Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 - 3 классы) в 1990 - 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 - 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 - е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

                                                                                                             

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Как известно, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течении этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Цель исследования - изучить психологические проявления тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста,

Объект исследования: проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования - предполагается, что установление определенных причин повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

2. выявить возможные причины и факторы, вызывающие тревожность у  школьников и особенности ее проявления в этом возрасте.

3. изучить влияние специально организованных- коррекционно развивающих

занятий, направленных на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.

4. Провести теоретический анализ исследованной темы.

5. Провести эмпирическое исследование.

Методы и методики исследования - для реализации гипотезы и решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методики, направленные на выявление характера и уровня тревожности; психокоррекционные упражнения на снижение уровня тревожности.

База исследования- КСШ ст. Новолеушковской  

Теоретическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников по изучаемой проблеме. Практическое значение работы в том, что в ней приводятся конкретные практические упражнения и рекомендации для родителей и учителей по снижению уровня тревожности у  школьников.

Структура и объем работы - курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Методики:

1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

2. Методика Спилберга (оценка ситуационной и личностной тревожности).

3. Методика изучения социально-ситуативной тревожности.

Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

1. 1. Понятие тревожности.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

В психологическом словаре тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.  С (1);

По определению Р. С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». С (2)

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. С (3);

По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». С (4);

Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, "умения учиться";

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.

Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания , не приобретет умения учиться , не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не избавится от тревожности как психического состояния , сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Так  тревожность не только отрицательно влияет на психическое и интеллектуальное развитие ребенка, его социальную адаптацию и учебную деятельность , она начинает разрушать личностные структуры. Но тревожность - как психическое состояние в младшем школьном возрасте до настоящего времени во многом недостаточно изучена - как в отношении теоретических основ , так и в прикладном практическом плане. И поэтому требует более углубленного рассмотрения.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

По мировой статистике, обычная "норма тревожности" - 15% , в России - 60-75%.

Глава 1.2 Классификация видов тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

 Глава 1.3 Причины тревожности

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

 Глава 1.4 Особенности  поведения тревожного ребенка

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно».

Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем не любознательный. Любит делать только то, к чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что - в слезы. И не хочет играть с ребятами - боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке - не оттащишь».

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д.

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители неудовлетворенны своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах, так и, причём в большей степени, социальных, обусловленных социализацией. Если в первом случае со стороны учителей, психологов коррекция невозможна (генетические факторы они могут лишь учитывать), то во втором случае существует возможность создания некоторых условий, способствующих предупреждению формирования повышенной тревожности школьников и её преодолению.

Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворённости наиболее значимых для человека потребностей, особенно при ситуативном переживании тревоги. Факторы неудовлетворённости устойчиво доминируют при гипертрофированном типе состояния тревожности.

Высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на результатах деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.

Тревожность в числе некоторых индивидуально - психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность.

Так, выявлено, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек - природа», «человек – художественный образ».

Психологи отмечают, что тревожность по - разному сказывается на устойчивости поведения и проявления навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности наблюдается сохранение уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае  ошибок в деятельности - адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или,  признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность рассматривается как фактор агрессивного поведения, что отмечается при анализе поведения и детей и взрослых.

Кроме того, исследования показывают, что тревожность ведёт к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.

Решение проблемы тревожности является непростым делом для педагогов и школьных психологов.

Изучение тревожности на разных возрастных этапах помогает раскрытию сути данного явления и пониманию закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально - личностных образований. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том

числе многих нарушений развития. Профилактика тревожности, обучение методам её преодоления важны при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и т. д.), при овладении новой деятельности.

Школьное обучение (познание нового, проверка знаний, умений и навыков) всегда сопровождается повышением тревожности. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, ребёнка охватывает паника.

Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

Глава 1.5 Особенности семейного воспитания детей с отклонением в развитии (принципы семейного воспитания).

В соответствии с основополагающими положениями отечественной

(Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А,В.Батаршев, А.А.Бодалёв, Л.И.Божович, А.НЛеонтьев, М.ИЛисина, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др) и зарубежной педагогики и психологии (З.Фрейд, А.Адлер, КЛевин, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, К.Хорни и др.), основным условием развития личности является «включенность» ребёнка в человеческие отношения и человеческое общение с первых дней жизни. Первой школой общения, в которой с ранних лет ребёнок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды, является семья. Именно родители и другие близкие лица формируют в сознании ребёнка реакцию на окружающий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребёнка формируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором - ребёнок растёт неуверенным в себе, возможно тревожным, либо агрессивным, а может быть и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные проблемы или значительно их смягчить можно с помощью использования правильных приёмов воспитания.

Родители детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера. Однако ориентация на разработанные принципы адекватного семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребёнку с отклонениями в развитии.

Любой ребёнок, а с отклонениями в развитии особенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Дети с отклонениями в развитии остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперёд, у него свободнее раскрываются творческие способности.

Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Принцип полного безоценочного принятия ребёнка с отклонениями в развитии.

Родителям не следует сравнивать своего ребёнка с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители должны понять, что валено то, что ребёнок есть, а не то, какой он. Не стоит давать ребёнку, даже в случае реально существующей проблемы, какие-либо унизительные оценки: «глупый», «тупой», «неуклюжий», «неудачник» и т. д.

Родители для ребёнка - это защита, а семья - домашний очаг, где его всегда любят, ценят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребёнка как и любого другого человека следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребёнке человека.

Принцип внимательного слушания ребёнка и оценки его состояния.

Ребёнок, особенно маленький, с недостатками речи или другими нарушениями не всегда обладает возможностью выразить свои потребности с помощью слова. Родителям следует наблюдать за ребёнком, стремиться понять его желания по жестам, выражения глаз, позе. Рекомендуется слушать голос ребёнка, его интонацию, оценивать опасность или дискомфорт, который возможно он переживает.

Принцип формирования у ребёнка чувства привязанности, любви к

близким, уважения к старшим.

Любя ребёнка, взрослый обучает его любви к себе, любви к миру людей. Привязанность к дому, своему городу, своей стране, любовь к близким, уважение к старшим - это ответ ребёнка на любовь родителей к нему самому.

Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.

Родителям необходимо активно участвовать в процессе воспитания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Только в случае крайней необходимости можно переложить свои воспитательские возможности на другого человека (бабушку, няню, или других лиц). Родители должны сами пережить не только возникающие трудности в развитии ребёнка, но и радость его успехов и маленьких побед. Процесс социальной адаптации ребёнка не может осуществляться без непосредственной помощи родителей. Участие в преодолении реальных проблем ребёнка приносит огромную пользу и самим родителям. Этот процесс позволяет нормализовать психологические трудности, которые они испытывают.

Принцип формирования родителями у ребёнка навыков

самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей.

 Навыки самообслуживания формируются в семье. Мать ребёнка обучает его сан-гигиеническим навыков, умыванию, опрятному приёму пищи, уборке за собой личных вещей. В любой семье каждый её член имеет обязанности. Ребёнок с отклонениями в развитии может и должен выполнять посильный ему домашний труд. При этом важно, чтобы ребёнок понимал значимость его собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали.

Принцип формирования навыков нормативного поведения.

Нормативное поведение - это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребёнка. У ребёнка с выраженными нарушениями развития формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. Участие семьи в этом процессе не только необходимо, но и обязательно. Для любого ребёнка поведение родителей, других близких, их отношения между собой есть эталон для подражания, эталон поведения. Важно, чтобы этот эталон соответствовал принятым в социуме нормам. Родителям следует помнить, что их собственное неадекватное поведение как в зеркале отражается в сознании ребёнка и наносит его психике колоссальный ущерб.

Принцип формирования гармоничной личности ребёнка, подростка,

молодого человека.

Формирование гармоничной личности ребёнка с отклонениями в развитии - это цель всего коррекционно-воспитательного процесса, начинающегося с момента рождения и не завершающегося к совершеннолетию. Гармоничная личность - это самодостаточная личность. Это человек, уважающий себя за подлинные достоинства (умение трудиться, стремление к знаниям, любовь к людям, порядочность, честность) и не испытывающий фрустрирующие чувства из-за собственного физического недуга.

Глава 1.6 Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми.

Семейное воспитание-это система взаимоотношений родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии можно условно дифференцировать на три группы:

1.Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях ребёнка;

2.Личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребёнком;

З.Позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. При этом частыми причинами подобных нарушений являются систематическое отсутствие соблюдения супругами этики внутрисемейных отношений, взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода могут быть отнесены неоднозначное понимание родителями ребёнка семейных ролей главы семьи, мужа, жены, завышенные требования, предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспитания ребёнка влияет и загруженность родителя на работе, усталость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задача лишь в том, чтобы добиться послушания ребёнка. Поэтому они даже не пытаются понять ребёнка, прислушаться к интонации его голоса, увидеть его потребности и возможности. Одни родители при этом стремятся в первую очередь решить за ребёнка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребёнка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к сожалению, обладают этими удивительными свойствами. Анализ родителъско - детских взаимоотношений показывает, что в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».

Модель «отказ от взаимодействия»

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребёнка самыми близкими людьми. Модель «отказ от взаимодействия» может быть представлена дисгармоничными типами воспитания: гипоопёкой, гипопротекцией, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной моральной ответственности или типом «маленький неудачник». Родители детей с отклонениями в развитии, в силу фрустрации психики, чаще используют дисгармоничные типы воспитания.

 Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребёнок в силу имеющихся у него нарушений развития не имеет ценности для близких. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребёнок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребёнка и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребёнка, но и собственно родительской установкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребёнку иначе. В таком же положении могут находиться и здоровые братья или сестры ребёнка с отклонениями в развитии.

Может встречаться также и щадящая форма гипоопеки -гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ребёнок накормлен, обут, одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется. У родителей другие интересы и проблемы.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребёнка. Родители стараются заставить ребёнка реализовать в жизни всё то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на своё чадо такие обязанности и такую ответственность, с которой ребёнку с отклонениями в разви



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)