Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях.



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок




В техносферных зонах, образованных градообразующими пред­приятиями, полигонами для испытания техники, объектами военной деятельности, средствами транспорта, линиями связи и электропере­дачи и т. п., широко применяются общеизвестные и особые меры за­щиты работающих от опасностей. Выбор защитных мер во многом определяется спецификой негативного влияния опасностей в подоб­ных зонах. Каждой из них присущи свои специфические особенно­сти.

Зоны эксплуатации транспортных средств. Воздействие транспорта многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосфер­ного воздуха, почв, поверхностных вод, воз­действий шума и вибраций на здоровье людей, отчуждении значи­тельных площадей под строительство объектов транспортной инфра­структуры.

В масштабах России вклад транспортного комплекса в сброс вредных веществ со сточными водами в поверхностные водные объ­екты и в образование промышленных отходов невелик и составляет всего лишь 2...3 %, но при этом нужно учитывать, что и размеры зон, где применяются средства транспорта (кроме автотранспорта), неве­лики. Поэтому создаваемые в зонах эксплуатации транспортных средств (аэродромы, порты, станции и т. п.) уровни загрязнений мо­гут достигать высоких значений.

Автомобильный транспорт. Рост российского автомобильного пар­ка происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используе­мых моторных топлив от мирового уровня, а также отставания в раз­витии и техническом состоянии улично-дорожной сети. Средний возраст автомобильного парка остается значительным и составляет в целом по стране около 10,5 лет, а в отдельных регионах России — от 9,4 до 13,6 лет.

С 1 июля 2000 г. Госстандартом России введены в действие в каче­стве государственных стандартов Российской Федерации нормы Ев­ро-2, касающиея требований к выбросам загрязняющих веществ и дымности отработавших газов автомобилей, в том числе использую­щих газообразное моторное топливо, а также требований к сменным каталитическим нейтрализаторам. Нормы Евро-2 для автомобилей с дизелями действуют с 1 июля 2000 г., а для легковых автомобилей вве­дение норм Евро-2 - с 1 июля 2002 г. Введение норм обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ от одного автомобиля: в 2,0—2,8 раза для дизельного двигателя грузового автомобиля или ав­тобуса; примерно в 10 раз для двигателя легкового автомобиля при применении нейтрализатора отработавших газов и неэтилированно­го бензина.

Мероприятия по защите атмосферного воздуха от выбросов ДВС рассмотрены в гл. 10.

Речной и морской водный транспорт России в 2000 г. имел на учете соответственно 32 644 и 1319 судов. Мероприятия по предотвраще­нию загрязнения окружающей среды в результате судоходства на­правлены прежде всего на предотвращение загрязнения моря и внут­ренних водоемов нефтью и другими вредными веществами, которые перевозятся в качестве грузов, а также сточными водами, мусором и веществами, загрязняющими атмосферу.

Железнодорожный транспорт. Основные защитные мероприятия направлены на уменьшение негативного влияния передвижных ис­точников железнодорожного транспорта (тепловозов) на атмосфер­ный воздух, для чего внедряются нейтрализаторы — глушители, а в качестве топлива используются сжатые газы.

Мероприятия по охране гидросферы направлены на сокращение потребления питьевой воды на производственные нужды, повыше­ние эффективности очистных сооружений. Широкое применение для очистки сточных вод получили флотационные установки.

Первостепенное значение придается сохранению и восстановле­нию защитных лесных насаждений. Ведутся работы по сокращению массы различных отходов, в том числе и высокотоксичных.

В 2000 г. завершена «Экологическая программа железнодорожно­го транспорта на 1996—2000 годы». В результате выполнения Про­граммы выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сни­зились на 24,4 %; сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 38,3 %; использовано и обезврежено 22,1 % общего количества образовавшихся отходов.

Авиация. Самолеты и вертолеты создают серьезные проблемы, связанные с воздействием шума на пассажиров, обслуживающий персонал и, особенно, на население, проживающее около аэропор­тов. Сверхнормативному воздействию шума подвергается около 2,5 млн человек, проживающих около аэропортов, так как парк авиа­ционных судов (Ил-76, Ил-86, Ту-134) не соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации.

При оценке неблагоприятного воздействия авиации на атмосферу принято разделять выбросы вредных веществ в приземном слое атмо­сферы (до высоты 900 м), которые влияют на качество воздуха в районах аэропортов, и выбросы по трассам полета (на высотах бо­лее 900 м).

Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такие токсичные компоненты, как оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя. Высокие концентрации оксида углерода и углево­дородов характерны для ГТДУ на пониженных режимах (при холо­стом ходе, рулении, приближении к аэропорту, заходе на посадку), тогда как содержание оксидов азота существенно возрастает при ра­боте на режимах, близких к номинальному (взлете, наборе высоты, полетном режиме).

Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20...30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых са­молетов. Отмечается влияние ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере.

Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУ оказы­вают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станци­ям.

Необходимо отметить, что в аэропортах существенный вклад (до 50 % по СО) в общее загрязнение атмосферного воздуха вносит авто­мобильный транспорт, обслуживающий авиаперевозки.

Ракетно-космическая техника. Ее воздействие на население и при­родную среду происходит за счет загрязнения атмосферы и почвы ме­ханическими и химическими отходами, разрушения озонового слоя, акустического, теплового и электромагнитного воздействия. Основ­ное негативное воздействие ракет связано с загрязнением атмосферы химическими веществами и земной поверхности механическими фрагментами в зоне пуска ракет-носителей и в районе падения их от­деляющихся частей.

В 2000 г. осуществлено 36 пусков ракет-носителей. Доля загрязне­ний, поступающих в окружающую среду при их пусках, невелика и составляет около 0,01 % по отношению к другим загрязнениям в ре­гионах космодромов (Плесецк, Байконур).

Загрязнения компонентами топлива от отделяющихся частей ра­кет-носителей в местах их падения носят локальный характер и со­средоточены обычно в зоне радиусом 50 м от места падения. По дан­ным Минобороны России, общая площадь полей падения составляет 15627,6 тыс. га, а загрязнено компонентами ракетного топлива и ос­татками отделяющихся частей ракет-носителей 191,8 тыс. га. Для уст­ранения таких загрязнений разрабатываются технологии нейтрализа­ции и детоксикации проливов компонентов топлива, а также ведутся работы по сокращению гарантированных запасов компонентов топ­лива на борту ракет.

Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двига­тельными установками (РДУ) происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете, при наземных испытаниях в процессе их производства или после ремонта, при хранении и транспортировании топлива. Состав продуктов сгорания при работе таких двигателей определяется составом компонентов топлива, температу­рой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги) двига­тельных установок. При сгорании твердого топлива из камеры сгора­ния выбрасываются пары воды, диоксид углерода, хлор, пары соля­ной кислоты, оксид углерода, оксид азота, а также твердые частицы А1203 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).

В условиях запуска у пусковой системы образуется облако про­дуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20с) работы установки на стартовой площадке и в призем­ном слое. После запуска высокотемпературное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30...60 км, оно может рассеяться, но может стать причиной кислот­ных дождей.

При старте ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое про­странство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и ин­тенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. По прогнозам фир­мы «Аэроспейс», в XXI в. для транспортирования грузов на орбиту бу­дет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.

В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интен­сивным использованием авиационных и ракетных двигателей в дру­гих отраслях народного хозяйства существенно возрос общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей при­ходится пока не более 1,5 % токсичных веществ, поступающих в ат­мосферу от транспортных средств всех типов.

Доля загрязнения атмосферы от газотурбинных двигательных ус­тановок и ракетных двигателей пока незначительна, поскольку их применение в городах и крупных промышленных центрах ограниче­но. В местах активного использования ГТДУ и РДУ (аэродромы, ис­пытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступаю­щие в атмосферу от этих источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Зоны воздействия линий электропередачи, электротранспорта и свя­зи. Электромагнитное загрязнение окружающей среды непрерывно нарастает. Этому способствуют передающие центры ВГТРК, техни­ческие средства, используемые в отрасли «связь», высоковольтные линии (BJI), расположенные вблизи жилых зданий, электротранс­порт. В некоторых случаях границы санитарно-защитных зон находятся за пределами территории радиотехниче­ских объектов на расстоянии до 50 м, а границы зон ограничения за­стройки — на расстоянии до 2000 м. Если передатчики радиостанций (3...30 МГц) размещаются в городской черте, то напряженность элек­трического поля вблизи антенн в районах жилой застройки может достигать 30...40 В/м.

Существует устойчивая тенденция наращивания количества из­лучающих технических средств, увеличения их энергетических по­тенциалов. В городских районах размещается большое количество антенн различных частотных диапазонов и целевого назначения. Од­новременная работа множества разнотипных излучателей, электро­магнитные поля которых могут отличаться интенсивностью, поляри­зацией, частотами, зависимостью от параметров подстилающей по­верхности, создает трудности анализа электромагнитной ситуации в конкретном районе.

Зоны расположения Вооруженных Сил. Вклад объектов военной деятельности: космодромов и полигонов, пунктов базирования сил флота, аэродромов, парков автобронетанковой техники, производст­венных и ремонтных предприятий, арсеналов, баз и складов боепри­пасов, ракетного топлива и горюче-смазочных материалов, объектов тепло- и энергоснабжения, баз уничтожения вооружения и военной техники — в загрязнение окружающей среды в целом по России со­ставил 0,6 % сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и 1,86 % выбросов загряз­няющих веществ в атмосферу.

Проблемы Вооруженных Сил (ВС) в области охраны и рацио­нального использования водных ресурсов связаны с неудовлетвори­тельным состоянием очистных сооружений и систем оборотного во­доснабжения.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 476,1 тыс. т. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются котельные установки (70...75 % всех выбросов), большинство которых не оснащены пылегазоочистным оборудова­нием.

В 2000 г. продолжался вывод атомных подводных лодок различ­ных типов из боевого состава ВМФ. На большинстве АПЛ (70 %), вы­веденных из состава ВМФ, не выгружено отработавшее ядерное топ­ливо. В пунктах базирования сил флота накоплено более 16,5 тыс. м3 жидких радиоактивных отходов и более 24,5 тыс. м3 твердых радиоак­тивных отходов.

В местах расположения баз хранения вооружения и военной тех­ники, складов горюче-смазочных материалов, авиабаз и аэродромов серьезной проблемой остается предупреждение и ликвидация загряз­нения окружающей среды нефтепродуктами. Из 39,21 тыс. га земель, загрязненных нефтепродуктами, 27,672 тыс. га приходится на объек­ты ВВС. Наиболее технологически сложными являются вопросы ли­квидации многолетнего загрязнения земель нефтепродуктами в авиа­ционных гарнизонах.

На военно-морских базах наблюдается превышение установлен­ных нормативов концентрации нефтепродуктов в воде в основных пунктах стоянки кораблей и судов (минимальное превышение - в 2,8 раза - в п. Североморск; максимальное - в 14 раз - в п. Сева­стополь). На очистку акваторий от нефтяного загрязнения выделены суда-нефтесборщики.

В большинстве военных объектов и воинских гарнизонов отсутст­вует производственная структура по утилизации и захоронению твер­дых промышленных и бытовых отходов. Около 14,5 тыс. т бытовых отходов вывозится на свалки. Площадь земель, загрязненных неорга­низованными свалками, составляет 171 тыс. га.

Обеспечение экологической безопасности ВС осуществляется по следующим основным направлениям: выявление и контроль источ­ников загрязнения; предотвращение загрязнения и защита личного состава; ликвидация загрязнения окружающей среды. В этих целях проводятся следующие мероприятия: формирование необходимой нормативной правовой базы; разработка новых методов и технологий, проектирование и создание технических средств обеспечения экологической безопасности. В стадии проработки находятся вопро­сы организации экологической сертификации образцов вооружения и военной техники.

 



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)