связана с категорией вида . Глагол несовершенного вида обладает тремя формами времени, а глагол совершенного вида – двумя (формами прошедшего и будущего времени). Парновидовые глаголы имеют все три формы времени, а одновидовые глаголы имеют или две, или три формы времени.
Отдельно отметим, что формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.

Изъявительное наклонение выражает реальность действия, которая может быть реализована в плане настоящего, прошедшего и будущего времени : «Ты пришел», «Я смотрю телевизор». Формальным показателем изъявительного наклонения является окончание (флексия), которое выражает значение лица и времени. Глаголы изъявительного наклонения могут иметь формы совершенного и несовершенного видов , действительного и страдательного залога , а в прошедшем времени имеют форму рода и числа.

 

34.

В русской морфологии принято выделять 13 частей речи. Они делятся на знаменательные (самостоятельные) и служебные. Особую группу образуют междометия. 9 частей речи относятся к знаменательным: существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, имена состояния, местоимение, причастие и деепричастие (иногда причастие и деепричастие трактуются как особые формы глагола). 3 части речи относятся к служебным: предлог, союз и частица.

Знаменательные части речи объединяют слова, которые называют предметы, их действия, признаки и т.д. Из знаменательных слов образуются словосочетания и предложения: выйти из комнаты, войти в спортзал; бассейн и стадион; Дремлет чуткий камыш (И. Никитин). Знаменательные слова всегда являются членами предложения. Так, в предложении Дремлет чуткий камыш 3 знаменательных слова и 3 члена предложения: подлежащее (камыш), сказуемое (дремлет) и определение (чуткий).
Служебные части речи включают слова, которые чаще всего выражают только отношения между знаменательными словами. Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков и т.д., но имеют большое значение при построении словосочетаний и предложений. Без служебных слов не всегда можно образовать предложение.
Служебные слова не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Так, в предложении В рощице серебряной цвел татарник розовый (В. Тушнова) — 6 слов, но 5 членов предложения. Предлог входит в состав обстоятельства места — в рощице.
Союзы соединяют члены предложения и предложения: Морозный и сухой воздух потрескивал, точно кто-то баловался игрушечным пистолетом (А. Алексин). Союз иточно соединяет два простых предложения в составе сложного.

Самая употребительная часть речи — существительное. Затем по частотности употребления следуют глаголы, местоимения, предлоги, прилагательные, наречия, союзы, частицы и т.д.
основные части речи и по значению в языке, и по частотности употребления — существительные и глаголы.

35 . Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По образованию союзы делятся на

1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;

2) производные (непервообразные), образованные

— соединением непроизводных союзов: как будто,

— соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

— соединением союза со словом с обобщенным значением: до тех пор, в то время как,

— исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.

По строению союзы делятся на

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются

1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью,

2) повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘и’), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;

2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении‘но’), однако, зато.

В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:

4) градационные: не только...но и, не столько...сколько, не то чтобы...а;

5) пояснительные: то есть, а именно;

6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. выше).

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Учебный комплекс 3 объединяет подчинительные союзы в группы: изъяснительные и обстоятельственные; в группу обстоятельственных попадают все союзы разрядов 1–7. В комплексе 1 выделяется 6 разрядов подчинительных союзов: в нем не описаны уступительные союзы и союзы следствия.

36 лист



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Фонетические написания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фонетические написания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)