Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль культуры в современном обществе.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Роль культуры в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними. Рассмотрим их.

1. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это "наследство" накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных сил общества и форм его осознания.

2. Накопленное богатство общества, в силу его истинного характера - общественного характера производства, требует к себе и соответствующего - общественного - внимания, заботы. В ставшей общественной системе состояние целого зависит от состояния её элементов. Сбой, катаклизм, социальная напряженность в оконечностях социального организма сказывается на всем целостном образовании. Общество сливается с культурой, и социальное развитие превращается в процесс развития культуры, а, значит, социальные противоречия уступают своё место культурным противоречиям как источникам развития.

3. Современное человечество решило техническую, технологическую, экономическую, политическую проблемы своего существования. С технической, технологической точек зрения человечество достигло таких высот, которые позволяют ему наладить массовый выпуск продуктов, предметов потребления, способных удовлетворить материальные и духовные запросы населения. За годы, века существования современной цивилизации человечество освоило опыт производства экономически целесообразных, выгодных товарных масс и научилось преодолевать стихию рынка.

Центр активности общества, ядро, от которого распространяются волны инноваций, духовных исканий, есть культура. Именно культура - уязвимая, но и наиболее важная часть социального целого, именно в область культуры перемещается узел противоречий, коллизий общества.

Возрастание роли культуры в обществе как определившаяся, долговременная тенденция в современных условиях имеет свои формы проявления. В частности, стремительно растет интерес общества к проблемам культуры, стремление познать их в более полном объеме, выявить сущностные их характеристики.

Известно, что любое явление - предмет, процесс и т. д. - многокачественно. Мир культуры - это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов, ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т. п.

Многообразие типов характеризует и мир культуры. В зависимости от требований практики, от интересов исследователей, от традиций культурологической школы - то одно, то другое типичное образование в культуре попадает в поле внимания исследователя и становится предметом его изучения. Вырвав это типичное свойство из единого поля культуры, он начинает его противопоставлять другим и т. д. А так как само количество этих типичных свойств бесконечно, потребности практики меняются, то подчас одна школа противостоит другой, обвиняя последнюю в непонимании, забвении, "упущении" без достаточных оснований.

Если мы посмотрим на современную культуру, то обнаружим привычную для нас картину. Мы работаем, если нам скучно, ходим в театр - познакомиться с игрой актеров - или на концерт - послушать музыку пианистов или скрипачей. Многие предпочитают посещать стадион, где они с наслаждением наблюдают за игрой известных футболистов. Выходит, что сами мы, как правило, занимаемся одним каким-то видом деятельности, а с продукцией других знакомимся, лишь обменяв свой продукт на результат труда других людей - занятых каждый в своей области. Наша культура строится на разделении труда между различными группами людей и обмене продуктами, результатами их деятельности. И это представляется нам естественным - у нас есть кино, театр, художники, скульпторы, дворники, политики и т. д.

1. Материальная культура:

Пожалуй, первой достаточно чётко зафиксированной типологией является попытка мыслителей взять в качестве основания для выделения типа культуры материал, субстрат, субстанцию, из которого она создаётся. Считается, что первым материалом, который осваивает человек, или прачеловек - предшественник человека, был камень (2,5-2,7 млн. лет). Со временем искусство обработки камня совершенствуется - от примитивной гальки, обработанной двумя-тремя ударами другим камнем, человек переходит к созданию каменных топоров, наконечников копий, обсидиановых ножей, серпов, пил и других сложносоставленных орудий, требующих весьма изощрённой технологии производства.

На смену культуре камня приходит культура обработки металлов, в частности, бронзы. Начинается "век бронзы" (6500 лет до н. э.), когда именно этот сплав начинает вытеснять постепенно каменные изделия, господствовать в производстве культурных изделий. Производство бронзы потребовало накопления иных знаний. Новая культура вбирает в себя часть старой, частично вытесняет её, а частично даже стимулирует её дальнейшее развитие. Поэтому если верно утверждение о том, что "рукописи не горят", то ещё с большей долей уверенности мы можем сказать - "культура не исчезает, не умирает; но живет и преобразуется, обновляется и сохраняется".

Век бронзовой культуры также не вечен. Ему на смену идёт век железа. Железо господствует вплоть до ХХ века. Сейчас мы переживаем революцию в материале культуры, аналогичную той, которую уже пережило человечество в прошлом. Железо уже не определяет богатство, силу, красоту современной культуры. Но какой материал будет определять её облик, сказать трудно. Мы читаем в газетах о том, что в Англии приступили к производству хирургического инструмента - скальпелей - из ...стекла! В Японии стали изготавливать некоторые детали моторов для машин из керамики. Но всё это - открытия прежних культур. Правда, технологии новые.

Но изменения в материале культуры - камне или железе - не определяют прямо и непосредственно доброту, честность, справедливость, законопослушание и другие общественные свойства общественного сознания - мораль, эстетику, право, политику.

Современная культура - нетрадиционная. Чтобы ею овладеть, мы всё чаще пользуемся системой обучения и воспитания, семейное воспитание - когда родители культивируют у своих детей необходимые им навыки - потеснилось, дав простор для действия иных институтов – дошкольных, школьных учреждений и вузов. Каждый здесь выбирает род занятий по своим склонностям и пожеланиям.

При разрушении культур, а это происходит в истории часто: при войнах, социальных волнениях, экономических кризисах, как правило, первыми отмирают исторически более развитые, новые, высокие культуры. Тогда обнаруживается, что в их составе всегда присутствуют остатки старых типов культур, которые и выходят на первый план, приобретают первенство. В условиях регресса общества происходит и регресс культуры, так что на первом плане, в качестве ведущих, утверждаются исторически примитивные культуры. Происходит не возвышение культуры, а её "снижение". Более низкие культуры - это "новые" культуры как "хорошо забытые старые". В современном российском обществе уменьшается доля государственного регулирования и финансирования сферы духовного производства, что свидетельствует об изменении типа культуры. Но возрастает роль синкретичных форм культуры, характерных для ассоциации, а также добровольного обмена, совершаемого работниками материального и духовного производств.

2. Духовная культура:

Так же, как и материальные типы культуры, многообразны типы духовной культуры.

Если мы посмотрим на структуру духовной жизни общества или сознания отдельного человека, то наряду с различиями, мы можем обнаружить два уровня: первый складывается из социально-психических компонентов - эмоций, чувств, переживаний, настроений, образующих чувственную сторону культуры; второй уровень складывается из различного рода идей, идеалов, представлений, суждений, образующих рациональную сторону культуры.

Мы можем отметить, что жизнь примитивного общества была более "психической", чем рациональной, в ней большую роль играли чувственные, эмоциональные моменты культуры. По мере же развития общества и человека над его чувственной стороной надстраивается рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, артист, писатель вынужден прибегать к таким формам творчества, которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот, преодолев спад, выйдя на линию подъёма, культура начинает сторониться своих чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия. Особенно заметна эта тенденция на примере культуры постсоветской России. В 90е гг. в особую моду вошли разного рода экстрасенсы, колдуны, астрологи, "народные целители" и прочие творцы и носители иррациональной, мистической, эмоционально-чувственной составляющей в культуре. А вот по мере "выздоровления" общества интерес к ним уменьшается и сходит к минимуму.

Мы можем выделить и иного рода типы культур, например, в зависимости от отношения к религии: религиозная и нерелигиозная (светская) культуры. Внутри религиозной культуры мы можем говорить о христианской исламской и буддистской культурах. Внутри христианской культуры можно выделить католическую и православную культуры и т. д.

Процесс порождения культуры - культурогенез - охватывает одновременно обе стороны жизнедеятельности человека - его материальную и духовную деятельность, и его способности к труду, и его способности к мышлению. Рассмотрев историю развития культуры, мы можем отметить, что культура развивается неравномерно: имеются периоды подъёма и спада, время от времени происходят культурные разрывы, при которых многие элементы предыдущих культур отрицаются, а на смену им приходят новые культуры. Рассмотрим теперь некоторые общие вопросы, связанные с сохранением культурного наследия, традиции, с причинами и условиями его освоения и использования в ходе культурного развития народов.

                                        

                                     Основная часть.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Роль культуры в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль культуры в современном обществе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)