Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение, функции, проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Значение, функции, проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 Малое предпринимательство – сектор экономики, определяемый деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг.

    Субъект малого предпринимательства, малое предприятие - коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности-100 человек; в строительстве –100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.1[4]

    Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Преимуществами малого предпринимательства являются: большая адаптивность, приспособляемость к конъюктуре рынка, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка, способность быстро изменять

 структуру производства, мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений, более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных, снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур, повышенная скорость оборота капитала: это дух инициативы, предприимчивости и динамизма. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах. Перед малыми предприятиями реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями – гигантами, в том числе и в небольших поселениях. Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию, они способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта.[10]

Следует отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяется внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами в сфере налоговой политики.

  Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживание острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики.

Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве, иннова-ционной сфере.[16]

       Для поддержки малого бизнеса 12 мая 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г.№88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г.,21 марта 2002 г.). Начала практически действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры, которые сформированы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 63 регионах, в остальных регионах их создание находится в стадии завершения.

Осуществляется финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов, вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.

     Целью Программы государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части структуры экономики, важнейшего направления создания рабочих мест и эффективных институциональных преобразований.

     Особенности развития малого предпринимательства в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов. Данные Госкомстата России, Академии менеджмента и рынка, материалы исследований, проведенных Институтом стратегического анализа и Всемирного банка, выявили три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого предпринимательства. Это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (отсутствие стартового капитала, нехватка оборотных средств, неплатежи, сложности со сбытом продукции).Нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткий налоговый прессинг, недостаток собственных финансовых средств сдерживают развитие малых предприятий. Еще одним серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга.[5]

   В настоящее время назрела необходимость коренного изменения сложившегося имиджа бизнесмена, формирования представления о предпринимательстве как о мощном, позитивном факторе социально-экономического развития общества.

    Одним из наиболее актуальных направлений в период становления малого предприятия остается финансово-имущественная поддержка. В условиях недостатка бюджетных средств создание действенных финансово кредитных и инвестиционных механизмов должно сочетать в себе государственные инвестиции с максимальным использованием механизмов внебюджетного финансирования посредством лизинга, гарантированных фондов, коммерческих банков и других финансовых институтов. Назрела необходимость и появилась возможность привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий прежде всего для самоинвестирования, содействия в самоорганизации малого бизнеса и общества взаимного кредитования, формирования кредитных союзов и других общественных форм целевой аккумуляции временно свободных средств малого предпринимательства. Имущественная поддержка предусматривает использование недозагруженных и высвобождающихся мощностей крупных предприятий, создание фонда нежилых помещений.[14]

В связи с этим на базе Федерального закона в Оренбургской области разработан и действует Закон №193/61-ОЗ от 17 ноября 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области», который призван обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений, и наконец, доступ к финансово-кредитным ресурсам в коммерческих банках.

        По данным управления МиВЭС, в 2003 году коммерческие банки Оренбургской области выдали субъектам малого предпринимательства кредитов на сумму 7,8 млрд. руб., что составляет 27,2 % от всего объема предоставленных кредитных средств. Рост по сравнению с 2002 годом –12 %.1 [25]

 



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Значение, функции, проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение, функции, проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)