Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Система ценностей



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Глава 2. Система ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Самосознание нэпманов

 

Одной из важнейших характеристик социальной группы является самосознание, то есть степень ее самостоятельности, обособленности от влияния других слоев населения, осознание членами группы категорий "мы" и "они". Наличие или отсутствие самосознания характеризует зрелость и устойчивость социальных связей между членами группы.

Особенностью самосознания нэпманов было то, что оно сформировалось в рекордно-короткие сроки. Уже в начале 20-х годов нэпманы отчетливо ощущали общность своих интересов и сознательно противопоставили себя внешней социальной среде. В переписке частных предпринимателей фигурирует словосочетание "чуждые элементы".[21] Так нэпманы называли государственные и кооперативные организации, а так же их представителей.

Частные предприниматели стремились обособиться от других социальных групп. Это стремление выражалось в образе жизни, стиле поведения, манере одеваться и т. п. Нэпманы хотели, чтобы не только они, но и их дети отличались от "чуждых элементов". Об этом желании красноречиво свидетельствуют многочисленные, хотя и безрезультатные попытки частных предпринимателей организовать собственные школы. Например, в Новосибирске нэпманы неоднократно просили местные власти разрешить им построить школы на свои средства. В ноябре 1925 года специально созданная комиссия частных предпринимателей составила проект создания школ первой и второй ступени. Проект предусматривал 85% мест предоставить детям торговцев и 15% предполагалось отдать всем остальным. Примечательно, что многие предприниматели возражали против допущения в школу детей рабочих и крестьян. Так, известный в Новосибирске торговец Навроцкий заявил, что в школе все 100% мест должны быть заняты детьми нэпманов.[22]

Важной частью самосознания нэпманов является особая система ценностей, присущая только членам данной социальной группы. В основе этой системы лежал свод правил, которые регулировали поведение нэпмана в различных ситуациях, определяли его основные потребности и моральные качества.

 

Система ценностей

 

Главнейшей ценностью для нэпманов являлось богатство. В этом отношении советские частные предприниматели были похожи на своих западных коллег. Многочисленные подтверждения алчности нэпманов отложились в различных источниках.

Газеты 20-х годов пестрят фельетонами о частниках, которые ради обогащения готовы пойти на все. Весьма рельефно характеризует эту особенность предпринимателей фельетон о нэпмане Пуговкине, который наживался на чужой беде.

Торговец скобяным товаром Пуговкин узнал о грандиозном землетрясении в Японии, которое произошло весной 1923 года, и очень обрадовался, т.к. не давно приобрел партию японских инструментов. Пуговкин хотел было продать инструменты по завышенной цене, а потом решил подождать, не произойдет ли в Японии еще какого-нибудь стихийного бедствия. Тогда можно было бы продать инструменты еще дороже.[23]

Многие представители делового мира Сибири нажили свои состояния во времена голода, воспользовавшись безвыходным положением населения. Например, частный торговец Пинаев, проживавший в Новониколаевске, еще при Колчаке припрятал по разным деревням большое количество промышленных товаров. В начале 20-х, Пинаев продавал эти товары крестьянам по очень высоким ценам в обмен на золото, серебро и другие ценности.[24]

Еще более отвратительным образом поступали представители "черной площадки". Так, в 1922 году компания валютчиков из Иркутска, Омска и Новониколаевска сыграла на повышении курса так, что с 13 по 16 октября цена золотого десятирублевика подскочила с 52 миллионов до 80 миллионов рублей. В результате резко подорожали товары. Участники этой аферы не ушли от возмездия. 60 злостных спекулянтов было арестовано за злостное повышение цен.[25]

Вообще мошенничество в среде частных предпринимателей стало настолько обыденным явлением, что в языке сибирских обывателей появились даже специальные слова, для обозначения разного рода аферистов. Например, контрагентов и перекупщиков хлеба, которые поджидали крестьян на дорогах к городу и буквально насильно заставляли продавать зерно по низким ценам, называли "мартышками" и "загонялами".[26] Спекулянты, занимавшиеся перепродажей пушнины, получили название "чемоданщики" [27], благодаря огромным чемоданам, в которых они перевозили свой товар. Нэпманов, которые заключали договор с госорганами, получали аванс, а потом использовали деньги в собственных целях, называли "кошкодралами". [28]

Часто, предприниматели, испытывая затруднения в своих делах, прибегали к "лже-банкротству". Иногда частные фирмы даже создавались с единственной целью – обанкротиться. Для обозначения таких предприятий также появилось особое название – "Гореко" – "горе компания".

Особенно много случаев мошенничества было во взаимоотношениях нэпманов с государственными и кооперативными торговыми организациями. Типичным является пример частного товарищества "Труженник". Владельцы этой торговой фирмы, известные Новониколаевские предприниматели Лисицин, Кукарцев, Вагин и Сорокин обогатились за счет кооперативного объединения "СОЦ". Подкупив заведующих кооперативным объединением, предприниматели через них получали особо дефицитные товары, причем на весьма льготных условиях. Сотрудничество частников и кооператоров продолжалось в течении 1921-1923 годов. В результате кооперативное объединение "СОЦ" было закрыто, как дефицитное, а все участники этой аферы получили немалые барыши.[29]

Стремление к обогащению определяло весь строй жизни нэпманов. Одно из основных правил, которому предприниматели следовали неукоснительно, можно сформулировать следующим образом: "дело, прежде всего". Все, что непосредственно не было связано с работой, считалось второстепенным. Чтобы следовать этому правилу нэпманам приходилось очень много работать. Предприниматели не знали выходных, трудились по ночам,[30] покрывали огромные расстояния за небольшие промежутки времени, терпели лишения в тайге и тундре.[31]

Будучи требовательными к себе, нэпманы не давали послаблений и своим подчиненным. Понятие "рабочий день", как таковое отсутствовало на частных предприятиях. Работали столько, сколько этого требовали интересы дела. Однако, нэпманы, за редким исключением, не были теми бездушными эксплуататорами, какими их стремилась представить советская пропаганда. Забота о рабочих считалась одним из условий успешной предпринимательской деятельности.

Бывали случаи, когда арендаторы работали себе в убыток, только для того, чтобы поддержать своих рабочих. Например, арендатор золотого прииска в Нижнеангарском районе А. П. Павлов очень быстро понял, что предприятие не принесет ему никакой прибыли. В его интересах было отказаться от аренды. Однако, Павлов не хотел лишать поверивших ему старателей, большинство из которых были люди преклонного возраста, возможности заработать на кусок хлеба. Поэтому на прииске еще два года продолжались работы.[32]

Арендатор Бурлинских соляных промыслов Буйский был известен не только благодаря своей предприимчивости, но и благодаря заботе о рабочих. Буйский построил новые общежития, рабочий клуб, библиотеку, аптеку, а также устроил гимнастическую площадку.[33] Правда, этот арендатор был все таки исключением из правил. Чаще всего нэпманы экономили на социальной сфере.

 

Отношение к моде

 

Для поддержания хорошей репутации в деловом мире нэпманы должны были иметь собственный дом, обязательно держать прислугу, хорошо одеваться и, вообще жить на широкую ногу.

Большое внимание нэпманы уделяли костюму. По нему частного предпринимателя легко было отличить от представителей других социальных групп. Непременным атрибутом одежды крупного промышленника или торговца был английский костюм, шелковая рубашка, остроносые лакированные штиблеты и тросточка. Зимой нэпманы носили дорогие котиковые ермолки и шубы.

Женская одежда так же подчинялась определенным канонам. Женщины, входившие в социальную группу нэпманов, носили платья так называемого "птичьего" силуэта – узкие, удлиненные сзади, сшитые из дорогих материалов – шелка, парчи, меха. Сходство с птицей усиливалось в облике женщины благодаря короткой стрижке и шапочке, плотно облегавшей голову, а иногда закрывающей лоб и один глаз. Узкая остроконечная обувь с перепонками-застежками дополняла это ансамбль. Нэпманы, как мужчины, так и женщины стремились подчеркнуть дороговизну и роскошь своего костюма. По одежде судили о кредитоспособности предпринимателя. [34]


Нравы делового мира

 

Одним из самых отвратительных пороков в нэпманской среде считалась скупость. Нэпманы вынуждены были специально транжирить деньги, чтобы заслужить уважение своих коллег. Вот, что писал современник о нравах делового мира:

"В 1922 году некий Абрам Абрамович, москвич покупал соболей в Урянхайском крае, а потом на Усе. Чтобы показать свою московскую удаль он устроил для таких же как он торговцев пирушку. В разгар пирушки "любезный" хозяин организовал для таких же "любезных" гостей картежную игру. Сначала играли на деньги, а потом перешли на пушнину.

Пьяные, разгоряченные игроки, подзадоривая друг друга в азарте кричали:

- ставлю на карту 10 соболей

- пошел на 15

- Не запугаешь – крою на 25

И в этот момент Абрам Абрамович в большом возбуждении вдруг ударил кулаком по столу и зычно крикнул своему служащему: "Монька, волоки сюда мешок с соболями. Я покажу этим сибирским чалдонам, как москвичи играют". А когда Монька, добросовестно исполняя приказание своего хозяина, приволок мешок, Абрам Абрамович с ликующим видом победителя выставил из него на игральный стол несколько сот соболей.

- Идет по всем этим соболям, крикнул в пьяном угаре разошедшийся хозяин

Эффект получился необычайный, даже для "чалдонов-спекулянтов", через руки которых проходила не одна сотня драгоценного зверя. "[35]


Отношение к семье

 

Семейная жизнь предпринимателей также была регламентирована неписаными правилами. Для того, чтобы пользоваться доверием в деловом мире, нэпман обязан был жениться. Создание крепкой семьи свидетельствовало в глазах коммерсантов о надежности человека, о серьезности его намерений. Кроме того, жена играла не последнюю роль в предпринимательской деятельности. Жены помогали мужьям вести дела, а после их смерти или ареста (что случалось довольно часто) могли возглавить предприятие.

Нэпманы всеми силами старались скрыть от посторонних подробности своей частной жизни, т.к. это могло повредить их деловой репутации. Стараясь сохранить тайну, они не останавливались даже перед преступлением. Большой резонанс в обществе вызвало дело новониколаевкого нэпмана Петра Иванова. Иванову необходимо было жениться. Этого требовали интересы дела. Однако предприниматель уже много лет болел сифилисом. Тем не менее, Иванов женился, не сообщив невесте о своей болезни. В результате, заразилась его жена, сын-младенец и кормилица.[36]

Нэпманы уважали крепкую семью, но совсем не ценили супружескую верность. Напротив, разгульная, развратная жизнь считалась нормой в предпринимательской среде. Поэтому свой досуг нэпманы нередко проводили в публичных домах и разнообразных притонах.

Притоны 20-х годов являлись аналогами современных ночных клубов. Здесь предприниматели могли расслабиться и отдохнуть в непринужденной обстановке. Здесь же завязывались полезные знакомства, обсуждались детали делового сотрудничества.




2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Глава 2. Система ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Система ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)