Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самоорганизация нэпманов



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Самоорганизация нэпманов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшей характеристикой любой социальной группы является степень ее организованности. Способность эффективно отстаивать свои корпоративные интересы свидетельствует о силе социальной группы, о ее влиянии на остальное общество.

Социальная группа нэпманов, несмотря на чрезвычайно разношерстный состав, отличалась высокой степенью организованности. В действиях нэпманов постоянно прослеживается дух корпоративизма. Примером солидарности предпринимателей могут служить нэпманские "стачки".

"Стачки" частных предпринимателей были довольно распространенным явлением в 20-е годы. Суть их состояла в том, что нэпманы договаривались друг с другом и одновременно поднимали цену на какой-то определенный товар. "Стачка" являлась также своеобразной формой борьбы частного капитала за свои права. Большой резонанс получила "стачка" новосибирских нэпманов в 1925 году. Поводом для нее послужило решение городских властей сдать в аренду площади под постройку новых торговых помещений. Предприниматели, недовольные размером арендной платы, не выходили на торги, из-за чего последние два раза откладывались. Тогда городское руководство пригрозило нэпманам снести все старые торговые корпуса, после чего торги все-таки состоялись.[46]

Солидарность нэпманов очень раздражала государственные органы. Однако, государство само, в определенной мере, спровоцировало укрепление связей между частными предпринимателями. Лишение предпринимателей гражданских прав, а также натравливание на них общественного мнения способствовали сплочению нэпманов.

Тем не менее, не стоит преувеличивать степень консолидации предпринимателей. Внутри этой социальной группы существовало противоречие между представителями состоятельной верхушки и остальными нэпманами. Верхушка нэпманов, в силу своего особенного состава (в нее входило гораздо больше профессиональных коммерсантов с дореволюционным стажем) и высокого образовательного уровня была организована гораздо лучше. Представители этого социального слоя часто ущемляли интересы нэпманов-середняков.

Типичная, в этом отношении, ситуация сложилась в Томске. Здесь власть в корпоративных организациях частных предпринимателей захватила группа крупных торговцев. Во главе этой группы стоял М. И. Шкундин – дореволюционный миллионер, крупнейший подрядчик и владелец кожевенного завода с 300.000 оборота. Вместе со Шкундиным деловым миром Томска руководил его родственник Гинзбург, а так же крупные торговцы Измаилов, Юнусов и Перминов. Они распоряжались кредитными и товарными ресурсами по своему усмотрению, главным образом для собственного обогащения. При этом Шкундин и компания игнорировали мелких торговцев и промышленников.[47]

Несмотря на то, что представители верхушки нэпманов часто обходились со своими менее состоятельными коллегами подобным образом, крупные предприниматели понимали, что только объединившись частники будут представлять реальную силу. Поэтому, наиболее состоятельные торговцы и промышленники являлись главными организаторами создания корпоративных организаций нэпманов. Корпоративные объединения: рыночные комитеты, секции частной промышленности и торговли при товарных биржах (СЧТП) и общества взаимного кредита (ОВК) сыграли огромную роль в деле консолидации предпринимателей и становления их самосознания. Они активно отстаивали интересы частных предпринимателей и не боялись противостоять государственным органам.

Существовали и другие организации нэпманов. Одной из таких организаций было собрание арендаторов золотых приисков.

Сибирские золотопромышленники всегда отличались высокой степенью организованности. Так, арендаторы, несмотря на свою малочисленность, создали весьма влиятельную организацию, с которой вынуждены были считаться государственные регулирующие органы. Собранию арендаторов золотых приисков удалось добиться существенных уступок по вопросам, касающимся налогообложения и кредитования золотопромышленников, а также размеров, взимаемой с них арендной платы.[48]

Существовали и более мелкие организации нэпманов, объединявшие предпринимателей одного по отраслевому или территориальному признаку. Типичным примером такой организации может служить комитет металлистов и деревообделочников, созданный в Омске.

Комитет нанял профессионального юриста, который помогал составлять жалобы в налоговую инспекцию. Члены комитета подали прошение заместителю уполнаркомфина по Сибири заявление, в котором просили допустить их представителей в налоговую комиссии. Комитет так же обращался в Губисполком с просьбой улучшить жилищные условия предпринимателей и в Губернский отдел труда с требованием пересмотреть правила об ученичестве, ущемлявшие права хозяев промышленных заведений. В результате активности членов комитета положение омских металлистов и деревообделочников изменилось в лучшую сторону. [49]

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что социальная группа нэпманов была прекрасно организована. Частные предприниматели отчетливо осознавали свои цели и активно боролись за их достижение.


Заключение

Недолгая история нэпманов представляет собой сложный, многогранный процесс, который протекал в русле социально-экономического и политического развития страны. На основе анализируемых в работе материалов, можно сделать вывод, что социальная группа нэпманов концентрировала в себе наиболее активных и предприимчивых членов общества. По своей численности нэпманы являлись лишь малой частью городского населения, между тем их влияние на общество было чрезвычайно велико.

Нэпманы не были ни экономическим классом, ни сословием, ни профессиональной корпорацией. Механизм формирования социальных связей между членами этой группы был сложнее. Человек являлся нэпманом в трех случаях: если он владел определенной собственностью, если занимался определенными видами деятельности и, если имел соответствующий законодательно определенный статус. Наличие тройной связи между членами группы обуславливало ее сплоченность.

Степень консолидации частных предпринимателей, однако, не стоит переоценивать. Внутри этой социальной группы существовало несколько слоев: так называемые "нэпманы-акулы", нэпманы-середняки и нэпманы-уголовники. Отношения между ними нельзя назвать хорошими. Внутренние конфликты ослабляли частных предпринимателей.

Социальная группа нэпманов формировалась из совершенно разных людей, различавшихся по социальному происхождению, по национальной и профессиональной принадлежности и культуре. Общим было только то, что все эти люди имели опыт предпринимательской деятельностью и обладали незаурядными интеллектуальными и волевыми качествами.

О незаурядных качествах частных предпринимателей свидетельствует тот престиж, которым они пользовались в обществе, несмотря на тщетные попытки властей принизить их социальный статус.

Большинство нэпманов относилось к тому типу людей, которые одинаково неплохо чувствуют себя в любые времена и при любых условиях. Они сумели занять достаточно высокие позиции в социальной иерархии как общества 20-х, так и общества 30-х. После окончания НЭПа многие частные предприниматели стали работать на руководящих должностях на государственных и кооперативных предприятиях, быстро адаптировавшись к новым условиям. Данный факт также говорит в пользу незаурядности этих людей. Причем эта незаурядность выглядит особенно рельефно на фоне огромного количества так называемых "бывших", то есть дворян, офицеров, царских чиновников, многих представителей интеллигенции, так и не сумевших найти свое место в послереволюционном обществе.

Несмотря на весьма неоднородный состав, нэпманам удалось очень быстро сплотиться в полноценную социальную корпорацию. Частные предприниматели уже в начале 20-х годов отчетливо осознавали общность своих интересов, выработали собственную систему ценностей и противопоставляли себя остальному населению.

Формирование социальной группы нэпманов в столь сжатые сроки объясняется тяжелейшими условиями, в которых частным предпринимателям приходилось жить и работать. Враждебное отношение государства и части общества способствовало консолидации нэпманов.

Для защиты своих интересов частные предприниматели создали многочисленные корпоративные союзы, главнейшими из которых были рыночные комитеты, секции частной промышленности и торговли при товарных биржах и общества взаимного кредита. Это свидетельствует о высокой степени организованности социальной группы нэпманов. В своей оппозиции государству нэпманы никогда не переходили определенных границ. Они ни в коем случае не были революционной группой и стремились к улучшению своего положения только в рамках советского строя.

Тяжелые условия, в которых происходило формирование и развитие социальной группы нэпманов наложили определенный отпечаток на частных предпринимателей. Пытаясь выжить, "советские буржуа" часто нарушали закон. Криминализация социальной группы нэпманов постепенно усиливалась на протяжении 20-х годов, и к концу десятилетия частные предприниматели окончательно сливаются с уголовным миром.

Нэпманская система ценностей повлияла на самосознание советского общества. Благодаря нэпманам, одной из главных ценностей советских людей становиться материальное благополучие. Стремление к обеспеченной жизни не смогли вытравить даже мощнейшие идеологические компании. Нэпманы ответственны так же за появление в сознание советского человека черты, сущность которой отражает известный афоризм: "государство обмануть, себя порадовать" с этой чертой власти тоже долго и безуспешно боролись на всем протяжении советской истории.

Оценивая влияние, которые нэпманы оказали на общество, можно сказать, что в целом оно оказалось благотворным. Нэпманы внесли определенный элемент прагматизма в социально-экономическую систему, созданную революцией, без которого она не смогла бы существовать, приблизили ее к реальной жизни. Кроме того, нэпманы оказались единственной социальной группой, которая не на словах, а на деле сопротивлялась установлению тоталитарного режима. В этом ее несомненная заслуга.


Список источников

1. Сибирский край. Статистический справочник, Новосибирск, 1930.

2. Статистика Сибири. Сборник статей и материалов. Вып. 1-6, Новосибирск, 1930.

3. Финансы и народное хозяйство Сибирского края в 1925-26 и 26-27 гг. Новосибирск, 1928.

4. Советская Сибирь (Новосибирск) – 1921-1930.

5. Экономическая жизнь Сибири (Новониколаевск) – 1921-1923.

6. Вестник финансов (Москва) – 1922- 1930.

7. Жизнь Сибири (Новосибирск) – 1922-1930.

8. Статистический Бюллетень сибирского краевого статистического бюро (Новосибирск) – с.1, 1924;с.1-2, 1925; с.4-8, 1926; с.9-14, 1927.

9. Фонды Государственного архива новосибирской области.

10. Фонд ГАНО Р– 22 (Западно-Сибирский краевой совет народного хозяйства. "Запсибкрайсовнархоз") Оп.1, Д.38, л.46.

11. Фонд ГАНО Р – 659 (Сибирское краевое управление Наркомвнуторга РСФСР) Оп.1, Д.286, л.235.

12. Фонд ГАНО Р – 725 (Новосибирская областная контора Госбанка СССР) Оп.1, Д.39, л.16-35.

13. Фонд ГАНО Р – 918 (Сибирское областное промышленное бюро ВСНХ. "Сибпромбюро") Оп.1, Д.184 (л.109), Д.185 (л.9-100), Д.200 (л.214), Д.341 (л.43).

14. Архипов В. Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле, М. 1978.

15. Бойко В. Томское купечество, Томск, 1996.

16. Демчик Е. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е годы: от возрождения к ликвидации, Барнаул, 1998.

17. Лишение избирательных прав в Москве в 1820-30-е годы, М. 1998.

18. Морозов Л. Решающий этап борьбы с нэпманской буржуазией, М. 1960.

19. Селунская В. Изменение социальной структуры советского общества 1921-сер. 30-х годов, М. 1979.

20. Стриженова Т. Из истории советского костюма, М. 1979.

21. Трифонов И. Ликвидация эксплуататорских классов в СССР, М. 1975.

22. Шейхетов С. Нэпманы.//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум (1920-1930-е г.г.) Н-ск, 2004 г.

23. Жиромская В. После революционных бурь. Население России в первой половине 20-х годов, М. 1996.

24. Каврайский В. Налоговое обложение частного капитала в Сибири// Жизнь Сибири, 1924, с. 5-6.

 

 



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Самоорганизация нэпманов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самоорганизация нэпманов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)