Реформирование естественных монополий в России.
В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Они требуют скорейшего распространения отношений конкуренции на все отрасли экономики. В области естественных монополий это означает отделение транспортных сетей (сохраняющих монопольное положение) от производителей газа, электро-и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны быть поставлены в условия конкуренции. Приверженцы второго подхода не отрицают положительного эффекта от распространения конкуренции, но считают необходимым оценивать конкретную величину подобного эффекта в сопоставлении ее с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек. Как показывает опыт нашей во многом еще псевдорыночной экономики, разукрупнение таких гигантов, как МПС, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и выделения шахт в самостоятельные юридические лица. Ряд особенностей деятельности естественных монополий может обусловить повышение совокупных издержек в национальной экономике. Во-первых, из-за отсутствия у монополиста достаточных стимулов к минимизации своих внутренних издержек его заинтересованность в проведении крупномасштабной реорганизации или инновациях значительно меньше, чем у фирм, реализующих свою продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, имеются возможности "раздувания" тех статей накладных расходов, которые позволяют менеджерам подобных крупных компаний повышать свое личное благосостояние. Объективным препятствием развитию конкуренции в инфраструктурной сфере служат высокие барьеры для входа в нее новых фирм. "Величина" таких барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. Противоречивость организационно-экономических условий, в которых действуют субъекты естественных монополий, привела М. Фридмена к выводу о том, что, к сожалению, приемлемого решения проблемы технологической монополии нет. Возможен лишь выбор из трех зол - "частной нерегулируемой монополии, частной монополии, регулируемой государством, непосредственной хозяйственной деятельности государства"1. Подход к реформированию естественных монополий, предусматривающий отделение транспортных сетей от производства с соответствующим разделением инфраструктурной сферы на конкурентный и неконкурентный секторы, в наиболее чистом виде апробирован в Великобритании в ходе реформы железных дорог, которая осуществлялась по следующим направлениям: Ø отделение железнодорожной сети от операций путем создания компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией; Ø организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки; Ø продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажирских перевозок; Ø компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией; Ø организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки; Ø продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажирских перевозок; Ø продажа предприятий, занятых грузовыми перевозками; Ø продажа прочих компаний железнодорожной отрасли. Современный подход к регулированию естественных монополий, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО " Газпром". Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а, по сути - к разрушению и деградации. Такая политика генерирует архаичные рыночные отношения, которые в передовых индустриальных странах активно вытесняются на "обочину" экономической жизни. Российская экономика пока держится "на плаву" благодаря функционированию естественных монополий. Ясно, что они "переросли" примитивные отношения (и время) "совершенно конкурентного" рынка.
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках. Прогнозные оценки развития естественных монополий должны учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, необходимость формирования взаимосвязанных стратегий внутреннего развития соответствующих отраслей (национальных стратегий) и глобальных стратегий, ориентированных на их активную роль в качестве субъектов конкурентных отношений в глобальной экономике. Во-вторых, необходимость увязки разрабатываемых стратегий с периодизацией развития российской экономики до 2015 г., включающей этапы финансовой и производственной стабилизации, экономического роста и, наконец, этап широкомасштабного вхождения в мировой рынок. В третьих, необходимость учета "отраслевых" особенностей развития естественных монополий, определяемых их организационно-экономическим и финансовым состоянием, местом, занимаемым в макроэкономической системе. Заключение Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги. Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями. Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить. Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики. Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время? На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко[12]. Он отметил, что: “… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения”. Я абсолютно согласна с ним в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения. Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться. При этом Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившейся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше. Список использованной литературы
1. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 2. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1 / Под ред. Е.Г. Ефимовой – М.: МГИУ, 2002. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2004. 4. Экономическая теория: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. С.- Пб. Изд. Экономическая школа ,1997г 6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика. –М.: Дело, 1992 7. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993 8. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7 9. А.Е. Шаститко. « Антимонопольное регулирование в России: Повестка дня и дизайн дискуссии. Вопросы экономики, 2004 г., № 3. 10. А. Городецкий, Ю. Павленко. « Реформирование естественных монополий». Вопросы экономики, 2000 г., № 1. 11. В. Моргунов. « Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий». Вопросы экономики, 2001 г., № 9.
[1] Андрей Илларионов. «Российская газета: Что же вас настораживает в бюджете 2006 года, который все называют "бюджетом развития"? Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [2] Pro et contra [про эт контра] (лат.) – за и против. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с [3] Для оценки уровня монополизации экономики (рынка) используется индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана:
H = S 1 2 + S 2 2 +… + Sn 2 , где S1,…,n – процентная доля каждой фирмы на рынке. Экономическая теория: учебное пособие. Ч.1/ Под ред. Е.Г.Ефимовой – М: МГИ, 2002.-237 с.
[4] «Ножницы цен», еще называют «ценовой коридор»- это установление пределов между ценами [5] Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
[6] Там же. [7] Рентабельность-это степень доходности, или прибыльности при сопоставлении полученной предприятием прибыли с издержками (себестоимостью) или ценой продукции. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с.
[8] Субсидия (от лат. subsidium-помощь, поддержка) – пособие, помощь (чаще государственная и в денежной форме) региону, фирме, физическому лицу. Там же. [9] Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, отменено.
[10] Молодюк В. Существующее состояние рынка электрической энергии в России и проблемы его развития. - Промышленная политика в Российской Федерации, 2001, №1. [11] Журнал № 3 2001 г. «Вопросы экономики». В.Моргунов «Нормирование прибыли естественных монополий», с. 32 *Данные округлены. **От общего объема инвестиций в основной капитал. Источник Госкомстат России
[12] Семинар в Фонде "Центр стратегических разработок" по вопросу: "Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства". 11.04.2001
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |