Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шкалы оценки параметров речи на третьем году жизни ребенка



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Шкалы оценки параметров речи на третьем году жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Параметры речи Критерии оценки параметров Баллы

Инициативность

Отсутствует: Ребенок не проявляет, ни какой активности и пассивно следует за взрослым. 0
Слабая: Ребенок редко (2-3 раза) проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым. 1
Средняя: Ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия однообразны. 2
Высокая: Ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов. 3

Чувствительность к воздействия взрослого

Отсутствует: Ребенок вообще не отвечает на предложения взрослого   0
Слабая: Ребенок изредка реагирует на инициативу взрослого, предпочитая индивидуальную игру.   1
Средняя: Ребенок не всегда отвечает на предложения взрослого. Высокая: Ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия.   2

Средства общения

Экспрессивно – мимические (Э);   Э
Речь (Р). Р

Активная речь

Отсутствует: Ребенок не произносит ни слова. 0
Низкий уровень: Ребенок повторят за взрослым отдельные слова и предложения. 1
Средний уровень: Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и животных, может составить двухсловное предложение.   2
Высокий уровень: Ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения.   3

Понимание речи взрослого

Отсутствует: Ребенок вообще не понимает речи взрослого.   0
Низкий уровень: Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, которые предлагает взрослый. 1

 

Средний уровень: Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый.   2
Высокий уровень: Ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.)   3

Способность к выполнению речевых инструкций взрослого

Отсутствует: Ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого. 0
Низкая: Ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции 1
Средняя: Ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на названия признаков предмета. 2
Высокая: Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета. 3

 

Для осуществления диагностики речевого развития, мы взяли критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой:

1. Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям).

2. Чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого).

3. Активная речь (использование вербальных средств).

4. Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого).

5. Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого)

Выделение критериев развития речи позволяет описать и выявить изучаемый параметр. Уровень сформированности речевого развития в нашем исследовании выступает в качестве обобщенной величины - оценки (1 – низкий, 2- средний, 3 – высокий).

Высокий уровень развития речи проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрос­лым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает об­ращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.

Средний уровень речевого развития заключается в неравномерном развитии активной и пассивной речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен ис­пользовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами. При среднем уровне развития речи ребенок выпол­няет простые инструкции взрослого, но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлека­тельности предметов.

При низком уровне речевого развития ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции. Отнесение ответов каждого ребенка к определенному уровню, производилось на основании сочетаний оценок (по трехбалльной шкале), полученных во время проведения диагностических ситуаций.

При выявлении исходного уровня развития речи нас интересовала гармоничность развития основных ее параметров: развития активной речи, понимание речи и способности к выполнению речевых инструкций в процессе общения.

Методика диагностирования исходного уровня включала следующие  диагностические ситуации: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым» и «Совместное разглядывание картинок». Охарактеризуем диагностические ситуации более подробно:

       Ситуация 1. « Пассивный взрослый» Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познаватель­ное или ситуативно-личностное); определение уровня инициативно­сти ребенка в общении.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 минуты ре­бенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следую­щей пробе.

В результате проведения данной пробы было отмечено следующее: большинство детей экспериментальной и контрольной групп не обращали внимание на сидящего неподалёку взрослого. Трое мальчиков (В. Андрей, К. Данил, Т. Михаил), строили гараж для машинки из кубиков, Четверо (Б. Роман, Г. Артём, И. Алексей, Н. Александр), манипулировали с машинками, Трое (П. Никита П. Николай и Я. Артём), рассматривали яркие книжки. Шесть девочек (Ж. Людмила, З. Ольга, К. Анастасия, Х. Арина, С. Наталья, Р. Марина), укладывали спать кукол, четыре девочки (В. Юля, И. Евгения, Н. Кристина, М. Ангелина), кормили кукол, пять девочек (Б. Света, Е. Елена, Д. Света) раскрашивали картинки.

Ситуация 2. « Совместная игра со взрослым» Цели: выявление уровней ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, активной и пассивной речи ребенка.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Шкалы оценки параметров речи на третьем году жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шкалы оценки параметров речи на третьем году жизни ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)