ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирические данные были обработаны, согласно ключу данных методик и графические выглядят следующим образом. Результаты показателей социометрического индекса у курсантов 5 курса представлены в таблице 1. Табл.1 Результаты показателей эмоциональной напряженности у представителей данной выборки выглядят следующим образом: Табл. 2. Проведенный корреляционный анализ подтвердил первоначальную гипотезу, о том, что чем ниже социометрический статус, тем выше психоэмоциональная напряженность респондентов (-0,931). Аналогичные результаты были получены на выборке первокурсников. Табл.3 В таблице 3 отражены показатели социометрического индекса каждого члена группы 1 курса, по отношению показателей 5 курса они имеют наибольший разброс значений от -70 до 87 процентов, что объясняется адаптационным периодом в новых условиях. Показатели эмоциональной напряженности несколько более сглажены и имеют боле высокие значения, нежели у респондентов 5 курса. Эти данные представлены в таблице 4. Табл.4 Корреляционный анализ данных 1 курса в целом подтверждает высказанную гипотезу, но в менее ярко выраженном виде (-0,25), что на наш взгляд свидетельствует о неустойчивом состоянии коллектива и самих респондентов на этапе адаптации к новым условиям жизненной среды. Проведенное исследование показало, что можно влиять на психоэмоциональную напряженность личности, повышая уровень востребованности в группе, что в целом может сказаться благоприятно и на коллективе в целом и на состоянии психоэмоционального благополучия каждого отдельного представителя группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенное исследование еще раз подтвердило теоретические концепции отечественных ученых о том, что коллектив – это ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые: 1) Относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников; 2) Обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы; 3) Участвуют в общей системе распределения функция и роли совместной деятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников; 4) Разделяют общие нормы и правила внутригрупповой активности; 5) Обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге; 6) Связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями; 7) Воспринимают себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны. Таким образом, чем полнее коллектив будет сочетать в себе вышеупомянутые критерии, тем более сплоченным он будет и тем более успешным будет выполнение им служебных задач В работе мы попытались выявить зависимость уровня психоэмоциональной напряженности от социометрического статуса в служебном коллективе. Высказанная нами гипотеза подтвердилась, в том, сотрудники органов внутренних дел, имеющие высокий социальный статус менее подвержены накоплению психоэмоциональной напряженности. Актуальность нашего исследования очевидна, так как служебный коллектив занимает достаточно большое место не только в профессиональной деятельности сотрудников, но и также оказывает влияние на личностные особенности каждого представителя. Проведенное исследование не является окончательным в вопросе рассмотрения психоэмоциональной напряженности, но аспект взаимовлияния социального статуса и психического напряжения на наш взгляд будет интересен практическим психологам, работающим в системе МВД России. 1. Горбач Н.А. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России: Методическое пособие. – М., 2002. – 140 с. 2. Изард К.Э. Психология эмоций СПб.: Питер2002 3. Квинн В. Прикладная психология. – Спб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с. 4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с. 5. Майерс Д. Социальная психология / Перев с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 688 с. 6. Марьин М.И., Буданов А.В., Петров В.Е., Борисова С.Е., Такасаева К.Р., Адаев А.И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: Методическое пособие. – М., 2004. – 144 с. 7. Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Бореко А.В. Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 212 с. 8. Марьин М.И., Петров В.Е., Касперович Ю.Г., Поздняков В.М., Котенев И.О. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. – М., 2003. – 211 с. 9. Марьин М.И., Петров В.Е., Сидорова М.В., Бровчук О.В., Нахимов А.П., Минязов С.Р., Пятков А.Н., Васильева Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с неуспевающими курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2004. 10. Марьин М.И., Петров В.Е., Солдатова И.Ф., Мещерякова А.В. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников, требующих повышенного внимания: Методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 180 с. 11. Марьин М.И., Поздняков В.М., Петров В.Е., Бореко А.В. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие/Под общей редакцией В.М.Бурыкина. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 152 с. 12. Марьин М.И., Шестаков А.Г., Петров В.Е., Борисова С.Е., Корчмарюк В.А., Такасаева К.Р., Касперович Ю.Г., Егоров К.А. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М., 2003. – 154 с. 13. Психологические состояния СПб.: Питер, 2000 14. Рогов Е.И. Эмоции и воля М.: Владос, 2001 15. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В.Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с. 16. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под общей ред. М.И. Марьина, Е.А. Мешалкина. – М., 2001. – 312 с. 17. Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах органов внутренних дел: содержание и методы его изучения. – М.: Академия МВД СССР, 1991. – 75 с. 18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. – 512 с. 19. Шевелева Е.П. Социальная перцепция в процессе делового общения / Под ред. В.В. Новикова. – Ярославль: МАПН, 2000. – 226 с. 20. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации М.: Воронеж, 1998
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |