Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Самый старый и самый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активной помощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затем юридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, а профессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.

Центр Гейдельберга - замок, резиденция династии Виттельсбахов. Это целый город в городе, здания которого строились в эпоху Ренессанса и раннего барокко. В 18 веке замок сгорел, и обедневшая династия не стала его восстанавливать. В 19 веке это сделал магистрат, и теперь здесь каждое лето проводится театрально-музыкальный фестиваль.

Старинный немецкий университет Гейдельберга с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века.

В списках выпускников Гейдельбергского университета - имена великих философов Гегеля и Ясперса, естествоиспытателя Роберта Бунзена, федерального канцлера Германии Гельмута Коля. Из стен университета вышли 8 нобелевских лауреатов.

Есть сведения, свидетельствующие о том, что именно в Гейдельбергском университете учился доктор Фауст. В списках учащихся философского факультета за 1509 год в самом деле числится некий Иоганн Фауст - бакалавр теологии.

Но все это произошло, когда история Гейдельбергского университета насчитывала уже почти два столетия. А начиналась она так: в середине XIV века пфальцграф Рупрехт Рейнский решил основать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых и мыслителей. В 1386 году в Гейдельберге был основан университет в составе четырех традиционных средневековых факультетов (свободных искусств, богословского, медицинского и юридического, в XVI веке факультет свободных искусств был преобразован в философский). Профессора приехали из Праги и Парижа, а ректором стал голландец Марсилиум фон Инген. Примерно тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.

Во многом благодаря самому Рупрехту и его наследникам стилем университета стал постоянный поиск новых духовных течений, принципов, подходов. По-настоящему расцвел университет при правлении курфюрста Филиппа Откровенного (1476–1518), канцлер которого Иоанн фон Дольберг, епископ Вормсский, пригласил в Гейдельберг ряд выдающихся ученых (в частности, филолога-гуманиста Рейхлина), превративших оплот науки в один из центров европейского гуманизма. Основанный с благословения священной римской церкви и бывший изначально римско-католическим, университет в середине XVI века испытал на себе влияние идей Реформации. Еще в 1518 году Мартин Лютер ненадолго приехал в Гейдельберг, где защитил евангелическую диссертацию и выступил с проповедями. Однако его встретили, мягко говоря, холодно, и он вынужден был покинуть университет.

Только в 1546 году, в год его смерти, курфюрст Фридрих II принял протестантскую веру и начал проводить реформацию в Палатинате (курфюршество со столицей в Гейдельберге, располагавшееся по обеим сторонам верхнего Рейна, правитель которого вместе с шестью другими курфюрстами от имени немецкого народа избирали императора Германии). После воцарения в 1556 году курфюрста Отто Генриха (1556–1559), ярого приверженца евангелической церкви, в Гейдельберг прибыл один из духовных лидеров протестантизма Филипп Меланхтон, который занялся реорганизацией университета на евангелической основе. Он придал реформации в Палатинате характер умеренного лютеранства, дружественно настроенного к кальвинизму. В качестве догматической основы было взято Аугсбургское Исповедание, а обрядовая сторона была упрощена в соответствии с цвинглианством (так же, как в соседнем Вюртемберге).

Гейдельберг стал местом, куда стекались протестантские теологи из разных стран, и полем брани носителей лютеранской, кальвинистской и цвинглианской идеологии. Обычно конфликт разгорался по поводу реального присутствия (Христа в Причастии). Тилеман Хесхузий (которого Меланхтон, не зная его характера, рекомендовал на должность профессора кафедры теологии в 1558 году), будучи главой религиозной общины, отстранил диакона Клебица за его цвинглианские взгляды и даже подрался с ним у алтаря за евхаристическую чашу. Этот публичный скандал послужил непосредственной причиной написания знаменитого Гейдельбергского катехизиса.

Университет фактически превратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет. Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз учащимся и профессорам приходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году, когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город и университет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку (Bibliotheca Palatina), которую баварский герцог подарил Папе Римскому.

После Вестфальского мира курфюрст Карл Людвиг (1648–1680) пытался возродить университет, но вскоре случилось новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили весь комплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподавание было восстановлено, но о прежнем величии ничто, казалось, уже не напоминало. В Гейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах, воцарилась интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила его евангелический дух, а финансовая безалаберность и революционные войны конца XVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов.

В течение всего XVIII столетия он не мог подняться из-за влияния иезуитов. По Люневилльскому миру (1801) он окончательно лишился всех доходов и должен был закрыться, если бы не поддержка великого герцога Баденского Карла Фридриха. Дело в том, что в 1803 году территория прежнего Палатината была поделена между Баденом, Баварией, Дармштадтом, Нассау и Пруссией, при этом Гейдельберг отошел к Бадену. Карл Фридрих, которого справедливо считают вторым основателем университета, преобразовал его в финансируемое государством учебное заведение. Отныне он стал именоваться Университетом имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцога Баденского Карла Фридриха).

В аудиториях повеяло свежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мир профессоров и студентов. Процветанию университета много способствовали такие профессора, как Шлоссер, Тибо, Гейссер, Гервинус, Вангеров, Виндшейд, Бунзен. Начало 60-х годов XIX века было особенно блестящим периодом. Тут преподавал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, последний и величайший представитель школы немецкого идеализма. Возникшая здесь гейдельбергская школа политической истории пользовалась авторитетом во всей Европе. Одних русских студентов было до 100 человек. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарными науками свой звездный час переживали и науки естественные - достаточно вспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса. Ученые говорили об особом гейдельбергском духе - новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогда же, в XIX веке, произошло радостное событие: вернулась на родину Гейдельбергская библиотека. Сначала удалось возвратить 38 наиболее ценных рукописей, а потом и все древнегерманские (854). Сейчас в университете хранится более 2,6 млн. томов, включая более 6 тыс. ценнейших рукописей. Имеется и русская читальня.

Между прочим, самый старый немецкий университет с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этого образовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и энтограф Николай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. В Гейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный.

Несмотря на то что с началом ХХ века атмосфера в университете все больше и больше определялась консервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, он продолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинно исследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с рождением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угроза вырождения.

Множество студентов и профессоров по политическим и расовым причинам были изгнаны из Гейдельберга, снискавшего дурную славу коричневого университета (его ректором стал автор теории расовой педагогики Эрнст Крик). И хотя в годы Второй мировой войны его здания не были разрушены, по окончании войны учебное заведение нуждалось в полном духовном обновлении. Философ Карл Ясперс разработал новый устав, в котором было записано, что высшая школа должна «служить вечно живому духу истины, справедливости и гуманности». Претворить в жизнь эти принципы выпало на долю первого в послевоенные годы ректора - хирурга Карла Генриха Бауэра.

Упадок вновь сменился подъемом. Для естественных факультетов и части медицинского был отстроен специальный городок (гуманитарные факультеты остались на прежнем месте - в старом городе). А в 1969 году пришло время реформ. Изначально было четыре факультета: теологический, правовой, медицинский и философский, в 1890 году к ним прибавился естественно-научный. В конце же 60-х годов XX века структура университета изменилась. Было создано 16 факультетов, выросло количество студентов, в том числе иностранных. В аудиториях вновь утвердился старый либеральный дух.

По данным всевозможных рейтингов, Гейдельбергский университет ежегодно является лучшим среди 325 вузов страны в области юриспруденции. Он также неоднократно занимал почетные места по качеству обучения педагогическим и медицинским наукам. Так, на медицинском факультете работали нобелевские лауреаты Альбрехт Коссель и Отто Фриц Мейерхоф. Социологические опросы преподавателей стабильно отдают Гейдельбергу высокие места в таких областях, как история, физика и математика.

Университет предоставляет широкий спектр образовательных программ. Здесь есть факультеты химии, биологии, географии, геологии, можно изучать историю Египта, Рима, Ирана, Китая. Создан даже целый институт, занимающийся одной только Южной Азией. Хорошо представлены медицинские науки, в том числе фармакология, стоматология. Конечно, не забыта и такая важная сегодня специальность, как экономика. На факультете современных языков можно осваивать германистику, славистику и даже компьютерную лингвистику. Среди учебных направлений - японистика, классическая филология, музыковедение и теология.

Как и во всех немецких вузах, иностранцы учатся бесплатно. Это одна из причин, по которым их в университете довольно много - около 12 % от общего числа студентов (в основном это греки, американцы, иранцы, турки и китайцы). Однако каждый должен иметь деньги на проживание из расчета 500 евро в месяц. Условия поступления могут несколько меняться от семестра к семестру. Существуют некоторые ограничения при приеме на такие специальности, как история европейского и восточноазиатского искусства, медицина, медицинская информатика, физика, политология, психология, правоведение, экономика, стоматология.

Гейдельберг - это прекрасная учебная база, лаборатория молекулярной биологии, оснащенная по последнему слову техники, Институт исследований рака и крупнейшая в стране университетская клиника. Всемирную известность обрел Гейдельбергский институт ядерной физики им. Макса Планка, который, кстати, проводит совместные эксперименты с Московским институтом им. И.В. Курчатова.

Репутацию Гейдельберга как наиболее престижного высшего учебного заведения Германии, несомненно, укрепляет и тот факт, что из его стен вышли восемь нобелевских лауреатов.


Заключение

 

Таков в общих чертах учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Многие школяры жили в соответствии с советом: “Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра”.

Некоторые первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных властей, по инициативе города. Нередко они превращались в очаги свободомыслия и еретических идей, и поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них также концентрировалась наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.

Конечно, со временем университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования. Университеты же, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Знания, которые давались в то время, были исключительно академическими, так что Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.


Список литературы

 

1. Большая советская энциклопедия. «Советская энциклопедия», 1969-78.

2. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. Лиферов А.П., М., 1997.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд. - СПб, 2007.

4. Педагогика. М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., «Риор», 2005.

5. Содержание образования. Леднев В.С., М., 1989.

6. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. - М., 1999.

7. Педагогика. Бордовская Н.В., Реан А.А., СПб, «Питер», 2004.

8. Жак Ле Гофф "Интеллектуалы в средние века".

9. Коплстон Фредерик Чарльз "История средневековой "философии".

10. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

12.. Гуревич А.Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства - М., 1990.

 

 



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)