Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕАКЦИЙ ГОРЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕАКЦИЙ ГОРЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




  В настоящее время, время демократических перемен, важно беспристрастно выяснить реальные возможности, пути и механизмы влияния религиозной веры, религиозного мировоззрения в процессе лечения и реабилитации психически больных и на этой основе разработать обоснованные рекомендации и показания к использованию целенаправленных религиозно-духовных воздействий. Лечебное влияние религиозной веры признавал В. М. Бехтерев. Известный православный психиатр Д. Е. Мелехов считал, что религиозные переживания помогают сопротивляться болезни, приспособиться к ней, компенсировать отчасти психический дефект. По мнению Г. Оллпорта, психиатрия и религия должны тесно сотрудничать. Сотрудниками отдела по изучению особых форм заболеваний у лиц с православным мировоззрением Научного Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук недавно было показано, что пребывание больных с шизоаффективными расстройствами на стадии формирования ремиссии в православной общине закрытого типа способствует улучшению их психического состояния по сравнению с неверующими больными контрольной группы.

Патологические реакции горя как разновидность психогенных депрессий, возникающих в связи со смертью близкого человека, широко распространены в позднем возрасте. Нами при обследовании лиц пожилого и старческого возраста, посещающих территориальный центр социального обслуживания, был установлен факт частого обращения пациентов с патологическими реакциями горя к религиозной вере и религиозной практике для облегчения своего тягостного психического состояния. Целью нашей работы было определить возможности лечебного и реабилитационного влияния религиозной веры у лиц позднего возраста с патологическими реакциями горя и состояниями одиночества, возникшими после смерти супруга. Объектом изучения явились 42 женщины в возрасте от 61 до 83 лет с наличием клинических проявлений патологических реакций горя как варианта психогенной депрессии, возникших после смерти супруга. У 10 пациенток на высоте депрессивного состояния тяжёлой степени выраженности возникали суицидальные мысли и намерения. 28 пациенток, оставшихся одинокими, испытывали острое чувство одиночества, утрату смысла жизни, безысходность.

К моменту смерти супруга 34 больных считали себя в той или иной степени верующими в Бога, были воцерковлёнными. 8 пациенток были неверующими. В связи со смертью мужа 37 обследованных совершали с участием родственников религиозные обряды: отпевание покойника в церкви, поминание на 9-й и 40-й дни после смерти, часто ходили в церковный храм, старательно молились или пытались молиться, оставляли записки за упокой, ставили свечи. Пребывание в храме, молитвенное состояние, погружение в религиозные представления и переживания оказывали, по данным самоотчётов больных, успокаивающее влияние. Стихала душевная боль утраты, упорядочивались мысли и представления, на некоторое время появлялось чувство смирения. У многих возникали представления о вечной загробной жизни, о бессмертной душе умершего, с которой можно вести мысленный или вслух разговор, что и делало большинство обследованных во время частых посещений кладбища, перебирания вещей мужа, его фотографий. Воображаемое общение с образом умершего приносило на время облегчение душевного состояния, смягчение депрессивных расстройств. Укреплялись мысли о необходимости смирения с утратой. Всё это в большей степени было выражено у лиц с внутренней, по Г. Оллпорту, или близкой к ней религиозной ориентацией. Эти пациентки были православными верующими с детства или юности, воспитывались в семьях верующих родителей или прародителей. После смерти мужа происходила актуализация религиозных идей и представлений, погружение в религиозные чувства и переживания, что сопровождалось облегчением тягостного психического состояния. У 8 обследованных интерес и стремление к религии после смерти мужа возникли впервые в жизни. 5 из них имели высшее образование. Утрата мужа и тягостные переживания в связи с ней толкали их на поиски источника утешения, в качестве которого они увидели религию. Стали часто ходить в храм, читать Библию, религиозную литературу, что приносило переживание сопричастности, приобщения к вечным духовным истинам. Это в свою очередь сопровождалось успокоением, уменьшением чувства скорби. Регулярные ежедневные молитвы способствовали формированию и углублению религиозного умонастроения и религиозного мировосприятия. Они оказывали непосредственное психотерапевтическое действие, сопоставимое с действием медитаций, психотерапевтический эффект которых хорошо изучен. Религиозные обряды и ритуалы, которые практиковались большинством обследованных, также имели психотерапевтическое значение. Их выполнение сопровождалось облегчением психического состояния. Всё вышеизложенное свидетельствует о положительном влиянии религиозной веры на душевнобольных.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: Международные отношения, 1990.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- 3-е изд., испр. и доп. –М.: Академический проект, 2006.-432с.

3. Воскресенский Б.А. Трихотомическая концепция личности как основа психиатрии и психотерапии // Первая регион. н-практ. конференция "Актуальные вопросы психотерапии и народной медицины" Одесса 1990, с. 63.

4. Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим // Московский психотерапевтический журнал, 2004 г. № 4.

5. Воскресенский Б.А.. Духовное как социотерапевтический фактор // Вера-диалог-общение. Материалы Международной научно-богословской конференции, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, М.:2005, с.416-420.

6. Свящ. Георгий Кочетков Таинственное введение в православную катехетику. Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. М.:1998, 342 с.

7. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // "Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни". Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 1997 с. 5-61.

8. Библия.

9. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия.

10. Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию. 2003 г.

11. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб. Речь, 2000 г.

12. Невярович В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия) – Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 1997 г.

13. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления – Мн.: ООО «Харвест», 2003 г.

14. Брагин Р. Б., Тахташова Д. Р. Психическое здоровье и религия: роль фактора социальной (общинной) поддержки // Український вісник психоневрології. — 2007. — Т. 15, вип. 1 (додаток). — С. 158.

15. Березанцев А. Ю. Психосоматические аспекты религиозного опыта // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 19–22.

16. Звоников М. Д. Лечебное внушение и религия // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 36–38.

 17. Пайкова Л. Н. Роль духовности в исцелении больных с тревожно-депрессивными нарушениями // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 70–72.

18. Полищук Ю. И. Значение религиозной веры в преодолении реакций горя в позднем возрасте // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 95–96.

 



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕАКЦИЙ ГОРЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕАКЦИЙ ГОРЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)