СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
Суф. эмоц-й окраски (это суф.кот передают субъекти-ю оценку понятия) --ласкат-е (сын-сынок; хлеб-хлебушек) --пренебрежительные (собака-собаченка) --увелич-е (рука-ручища; сапог-сапожище) Суф.бывают: продукт-е и непрод-е (те кот не образуют на сегод-й день новых слов) трудяга, пастырь, звонарь. Суф.в русс-яз могут быть нулевыми, они встреч-ся у глаг-в стоящих в форме п.в м.р.(несла(л), нес(нулев суф), погасла(л)). Аффиксы относящиеся к разряду менее активно употрелеб-х в языке вкл-ют: Суффиксоиды-это корень в слож-м слове как правило стоящий на 2й позиции и повторяющийся в анологичных словах. (параход, теплоход -ход-относят к суффиксоидам) Интерфикс – это особая морфема присутствующая в сложных словах (-о, -е, водопровод, пятистенный –и- это внутр оконч) Постфикс – это морфема кот стоит после оконч.(часто встреч-ся в возвр-х глаголов возвращается – ся- постфикс всегда вкл-ся в состав основы) Постфиксы неопределенности –(то-либо-нибудь.) 2. Основа. В русс-яз. Классифицир-ся по разным признакам: 1. Производная (всегда вкл-ют аффиксы)/непроизв-я.(в основе есть только корень и отсут-ют аффиксы) Лесник, лесной(1суф) - лес(1 кор) 2. Членимые (в ней есть аффиксы – душевный 1суф) и нечленимые (непроизв основа=корн душа) 3. Свободные (если корень в ее составе употребл отдельно) и связанные. Радостный(рад-кор) привыкнуть (вык кор, ть суфф) 4. Производящая(та кот. Может образов-ть новые слова)
3. Изучение состава слова всегда тесно связано с орфографией и развитием речи. Объясняется это тем,что в русском языке есть морфологический принцип орфографии. Школьники изучают: правописание гласных в корне; правописание сомнительных согласных (зуб – зубной); правописание гласных и согласных в приставке; написание суф-ов; написание окончаний разных частей слова; написание соединяющих гласных. Уметь выделять морфемы, подбирать родит-е слова, это значит уметь проверять орфограммы. Поэтому начиная со 2 кл. в контрольных и рабочих тетрадях рекомендуется вводить орфографический лист, в котором 5 колонок (приставка, корень, суф., окончание, а последняя колонка прочие ошибки). Ребенок определяет в какой части слова допущена ошибка, выписывает его в графу, подбирает слова аналогично правописанию. 4 Исторические процессы в составе слова. План: 1. Исторические изменения в составе слова; 2. Этимологический анализ; 3. Состав слова и орфография. 1. В ходе исторического развития языка слова изменяют не только фонетический состав, лексическое значение, но и свою морфологическую структуру. В процессе исторических изменений выделяют 3 основных тенденции происходящие в составе слова: 1. Опрощение – это превращение членимой основы в нечленимую. Исторически слово содержало несколько морфем, а в современном русском языке имеет только корень. кольцо (кол-корень, ц-суф.) – исторически ц-суф – знач.уменшен. кольцо (кольц-корень, о-оконч.) – современное. неделя (недел-корень, я-оконч.) – современное. неделя (не-приставка, дел-корень, я-оконч.) – истор. от слова ничего не делать. 2. Переразложение – это изменение границ морфем в составе слова. снять (с-приставка, ня- корень, т-суф) – соврем. съняти (сън-приставка, я- корень, ти-суф) – истор. пишешь (пиш-корень, ешь-окончан.) – совр. пишеши (пиш-корень, е-суф, ши-окончан.) – истор. 3. Усложнение в основе. в процессе исторического развития нечленимая основа превратилась вчленимую. Из франз. языка в русский пришло слово гравюра. главюра (главюр-корень, а-окончание) – истор. но когда слово начало осваиваться. главюра (глав-корень, юр-суф., а-окончание) – совр. Из польского языка слово фляжка (фляж-корень, к-суф., а-оконч.) – фляга. 5 . Словообразование – это наука о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а так же о способах образования слов. Возникло в середине 20 века. Активно занимались Шанский Н.М., Земская. Сам термин «словообразование» использ-ся для особой области языкознания, но и для самих процессов образования слов. Словообразование следует отличать от формообразования. При словообразовании образуются новые слова бумага – бумажные (н-суф., ый-оконч.). А при формообразовании возникают разные формы одного и того же слова. Бумага – бумагами – бумагу. При формообразовании изменяется только грамматическое значение, а лексическое остаётся неизменным. Словообразование тесно связано с другими разделами языка, с лексической и грамматической. С лексической потому что при образовании новых слов пополняется словарный запас языка. С грамматической, потому что новые слова оформляются в соответствии с грамматическими законами, строем современного русского я зыка. Необходимо выделить 3 понятия связанные со словообразованием: 1. Производная и непроизводная основа. 2. Производящая и непроизводящая основа 3. Мотивированная и немотивированная основа. 1. Производная основа всегда богаче по содержанию чем непроизводная. Её семантика вкл-ет значение непроизводной основы и значение словообразующего элемента. Снег (снег-основа) – непроизводная, снегурка (урк-суф.,а-оконч.) – производная. Рыба (рыб-основа) – непроизводная, рыбак (ак-суф, рыбак-основа) – производная. 2. Производящая основа, это та от которой можно получить новые слова. Правда (правд-основа, а-окончание) – производящая непроизводная, Правдивый (правдив-основа, ый-окончание) - производящая производная, Правдивость (правдивость-основа) - непроизводящая производная. Производящая основа может быть как производной так и непроизводной. Непроизводящая основа это всегда конец словообразов-й цепочки. Одна и та же производящая основа может дать различные словообразующие цепички. Два – двоить (двоить-основа, ить-суф) – удвоить (ить-суф) Два - двойка (двойк-основа, а оконч.) – двоешник (двоешник-основ.). 3. Мотивируемую основу всегда можно объяснить – она всегда производная. Записка – записали, белизна – белый цвет. Немотивированная, это всегда непроизводная основа. (белый, пишу). Если мотивированная и немотивированная основа по внешнему облику одинаковы, то мотивированной является слово, которое имеет более абстрактное значение. (черный- чернь(мотивир); бегут (мотивир)-бег) При словообраз-и происходит целый ряд преобразований. Такой последоват-й ряд наз-ся словообраз-й цепочкой. (мороз-морозить-заморозить-заморозки; морозить - Отморозить- отморозок.) При образовании нового слова очень важно не прерывать словообразов-ю цепочку, теряя ее звенья, всегда надо искать ближай-е по значению и структуре слова (переобувание-переобувать- обувать – обувь) Слова образов-е от одного корня образуют одно словообраз-е гнездо. При словообраз-и основными терминами выступают словообразов-й тип, и словообраз-я модель. Словообраз-я модель – это соедин-е производной основы и словообраз-ю аффикса. Словообраз-й тип – это формально семантическая схема построения производных слов. В один словообраз-й тип объедин-ся производные слова по общности 3 признаков: 1). Слова образованы от одной части речи. 2). Они имеют одинак-е словообраз-е значение (признака, действия). 3). Словообраз-е значение у них выражено один-ми словообраз-ми средствами.
6.. Разновидности морфолог-го способа образов-я слов: 1). Суффикс-й способ При этом суф-сы могут помогать называть профессии(дворник, пожарник), передать отнош-е к материалу (хрустальный), образовать наречие (весело), и т.д. при суф-м словообр-и слово может принадлежат к той же части речи, что и исходное, а может и к новой. Книга – книжка; книга – книжный Суф-й способ один из самых распространенных в языке. Как правило каждый суффикс закреплен за опред-й частью речи. -тель, -ник, -ец, -ость – сущ.(учитель, учебник, беглец, слабость) -н, -лив, -ов – прил.(честный, дождливый, мальчуковый) -ова, -ева, -и, -а – глаг.(раздумывать, сказать, любить) -о, -е – нар(хорошо, певуче) Наиб-е активно суф испол-ся при словооб-и имен сущ. 2). Приставочно – суф-й способ Данный способ им. 2 разновидности: -- Образ-е слова от предложно-падежной формы. (бездорожье (-й суф) – бездороги) -- Нов. Слова образуются от производ-й основы какой либо части речи, при помощи прист. И суф. (по-прежнему – прежний) -- Приставочно-постфиксальный способ (разъехаться – ехать +раз +ся) -- безафиксный способ, действует только среди имен сущ. При этом слова образ-ся путем сокращения произ-й основы. Как правило прил и глаг. (ходить – ход, синий- синь, взрывать – взрыв). -- сложение, им 2 разновидности словосложение и основосложение. (вагон-ресторан; пароход). 7 Имена существительные образуются от разных частей речи, главным образом посредством суффиксов; от глаголов: уч-и-ть – уч-и-тель, от прилагательных: груз-ов-ой – груз-ов-ик, храбр-ый – храбр-ец, от других существительных: камень – камен-щик, от числительных: двое – двой-к-а, местоимений: свой – свой-ств-о, наречий: замуж – за-муж-еств-о. Некоторые существительные образуются от глаголов и прилагательных посредством окончаний и нулевых суффиксов, присоединённых непосредственно к основе или корню: приходить – приход, взлетать – взлёт; при этом иногда наблюдается смягчение последней согласной корня: шир-ок-ий – ширь, глуб-ок-ий – глубь. В словообразовании существительных действует также префиксация: город – при-город, автор – со-автор, скорость – сверхскорость, удар – контр-удар, наука – псевдо-наука. Имена существительные образуются и сложением основ, например: дождемер, водовоз, самосвал, пароход, самолёт, вездеход, а также сложением основ в соединении с суффиксацией: земледелие, долголетие, канатоходец, пятилетка. Помимо этого, есть способ словообразования, действующий только в кругу существительных, – это аббревиация. Производное слово создаётся на базе сочетания нескольких слов, которые входят в него не целиком, а частями. Существует несколько разновидностей аббревиации. Производное слово может состоять: 1) из начальных частей двух или нескольких слов (профессиональный комитет – профком), 2) из начальной части первого слова и целого второго (заработная плата– зарплата), 3) из названий начальных букв каждого слова (Московский Государственный Университет – МГУ, произносится: эмеэу), 4) из начальных звуков каждого слова (Организация Объединенных Наций – ООН; запись актов гражданского состояния – загс).
8 особенно широко используются для образования имён прилагательных суффиксы. Суффиксы, образующие прилагательные, бывают простые (-н-, -ов-, -ск-, -ист; -аст-, -к-, -уч-, -ач-, -л-, -j-, -ин-и др.) и производные (-альн-, -еск; -инск; -овск-, -лив- и др.). например: а) сонный, асфальтовый, лесистый, глазастый, колкий, жгучий, лежачий, усталый, бараний, майский, сестрин, отцов, ленивый; б) документальный, вражеский, сестринский, отцовский, талантливый. Некоторые суффиксы очень продуктивны, например суффиксы-н; -ов-, -ск- (колхозный, сосновый, городской), другие малопродуктивны или непродуктивны, например суффиксы -ляв; -овн- (костлявый, виновный). При помощи суффиксов прилагательные образуются от различных частей речи: от существительных (дупло – дуплистый), от глаголов (вспылить–вспыльчивый), от числительных (двое–двойной), oт местоимений (свой – свойский), от наречий (вчера – вчерашний), от прилагательных же (водяной – водянистый), от междометий (ах – аховый). Одни суффиксы образуют прилагательные без добавочных значений, т. е. только со значением признака относительного, качественного или притяжательного, например: конопляный, вредный, дедушкин. Другие суффиксы вносят добавочные значения; например, суффикс -аст- образует от существительных качественные прилагательные с добавочным значением увеличительности и некоторой грубоватости: губа – губастый, нос – носастый. Есть суффиксы, которые образуют только качественные или только относительные прилагательные; например, суффиксы -аст-, -ист; -лив- образуют только качественные: зубастый, болотистый, талантливый; суффиксы -ск-, -ан-(-ян-) только относительные: морской, кожаный, дровяной. Нередки, однако, случаи, когда один и тот же суффикс образует от одной основы относительное прилагательное, а от другой – качественное. Следовательно, значение качественности или относительности иногда обусловливается лексическим значением производящего слова; сравните: беда – бедовый (качественное), сосна–сосновый (относительное); честь–честный (качественное), камень – каменный (относительное). Глагол 1. приставочный — от глаголов: бежать ® про-бежать, 2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от — глаголов: перечитать ® перечит-ыва-ть, мыть ® мыть-ся, — прилагательных: красный ® красн-е-ть, видный ® видн-е-ть-ся, — существительных: партизан ® партизан-и-ть, толпа ® толп-и-ть-ся, — числительных: двое ® дво-и-ть (‘разделять надвое’), — междометий: ах ® ах-а-ть, 3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от — существительных: тень ®за-тен-и-ть, банкрот ® о-банкрот-и-ть-ся, — прилагательных: прямой ®вы-прям-и-ть, — числительных: трое ® у-тро-и-ть, — глаголов: любить ® недо-любл-ива-ть, прыгать ® рас-прыгать-ся, звонить ® пере-зван-ива-ть-ся; 4. сложение: труд + устроить ® труд(о)устроить, 5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить ® у-мир(о)творить;
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ В системе словообр-я наречий наиболее развиты суффиксальный и префиксально-суф. способы. Незначительное место занимают префиксальные, сложные, суффиксально-сложные и префиксально-суффиксально-сложные наречия. Адвербиализа́ция— переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи. С точки зр. истории я-ка, адвербиализации подвергаются: формы прилаг., напр., «снова», «высоко», «по-домашнему», отдельные падежные формы существительных, напр., «пешком», «даром» (оба твор. падеж), предложно-падежные формы, напр., «издавна», прочие сочетания, напр., «сегодня» < «сего дня», глагольные формы, напр., «почти», «нехотя».Щерба: «Наречие-кладбище частей речи».Выд. след. Гр. нареч.:1.слова,которые полностью утратили свою форму(босиком,замуж)2.сл.,кот. Огранеченно исп-ся как сущ. Кувырком.3.сл,котор.широко употребл. И как нареч. И как сущ. (летом днем)Признаком адверб. Явл.:1.неизменяемость сл.2.слияние предложно-падежной формы в одно сл.3. перемещение ударения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |