Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Суф. эмоц-й окраски (это суф.кот передают субъекти-ю оценку понятия)

--ласкат-е (сын-сынок; хлеб-хлебушек)

--пренебрежительные (собака-собаченка)

--увелич-е (рука-ручища; сапог-сапожище)

Суф.бывают: продукт-е и непрод-е (те кот не образуют на сегод-й день новых слов) трудяга, пастырь, звонарь.

Суф.в русс-яз могут быть нулевыми, они встреч-ся у глаг-в стоящих в форме п.в м.р.(несла(л), нес(нулев суф), погасла(л)).

Аффиксы относящиеся к разряду менее активно употрелеб-х в языке вкл-ют:

Суффиксоиды-это корень в слож-м слове как правило стоящий на 2й позиции и повторяющийся в анологичных словах. (параход, теплоход -ход-относят к суффиксоидам)

Интерфикс – это особая морфема присутствующая в сложных словах (-о, -е, водопровод, пятистенный –и- это внутр оконч)

Постфикс – это морфема кот стоит после оконч.(часто встреч-ся в возвр-х глаголов возвращается – ся- постфикс всегда вкл-ся в состав основы)

Постфиксы неопределенности –(то-либо-нибудь.)

2. Основа.

В русс-яз. Классифицир-ся по разным признакам:

1. Производная (всегда вкл-ют аффиксы)/непроизв-я.(в основе есть только корень и отсут-ют аффиксы)

Лесник, лесной(1суф) - лес(1 кор)

2. Членимые (в ней есть аффиксы – душевный 1суф) и нечленимые (непроизв основа=корн душа)

3. Свободные (если корень в ее составе употребл отдельно) и связанные. Радостный(рад-кор) привыкнуть (вык кор, ть суфф)

4. Производящая(та кот. Может образов-ть новые слова)

 

3. Изучение состава слова всегда тесно связано с орфографией и развитием речи. Объясняется это тем,что в русском языке есть морфологический принцип орфографии.

Школьники изучают: правописание гласных в корне; правописание сомнительных согласных (зуб – зубной); правописание гласных и согласных в приставке; написание суф-ов; написание окончаний разных частей слова; написание соединяющих гласных.

Уметь выделять морфемы, подбирать родит-е слова, это значит уметь проверять орфограммы. Поэтому начиная со 2 кл. в контрольных и рабочих тетрадях рекомендуется вводить орфографический лист, в котором 5 колонок (приставка, корень, суф., окончание, а последняя колонка прочие ошибки). Ребенок определяет в какой части слова допущена ошибка, выписывает его в графу, подбирает слова аналогично правописанию.

4

Исторические процессы в составе слова.

План:

1. Исторические изменения в составе слова;

2. Этимологический анализ;

3. Состав слова и орфография.

1. В ходе исторического развития языка слова изменяют не только фонетический состав, лексическое значение, но и свою морфологическую структуру. В процессе исторических изменений выделяют 3 основных тенденции происходящие в составе слова:

1. Опрощение – это превращение членимой основы в нечленимую.

Исторически слово содержало несколько морфем, а в современном русском языке имеет только корень.

кольцо (кол-корень, ц-суф.) – исторически ц-суф – знач.уменшен.

кольцо (кольц-корень, о-оконч.) – современное.

неделя (недел-корень, я-оконч.) – современное.

неделя (не-приставка, дел-корень, я-оконч.) – истор. от слова ничего не делать.

2. Переразложение – это изменение границ морфем в составе слова.

снять (с-приставка, ня- корень, т-суф) – соврем.

съняти (сън-приставка, я- корень, ти-суф) – истор.

пишешь (пиш-корень, ешь-окончан.) – совр.

пишеши (пиш-корень, е-суф, ши-окончан.) – истор.

3. Усложнение в основе.

в процессе исторического развития нечленимая основа превратилась вчленимую.

Из франз. языка в русский пришло слово гравюра.

главюра (главюр-корень, а-окончание) – истор.

но когда слово начало осваиваться.

главюра (глав-корень, юр-суф., а-окончание) – совр.

Из польского языка слово

фляжка (фляж-корень, к-суф., а-оконч.) – фляга.

5 .

Словообразование – это наука о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а так же о способах образования слов.

Возникло в середине 20 века. Активно занимались Шанский Н.М., Земская.

Сам термин «словообразование» использ-ся для особой области языкознания, но и для самих процессов образования слов.

Словообразование следует отличать от формообразования. При словообразовании образуются новые слова бумага – бумажные (н-суф., ый-оконч.). А при формообразовании возникают разные формы одного и того же слова. Бумага – бумагами – бумагу. При формообразовании изменяется только грамматическое значение, а лексическое остаётся неизменным.

Словообразование тесно связано с другими разделами языка, с лексической и грамматической. С лексической потому что при образовании новых слов пополняется словарный запас языка. С грамматической, потому что новые слова оформляются в соответствии с грамматическими законами, строем современного русского я зыка.

Необходимо выделить 3 понятия связанные со словообразованием:

1. Производная и непроизводная основа.

2. Производящая и непроизводящая основа

3. Мотивированная и немотивированная основа.

1. Производная основа всегда богаче по содержанию чем непроизводная. Её семантика вкл-ет значение непроизводной основы и значение словообразующего элемента.

Снег (снег-основа) – непроизводная, снегурка (урк-суф.,а-оконч.) – производная.

Рыба (рыб-основа) – непроизводная, рыбак (ак-суф, рыбак-основа) – производная.

2. Производящая основа, это та от которой можно получить новые слова.

Правда (правд-основа, а-окончание) – производящая непроизводная,

Правдивый (правдив-основа, ый-окончание) - производящая производная,

Правдивость (правдивость-основа) - непроизводящая производная.

Производящая основа может быть как производной так и непроизводной.

Непроизводящая основа это всегда конец словообразов-й цепочки.

Одна и та же производящая основа может дать различные словообразующие цепички.

Два – двоить (двоить-основа, ить-суф) – удвоить (ить-суф)

Два - двойка (двойк-основа, а оконч.) – двоешник (двоешник-основ.).

3. Мотивируемую основу всегда можно объяснить – она всегда производная. Записка – записали, белизна – белый цвет.

Немотивированная, это всегда непроизводная основа. (белый, пишу).

Если мотивированная и немотивированная основа по внешнему облику одинаковы, то мотивированной является слово, которое имеет более абстрактное значение. (черный- чернь(мотивир); бегут (мотивир)-бег)

При словообраз-и происходит целый ряд преобразований. Такой последоват-й ряд наз-ся словообраз-й цепочкой. (мороз-морозить-заморозить-заморозки; морозить - Отморозить- отморозок.)

При образовании нового слова очень важно не прерывать словообразов-ю цепочку, теряя ее звенья, всегда надо искать ближай-е по значению и структуре слова (переобувание-переобувать- обувать – обувь)

Слова образов-е от одного корня образуют одно словообраз-е гнездо. При словообраз-и основными терминами выступают словообразов-й тип, и словообраз-я модель.

Словообраз-я модель – это соедин-е производной основы и словообраз-ю аффикса.

Словообраз-й тип – это формально семантическая схема построения производных слов.

В один словообраз-й тип объедин-ся производные слова по общности 3 признаков:

1). Слова образованы от одной части речи.

2). Они имеют одинак-е словообраз-е значение (признака, действия).

3). Словообраз-е значение у них выражено один-ми словообраз-ми средствами.

 

6..

Разновидности морфолог-го способа образов-я слов:

1). Суффикс-й способ

При этом суф-сы могут помогать называть профессии(дворник, пожарник), передать отнош-е к материалу (хрустальный), образовать наречие (весело), и т.д. при суф-м словообр-и слово может принадлежат к той же части речи, что и исходное, а может и к новой.

Книга – книжка; книга – книжный

Суф-й способ один из самых распространенных в языке. Как правило каждый суффикс закреплен за опред-й частью речи.

-тель, -ник, -ец, -ость – сущ.(учитель, учебник, беглец, слабость)

-н, -лив, -ов – прил.(честный, дождливый, мальчуковый)

-ова, -ева, -и, -а – глаг.(раздумывать, сказать, любить)

-о, -е – нар(хорошо, певуче)

Наиб-е активно суф испол-ся при словооб-и имен сущ.

2). Приставочно – суф-й способ

Данный способ им. 2 разновидности:

-- Образ-е слова от предложно-падежной формы. (бездорожье (-й суф) – бездороги)

-- Нов. Слова образуются от производ-й основы какой либо части речи, при помощи прист. И суф. (по-прежнему – прежний)

-- Приставочно-постфиксальный способ (разъехаться – ехать +раз +ся)

-- безафиксный способ, действует только среди имен сущ. При этом слова образ-ся путем сокращения произ-й основы. Как правило прил и глаг. (ходить – ход, синий- синь, взрывать – взрыв).

-- сложение, им 2 разновидности словосложение и основосложение. (вагон-ресторан; пароход).

7

Имена существительные образуются от разных частей речи, главным образом посредством суффиксов; от глаголов: уч-и-ть – уч-и-тель, от прилагательных: груз-ов-ой – груз-ов-ик, храбр-ый – храбр-ец, от других существительных: камень – камен-щик, от числительных: двое – двой-к-а, местоимений: свой – свой-ств-о, наречий: замуж – за-муж-еств-о.

Некоторые существительные образуются от глаголов и прилагательных посредством окончаний и нулевых суффиксов, присоединённых непосредственно к основе или корню: приходить – приход, взлетать – взлёт; при этом иногда наблюдается смягчение последней согласной корня: шир-ок-ий – ширь, глуб-ок-ий – глубь.

В словообразовании существительных действует также префиксация: город – при-город, автор – со-автор, скорость – сверхскорость, удар – контр-удар, наука – псевдо-наука.

Имена существительные образуются и сложением основ, например: дождемер, водовоз, самосвал, пароход, самолёт, вездеход, а также сложением основ в соединении с суффиксацией: земледелие, долголетие, канатоходец, пятилетка.

Помимо этого, есть способ словообразования, действующий только в кругу существительных, – это аббревиация. Производное слово создаётся на базе сочетания нескольких слов, которые входят в него не целиком, а частями. Существует несколько разновидностей аббревиации. Производное слово может состоять: 1) из начальных частей двух или нескольких слов (профессиональный комитет – профком), 2) из начальной части первого слова и целого второго (заработная плата– зарплата), 3) из названий начальных букв каждого слова (Московский Государственный Университет – МГУ, произносится: эмеэу), 4) из начальных звуков каждого слова (Организация Объединенных Наций – ООН; запись актов гражданского состояния – загс).

 

8

особенно широко используются для образования имён прилагательных суффиксы. Суффиксы, образующие прилагательные, бывают простые (-н-, -ов-, -ск-, -ист; -аст-, -к-, -уч-, -ач-, -л-, -j-, -ин-и др.) и производные (-альн-, -еск; -инск; -овск-, -лив- и др.). например: а) сонный, асфальтовый, лесистый, глазастый, колкий, жгучий, лежачий, усталый, бараний, майский, сестрин, отцов, ленивый; б) документальный, вражеский, сестринский, отцовский, талантливый.

Некоторые суффиксы очень продуктивны, например суффиксы-н; -ов-, -ск- (колхозный, сосновый, городской), другие малопродуктивны или непродуктивны, например суффиксы -ляв; -овн- (костлявый, виновный).

При помощи суффиксов прилагательные образуются от различных частей речи: от существительных (дупло – дуплистый), от глаголов (вспылить–вспыльчивый), от числительных (двое–двойной), oт местоимений (свой – свойский), от наречий (вчера – вчерашний), от прилагательных же (водяной – водянистый), от междометий (ах – аховый).

Одни суффиксы образуют прилагательные без добавочных значений, т. е. только со значением признака относительного, качественного или притяжательного, например: конопляный, вредный, дедушкин. Другие суффиксы вносят добавочные значения; например, суффикс -аст- образует от существительных качественные прилагательные с добавочным значением увеличительности и некоторой грубоватости: губа – губастый, нос – носастый.

Есть суффиксы, которые образуют только качественные или только относительные прилагательные; например, суффиксы -аст-, -ист; -лив- образуют только качественные: зубастый, болотистый, талантливый; суффиксы -ск-, -ан-(-ян-) только относительные: морской, кожаный, дровяной. Нередки, однако, случаи, когда один и тот же суффикс образует от одной основы относительное прилагательное, а от другой – качественное. Следовательно, значение качественности или относительности иногда обусловливается лексическим значением производящего слова; сравните: беда – бедовый (качественное), сосна–сосновый (относительное); честь–честный (качественное), камень – каменный (относительное).

Глагол           

1. приставочный — от глаголов: бежать ® про-бежать,

2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от

— глаголов: перечитать ® перечит-ыва-ть, мыть ® мыть-ся,

— прилагательных: красный ® красн-е-ть, видный ® видн-е-ть-ся,

— существительных: партизан ® партизан-и-ть, толпа ® толп-и-ть-ся,

— числительных: двое ® дво-и-ть (‘разделять надвое’),

— междометий: ах ® ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

— существительных: тень ®за-тен-и-ть, банкрот ® о-банкрот-и-ть-ся,

— прилагательных: прямой ®вы-прям-и-ть,

— числительных: трое ® у-тро-и-ть,

— глаголов: любить ® недо-любл-ива-ть, прыгать ® рас-прыгать-ся, звонить ® пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить ® труд(о)устроить,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить ® у-мир(о)творить;

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ

В системе словообр-я наречий наиболее развиты суффиксальный и префиксально-суф. способы. Незначительное место занимают префиксальные, сложные, суффиксально-сложные и префиксально-суффиксально-сложные наречия.

Адвербиализа́ция— переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.

С точки зр. истории я-ка, адвербиализации подвергаются:

формы прилаг., напр., «снова», «высоко», «по-домашнему», отдельные падежные формы существительных, напр., «пешком», «даром» (оба твор. падеж), предложно-падежные формы, напр., «издавна», прочие сочетания, напр., «сегодня» < «сего дня», глагольные формы, напр., «почти», «нехотя».Щерба: «Наречие-кладбище частей речи».Выд. след. Гр. нареч.:1.слова,которые полностью утратили свою форму(босиком,замуж)2.сл.,кот. Огранеченно исп-ся как сущ. Кувырком.3.сл,котор.широко употребл. И как нареч. И как сущ. (летом днем)Признаком адверб. Явл.:1.неизменяемость сл.2.слияние предложно-падежной формы в одно сл.3. перемещение ударения.

 



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)