Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформирование естественных монополий в России.



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Реформирование естественных монополий в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только глав­ным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Они требуют скорейшего распространения отноше­ний конкуренции на все отрасли экономики. В области естествен­ных монополий это означает отделение транспортных сетей (сохра­няющих монопольное положение) от производителей газа, электро-и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны быть постав­лены в условия конкуренции. Приверженцы второго подхода не от­рицают положительного эффекта от распространения конкуренции, но считают необходимым оценивать конкретную величину подобно­го эффекта в сопоставлении ее с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек.

Как показывает опыт нашей во многом еще псевдорыночной эко­номики, разукрупнение таких гигантов, как МПС, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием мно­гочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и вы­деления шахт в самостоятельные юридические лица.

Ряд особенностей деятельности естественных монополий может обусловить повышение совокупных издержек в национальной эконо­мике. Во-первых, из-за отсутствия у монополиста достаточных стиму­лов к минимизации своих внутренних издержек его заинтересован­ность в проведении крупномасштабной реорганизации или иннова­циях значительно меньше, чем у фирм, реализующих свою продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, имеются возможности "раздува­ния" тех статей накладных расходов, которые позволяют менеджерам подобных крупных компаний повышать свое личное благосостояние.

Объективным препятствием развитию конкуренции в инфраструк­турной сфере служат высокие барьеры для входа в нее новых фирм. "Величина" таких барьеров определяется объемом инвестиций, не­обходимых для создания инфраструктурной сети. Противоречивость организационно-экономических условий, в которых действуют субъекты естественных монополий, привела М. Фридмена к выводу о том, что, к сожалению, приемлемого реше­ния проблемы технологической монополии нет. Возможен лишь выбор из трех зол - "частной нерегулируемой монополии, частной монополии, регулируемой государством, непосредственной хозяй­ственной деятельности государства"1.

Подход к реформированию естественных монополий, предусматрива­ющий отделение транспортных сетей от производства с соответствующим разделени­ем инфраструктурной сферы на конкурентный и неконкурентный секторы, в наибо­лее чистом виде апробирован в Великобритании в ходе реформы железных дорог, которая осуществлялась по следующим направлениям:

Ø отделение железнодорожной сети от операций путем создания компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией;

Ø организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки;

Ø продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажирских перевозок;

Ø компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией;

Ø организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки;

Ø продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажир­ских перевозок;

Ø продажа предприятий, занятых грузовыми перевозками;

Ø продажа прочих компаний железнодорожной отрасли.

Современный подход к регулированию естественных монополий,  должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой эко­номике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать "плани­рующую систему". Эти функции могут выполнять только государ­ство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

Экономическая деятельность монополий, в том числе и естествен­ных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой эко­номики и ужесточения международной конкуренции транснациональ­ных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступа­ют основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующи­ми большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успеш­ное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, бла­гоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На се­годняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым ве­сом на европейском континенте - это ОАО " Газпром".

Реформы естественных монополий не должны сводиться к при­митивному их дроблению, а, по сути - к разрушению и деградации. Такая политика генерирует архаичные рыночные отношения, которые в передовых индустриальных странах активно вытесняются на "обо­чину" экономической жизни. Российская экономика пока держится "на плаву" благодаря функционированию естественных монополий. Ясно, что они "переросли" примитивные отношения (и время) "со­вершенно конкурентного" рынка.

 

Функционирование естественных монополий должно стать прио­ритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перс­пективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках. Про­гнозные оценки развития естественных монополий должны учиты­вать ряд обстоятельств. Во-первых, необходимость формирования вза­имосвязанных стратегий внутреннего развития соответствующих от­раслей (национальных стратегий) и глобальных стратегий, ориенти­рованных на их активную роль в качестве субъектов конкурентных отношений в глобальной экономике. Во-вторых, необходимость увяз­ки разрабатываемых стратегий с периодизацией развития российской экономики до 2015 г., включающей этапы финансовой и производ­ственной стабилизации, экономического роста и, наконец, этап широ­комасштабного вхождения в мировой рынок. В третьих, необходимость учета "отраслевых" особенностей развития естественных монополий, определяемых их организационно-экономическим и финансовым со­стоянием, местом, занимаемым в макроэкономической системе.

Заключение

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.

Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.

Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко[12]. Он отметил, что: “… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения”.

Я абсолютно согласна с ним в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться. При этом Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившейся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Список использованной литературы

 

1. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1 / Под ред. Е.Г. Ефимовой – М.: МГИУ, 2002.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2004.

4. Экономическая теория: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. С.- Пб. Изд. Экономическая школа ,1997г

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика. –М.: Дело, 1992

7. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993

8. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

9. А.Е. Шаститко. « Антимонопольное регулирование в России: Повестка дня и дизайн дискуссии. Вопросы экономики, 2004 г., № 3.

10.  А. Городецкий, Ю. Павленко. « Реформирование естественных монополий». Вопросы экономики, 2000 г., № 1.

11.  В. Моргунов. « Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий». Вопросы экономики, 2001 г., № 9.

 

 


[1] Андрей Илларионов. «Российская газета: Что же вас настораживает в бюджете 2006 года, который все называют "бюджетом развития"? Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

[2] Pro et contra [про эт контра] (лат.) – за и против. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с

[3] Для оценки уровня монополизации экономики (рынка) используется индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана:

 

H = S 1 2 + S 2 2 +… + Sn 2 ,

где S1,…,n – процентная доля каждой фирмы на рынке. Экономическая теория: учебное пособие. Ч.1/ Под ред. Е.Г.Ефимовой – М: МГИ, 2002.-237 с.

 

[4] «Ножницы цен», еще называют «ценовой коридор»- это установление пределов между ценами

[5] Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

 

[6] Там же.

[7]  Рентабельность-это степень доходности, или прибыльности при сопоставлении полученной предприятием прибыли с издержками (себестоимостью) или ценой продукции. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с.

 

[8] Субсидия (от лат. subsidium-помощь, поддержка) – пособие, помощь (чаще государственная и в денежной форме) региону, фирме, физическому лицу. Там же.

[9] Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, отменено.

 

[10] Молодюк В. Существующее состояние рынка электрической энергии в Рос­сии и проблемы его развития. -

Промышленная политика в Российской Федера­ции, 2001, №1.

[11] Журнал № 3 2001 г. «Вопросы экономики». В.Моргунов «Нормирование прибыли естественных монополий», с. 32 

*Данные округлены. **От общего объема инвестиций в основной капитал.

Источник Госкомстат России

 

[12] Семинар в Фонде "Центр стратегических разработок" по вопросу: "Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства". 11.04.2001



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Реформирование естественных монополий в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформирование естественных монополий в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)