Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антимонопольное законодательство



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Антимонопольное законодательство 0.00 из 5.00 0 оценок




Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Впервые антимонопольное законодательство было разработано в США-стране с наибольшим уровнем монополизации экономики[3] в конце XIX в. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

   1. Закон Шермана (1890 г.), в соответствии с которым запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или отрасли, сговор в ценах. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

  2. Закон Клейтона (1914 г.). В законе не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. Этим законом запрещается ограничительная деловая практика в области сбыта, ценовая дискриминация, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещает ограничительную деловую практику в области торговли, «ножницы цен»[4], ценовую дискриминацию и т.д.

 

Общая схема коридора цены:

________|______________________|_____

С/с-ть                       Отправная

изделия                   цена

Динамика ценового коридора обусловлена системой самого рыночного механизма, который не может находиться в состоянии стагнации. Однако полностью стихийно она не формируется.

Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной борьбы».В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени

переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.

В 70-е годы антимонопольное законодательство получило дальнейшее развитие. Законом стали преследоваться:

Ø горизонтальное фиксирование цен;

Ø горизонтальный сговор в доле рынка;

Ø договоренность между конкурентными фирмами об ограничении сфер деятельности;

Ø групповой бойкот, т.е. согласованный отказ торговать;

 

Ø договоренность фирм о взаимных продажах и покупках;

Ø связанные продажи, т.е. продажа продукции только в ассортименте, установленном поставщиком.

В 80-е годы жесткая регламентация деятельности американских компаний вступает в противоречие с экономической ситуацией. Ограничение маневренности фирм грозило ослаблением их позиций, как на мировом, так и не внутреннем рынке. В более либеральной антимонопольной политике 80-х годов больше внимания уделялось отраслевой специфике, наличию конкурентов со стороны иностранных фирм. В результате понизились оценки уровня концентрации отраслевых рынков, стали допускаться слияния фирм.

В Западной Европе антимонопольное регулирование также является важным элементом экономической политики государства. Оно создавалось параллельно во всех странах Западной Европы после второй мировой войны и получило окончательное оформление в 70-е годы. В обобщенном виде в нем можно выделить два основных направления:

1. Контроль над антиконкурентной деятельностью по созданию монополий: раздел рынков на основе раздела производственных программ фирм, обмен патентами и лицензиями, организационные соглашения о совместном проведении хозяйственной деятельности, слияния и т.д.

2. Мониторинг (наблюдение) индивидуальной антиконкурентной практики фирм, при которой используется преимущественное положение фирмы на данном рынке.

Во всех странах Западной Европы завоевание отдельной фирмы или их группой доминирующего положения рассматривается как антиконкурентный фактор и является объектом пристального внимания государства. Во Франции запрещается слияние предприятий если достигается контроль над ¼ рынка данного товара. В Германии предприятие считается господствующим, если у него нет значительных конкурентов или оно занимает 1/3 рынка товаров и услуг. В Англии, если доля одной компании или группы фирм осуществляет контроль над ¼ частью рынка, она признается монополией.



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Антимонопольное законодательство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антимонопольное законодательство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)