Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности композиции и сюжета романа



2019-12-29 453 Обсуждений (0)
Особенности композиции и сюжета романа 0.00 из 5.00 0 оценок




Ещё одно составляющей успеха романа «Гарри Поттер» является, на мой взгляд, композиция и сюжет. Хочу обратить внимание на то, что 40 человек из 61 опрошенных мной на вопрос о том, что их привлекает в романе, ответили: «Захватывающий сюжет».

Начну с композиции. Композиция - это построение художественного произведения. Роман состоит из семи книг, которые рассказывают о семи годах обучения Гарри Поттера в школе Хогвартс. Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурслей и столкновения с Волан-де-Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула «продолжение следует» была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты «Ревю де Пари». И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А.Дюма или романы Ж.Верна, детективные рассказы К.Дойла или романы А.Кристи и Ж.Сименона. Каждая книга романа «Гарри Поттер» – это новое приключение героя и его друзей. Но при этом все романы Роулинг не похожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов. Мальчик, который выжил, взрослеет на наших глазах. Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли выписан очень правдоподобно и жизненно. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности. Всё это делает роман привлекательным для читателя.

Любое произведение — это смена различных форм повествования, описаний, высказываний. Композиция сцепляет разнородные элементы и придает произведению целостность. Причем, целостность эта не только (и не столько) внешняя (система образов, план произведения), но скорее внутренняя, отражающая логику художественного мышления писателя. Особенности композиции очень тесно связаны с тем, кто воспринимает, в чьем сознании воспроизводятся происходящие события. Во всех семи книгах все события показаны через призму восприятия Гарри. И хотя повествование ведется не от первого лица, мы оцениваем все происходящее именно его глазами. По-моему, этим и обусловлены различия между книгами. Каждая следующая книга серьезнее и «взрослее» предыдущей. Растет главный герой, а вместе с этим меняется и взгляд на мир, и его оценка, и общее настроение. В «Ордене Феникса» Гарри уже пятнадцать лет. В этом возрасте человеку свойственно задумываться о жизни, размышлять над последствиями своих поступков. Неудивительно, что это отразилось и на композиционном строе книги: динамическое повествование теперь часто сменяется внутренними монологами и размышлениями. Это естественно для взрослеющего человека, и Роулинг удалось передать это на уровне композиции. Ослабление динамики, как правило, свидетельствует о том, что персонаж живет напряженной внутренней жизнью.

Элементы композиции помогают автору дать какую-либо оценку персонажей. Например, в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» дан портрет Долорес Амбридж, заместителя министра магии: «Он подумал, что она поразительно похожа на здоровенную бледную жабу… Даже крохотный бантик из черного бархата, торчащий над короткими завитыми волосами, показался ему большой мухой, которую она почти схватила своим длинным липким языком». Внешний вид этой женщины не вызывает у читателя никакой симпатии. И не случайно: автор хотел внушить читателю отвращение к этой женщине, скрывавшей за вполне безобидной внешностью амбициозность, жестокость и грубость. Описание обстановки также помогает раскрыть характер героев. Например, кабинет Амбридж «весь в кружавчиках и сушеных цветочках, с этими котятами, которые были так омерзительны, что Гарри остолбенело таращился на них». Такое описание помогает автору раскрыть слащавость и в то же время омерзительность характера героини. Пейзажные описания тоже помогают передать душевное состояние героев. Так, например, в пятой книге описан бесконечный унылый осенний дождь, который все идет и идет, и конца ему не видно. Этот образ помогает передать подавленное состояние Гарри, которому никто не верит, которого считают все чуть ли не сумасшедшим. Ведь он объявил, что Волан-де-Морд жив и вернулся. Вспомним первую книгу романа «Гарри Поттер и философский камень» и первое появление хранителя ключей Хагрида. Он появляется во время бури, подчеркивающей его силу и мощь.

 Фабула произведения невероятно проста и схематична, понятна как десятилетнему читателю, так и читателю постарше. Создавая сюжет, Дж. Роулинг использует прием занимательности. Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями, что помогает удержать внимание читателя. Ведущее место в поэтике произведения занимает игра: автор приглашает читателя войти в отличный от обыденной реальности мир. Правила игры таковы, что и писательница, и читатели прекрасно понимают ее искусственность, что ничуть не умаляет притягательности книг.

Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной, о чем я уже говорил. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать. Ещё одной особенностью сюжета является и то, что в любой книге, как в настоящем детективе, развязка всегда непредсказуема. Например, во второй книге романа «Гарри Поттер и Тайная комната» до конца непонятно, кому принадлежит дневник и кто такой Том Реддл. Никто не подозревает, что маленькая тихая Джинни Уизли и есть тот самый человек, который пишет кровью на стенах грозные предупреждающие слова. Лишь в финале раскрываются все тайны. В третьей книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» читатель уверен, что Сириус Блек преследует Гарри Поттера и хочет его убить, но в финале оказывается, что он крестный отец Гарри и не желает ему зла.



2019-12-29 453 Обсуждений (0)
Особенности композиции и сюжета романа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности композиции и сюжета романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)