Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственная проблематика романа



2019-12-29 1394 Обсуждений (0)
Нравственная проблематика романа 5.00 из 5.00 1 оценка




Немаловажным фактором успешности романа о Гарри Поттере является и идейная основа произведения. О безыдейности книг Роулинг идет много разговоров. Но я всё же считаю, что в романе поднимаются различные проблемы, как философские, так и нравственные. Я выделил следующие:

1. Борьба добра и зла

2. Взаимоотношение взрослых и детей

3. Проблема развития личности, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности

4. Проблема сложности человеческой натуры

5. Проблема толерантного отношения к людям

6. Отношение к чуду

7. Проблема дружбы

8. Проблема власти и ответственности

9. Проблема известности, славы

Правда, не стоит отдавать предпочтение одной из проблем: все они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения.

На мой взгляд, идея борьбы добра со злом всё же основополагающая в романе. Представителем зла в нем является черный маг Лорд Волан-де-Морт. Он использует самое изощренное оружие, а убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает хладнокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Постепенно шаг за шагом Гарри Поттер понимает: именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла, лорда Волан-де-Морта, и это - сила добра.

Но не всё так просто в романе английской писательницы. Борьба добра и зла идет и в душе самого героя. Да, как это ни странно звучит, но и личности Гарри присущи негативные, злые черты. Вот Гарри покупает волшебную палочку на Диагон-аллее. И ему достается "родная сестра" той палочки, которой владеет воплощение зла, лорд Волан-де-Морт. Причем, палочка сама выбирает себе волшебника. Первое указание на присутствие сил зла в душе Гарри Поттера. И это только начало. Во время процедуры распределения первоклассников по колледжам шляпа-сортировщица говорит Гарри, что ему лучше всего было бы учиться в Слизерине, колледже, пользующемся дурной славой, из которого вышло немало черных магов, в том числе и лорд Волан-де-Морт. А вот, посмотрите, какой совет дает Дамблдор, когда Гарри говорит о своем страхе не оправдать ожидания тех, кто видит в нем героя, победившего могучего чародея. «Просто будь собой!» - говорит директор школы Гарри Поттеру. Не стань лучше, учись, стремись, борись и т.п., а стань самим собой. Несмотря на схожесть Гарри Поттера с Волан-де-Мортом (в первом «есть многие качества, которые Салазар Слизерин высоко ценил в своих тщательно отбираемых учениках. Его собственный редкостный дар, змееустость - находчивость - решительность - некоторое пренебрежение к установленным порядкам») внутренне мальчик не похож на черного мага. Дамблдор очень мудро объясняет причину этого: «Ведь только избираемый нами путь, Гарри, показывает нашу истинную сущность, гораздо лучше, чем наши способности. ....». Таким образом, только от человека зависит, добро или зло победит в его душе – вот урок, который должен усвоить читатель.

Быть верным, уметь доверять и, самое главное, чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу – это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль.

В книге вообще много говорится о человеческой душе – о том, благодаря чему она остаётся целой и невредимой, и о мере зла, необходимой для того, чтобы расколоть её на части. Всё начинается с утверждения, что любовь может спасти от смерти, и заканчивается заявлением, что самопожертвование во имя любви способно вернуть к жизни. «…твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения, - говорит Дамблдор Гарри, - она дала тебе такую надёжную защиту, какой он (Волан-де-Морт) и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». В последней книге мы видим столкновение двух очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу, способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но все еще жив, он все еще борется, надеется и верит в любовь. И любовь становится в очередной раз тем, что способно спасти героя, вернуть его к жизни.

В романе явно противопоставление детского мира и взрослого. Детским персонажам Роулинг приходится проживать и решать совсем уже не детские проблемы, и с каждой книгой это становится все более явно и все более важно. Она ставит перед детьми задачи, которые им не всегда под силу, раскрывает в решении этих вопросов эмоциональный мир своих героев. Она противопоставляет мир детский и взрослый, как сказочный и реальный - ведь в сказке все решилось бы мановением волшебной палочки, а в реальности приходится думать о последствиях каждого поступка и взвешивать каждый шаг. Наверное, и в этом часть секрета Роулинг - она не дает возможности все проблемы решить волшебством, а заставляет своих героев и читателей думать над решением и чувствовать вес каждого такого решения. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека.

А за периодом детства следует период отрочества, взросления, период становления личности, ее самоопределения. Роулинг психологически точно описала проблемы подросткового возраста в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса». Гарри то чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно; то ощущает себя ребенком и нуждается в защите и отеческом участии. Очень характерен в этом отношении его срыв по приезде в дом Сириуса («я уже взрослый, я столько сделал, а со мной обращаются как с маленьким»), а также обида на Дамблдора, что тот не обращает на него внимания («мне так нужна поддержка, а вы…»). Поведение героя типично для подростка: перепады настроения, срывы, истерики, недовольство собой и в то же время глубокие раздумья о своей жизни и анализ своих поступков, слов, действий.

Роулинг ненавязчиво подталкивает читателя к мысли о том, что детское, незамутненное понимание и видение вещей – самое верное и точное, ребенок не делит жизнь на обыденную и фантастическую, для него необычное – это, скорее, норма, чем исключение. Взрослые же люди почти утратили способность видеть удивительное вокруг себя. Обыватели не прощают проявления индивидуальности, а уж тем более таланта волшебника. Дурсли записывают Гарри в школу для неполноценных, так как его способности разрушают их обывательское убеждение, что только соблюдение стандарта является залогом процветания. Дурсли гордятся своей обычностью, они никогда не признаются, что заурядны и, как всякие ничтожества, агрессивны. Главный закон мещанина – не выделяться, не высовываться, быть похожим на других.

 Роулинг на редкость убедительно выстроила свою концепцию волшебства как метафоры творчества вообще. Чтобы сотворить чудо, нужно работать не только руками и головой. Конечно, и то и другое обязательно, но в первую очередь должна трудиться душа. Чудо получится только в том случае, если вложишь в него душу. «Мои книги - о власти воображения», - говорит Роулинг.

Автор очень дружелюбно пишет о людях разных национальностей из разных стран, чем и формирует положительное отношение к ним. Здесь нет стереотипов, нет предвзятых взглядов, каждый человек хорош по-своему, и неважно, какие у него глаза и какого цвета кожа и волосы. Таким образом в юном читателе формируется толерантность, уважение к чужим взглядам и интересам.

Джоан Роулинг так много пишет о дружбе, верности, доблести, что нельзя, прочитав книгу, не задуматься об этом. К сожалению, сейчас многие, хотя и не все, стали забывать о поступках во имя дружбы, о честности - как перед собой, так и перед другими. Немало примеров таких поступков можно найти в «Гарри Поттере» - скажем, в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», где герой пытается спасти не только своего друга Рона, но и всех оставшихся под водой.

Еще одна не менее важная проблема интересует автора романа. Это проблема власти и ответственности. Дж. Роулинг уверена, что лишь тот, кто чувствует ответственность, не сможет злоупотребить властью, использовать ее во вред другим. Таким является директор школы чародейства и волшебства Хогвартс Дамблдор. Он чувствует свою ответственность прежде всего за судьбу Гарри, поэтому старается уберечь его от излишней информации, которая может ранить юного мальчишку. Напротив, Долорес Амбридж, заместитель министра магии только и мечтает занять кресло директора школы Хогвартс. Став же директором, превращается в настоящего тирана для всех учащихся и преподавателей, замучив их инструкциями, запретами и проверками.

Заключение

Таким образом, проанализировав форму и содержание романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», я пришел к выводу, что его успех складывается из многих составляющих: синтез жанров, сложность, неоднозначность характеров героев, эволюция персонажей, переданная на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.

Безграничный оптимизм – черта романов Джоан Роулинг. Она дала возможность людям поверить в чудеса сейчас, когда зачастую кажется, что никто никому уже не нужен и не дорог, и многие дальше своего носа и своих проблем вообще ничего не видят. И это учит верить в себя, в лучшее, чего нам так часто не хватает в жизни! Может быть, именно поэтому «Гарри Поттер» был так популярен, и именно в этом и заключается его «тайна»? Он, как бы громко это ни звучало, учит жить, понимать и сострадать. Помогает стать Человеком с большой буквы, с широкой душой, для которого даже сегодня чудо - это не просто слово.

 

 

Список литературы

Художественная литература

1. Ролинг Дж. Гарри Поттер и философский камень // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

2. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

3. Ролинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

4. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Кубок огня // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2002

5. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003

6. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Принц Полукровка // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2005

7. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2007

 

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.harrypotter.wikia.com

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.hp-chistmas.ru (Доклад на Студенческую Научную Конференцию «Феномен Гарри Поттера в современной культуре»)

4. http://www.iaclub.ru (Статья «Гарри Поттер: в чем причина популярности?» Автор Виктория Дегтярёва)

5. http://rutracker.org (Биография Дж.К. Роулинг)

6. http://harrypotter-2.narod.ru (проект Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер»)

7. http://www.grimmauldplace.ru («Министерство Магии Дж.К. Роулинг» Стивен Кинг о седьмой книге)

 

 



2019-12-29 1394 Обсуждений (0)
Нравственная проблематика романа 5.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Нравственная проблематика романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)