Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отрицательные черты монополизированного рынка



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Отрицательные черты монополизированного рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Тема моей курсовой «Антимонопольная политика государства» в настоящее время очень актуальна, так как в большинстве стран преобладает рыночная экономика. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Об этом свидетельствуют различные статьи и высказывания: «Стратегический успех достигается лишь в условиях открытой экономики, а не за протекционистским забором. Единые правила для всех лучше специальных режимов и индивидуальных исключений. Монополия развращает, абсолютная монополия развращает абсолютно. Без конкуренции растут только цены. Права собственности священны. Частная собственность эффективнее государственной. Государство не является эффективным предпринимателем и не должно заниматься бизнесом.»[1]

С начала 90-х годов XX века эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.

Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

Ø разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

Ø создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитет);

Ø помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

Для начала мы определим само понятие монополии, некоторые ее характерные черты и отрицательное воздействие на экономику страны, для того, чтобы понять значение антимонопольного регулирования.

 

Глава 1. Общая характеристика монополизированного рынка

Определнение монополии.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком смысле под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).

В условиях чистой монополии:

Ø в отрасли существует единственная фирма, осуществляющая производство данного товара или данной услуги. Поэтому понятия «фирма» и «отрасль» тождественны;

Ø отсутствуют близкие товары - заменители. Продукт данной фирмы уникален, а у покупателя нет приемлемых альтернатив;

Ø монополизирован доступ к каким-либо экономическим ресурсам;

Ø фирма-монополист контролирует объем предложения на данном рынке и осуществляет контроль над ценой;

Ø невозможно вступление в данную отрасль другого предприятия. Вход в отрасль блокирован.

Ø отсутствует конкуренция.

Отрицательные черты монополизированного рынка

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои pro et contra[2]. «Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», со знанием дела говорит Форд (68-17). Определим некоторые негативные стороны монополистического господства:

Ø являясь единственным продавцом уникального товара, монополии могут неограниченно повышать его цену.

Пример. Потребительские цены на бензин в марте 2005г. в среднем по России выросли на 0,3% по сравнению с февралем 2005г. и составили 13,92 руб. за литр. В частности, потребительские цены на бензин марки А-76 выросли на 0,1% и составили 12,23 руб. за литр, на АИ-92 - на 0,4%, составив 14,19 руб. за литр, на АИ-95 - также на 0,4% - до 15,33 руб. за литр. Об этом сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В марте 2005г. повышение потребительских цен на автобензин было отмечено в 30 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в республике Карелия - на 3,7%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 40 субъекте Российской Федерации. Снижение цен на бензин наблюдалось в 19 субъектах РФ, в том числе в Республике Тыва - на 1,5%.

В Москве потребительские цены на бензин в марте в среднем повысились на 1,4%, в Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин снизились на 0,8%.

Повышение цены на бензин мы наблюдаем не только в этот период, а на протяжение уже долгого времени.

Ø монополиям не выгодно создание продуктов, заменяющих их товар, поэтому их деятельность замедляет темпы НТП;

Ø деятельность монополий ослабляет конкуренцию, вместе с  положительным влиянием на экономические процессы. В экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязать обществу свои дискриминированные условия: заниженную оплату труда своих работников, плохое качество товаров, принудительные «довески» к своей продукции (вроде программы для входа в Интернет, пристегнутой «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и прочее.



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Отрицательные черты монополизированного рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отрицательные черты монополизированного рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)