Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Всякая частичная душа может снизойти в беспредельное становление и подняться от становления к сущему.



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Всякая частичная душа может снизойти в беспредельное становление и подняться от становления к сущему. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

В самом деле, если она иногда следует богам, а иногда отпадает от возвышения к божеству и становится причастной уму и не-уму, то ясно, что она попеременно то находится в становлении, то пребывает среди богов. Действительно, [пребывая беспредельное время в материальных телах и затем в другое беспредельное время среди богов или] пребывая беспредельное время среди богов, она затем не может оставаться все последующее время в телах; ведь то, что не имеет временного начала, никогда не может иметь и конца, и не имеющее никакого конца по необходимости не имеет и никакого начала.

Следовательно, остается [признать], что каждая [душа] делает кругообороты восхождения от становления и нисхождения в становление и что это не может прекратиться в течение [всего] беспредельного времени. Поэтому каждая частичная душа может снизойти в беспредельное и подняться. И это претерпевание, происходящее со всеми душами, [никогда] не прекратится [98].

 

 

Носитель всякой частичной души сотворен неподвижной причиной.

 

 

В самом деле, если он вечно и от природы зависит от пользующейся им души, будучи неизменным по сущности, то он получил свою субстанцию от неподвижной причины; ведь все возникшее от подвижных причин изменяется по своей сущности [§ 76]. Но всякая душа имеет вечное тело, первично причастное ей [§ 196]. Так что и частичная душа [имеет такое тело] и, следовательно, причина ее носителя неподвижна и потому находится над миром [99].

 

 

Носитель всякой частичной души нематериален, неделим по сущности и не подвержен действиям.

 

 

В самом деле, если он эманировал из неподвижной демиургии и вечен, то он имеет нематериальную и не подвергающуюся действиям субстанцию. Ведь все то, что от природы по своей сущности может подвергаться, действиям и изменяться, - материально; и то, что в разное время находится в различных состояниях, зависит от подвижных причин. Поэтому оно и допускает разнообразные изменения, двигаясь вместе со своими изначальными причинами.

Однако ясно и то, что он неделим. Ведь все делимое гибнет в той мере, в какой оно делится, оставляя целое и связь. Следовательно, если он неизменен по сущности и не подвержен действиям, то он должен быть и неделим [100].

 

 

§ 209. Носитель каждой частичной души нисходит из-за присоединения [к ней] более материальных покровов и сдерживается [от распыления] душой через отнятие всего материального и восхождение к его собственной форме, аналогично [самой] душе, которая имеет [этот носитель]. Ведь душа нисходит, воспринимая неразумные жизни; восходит же она, удалив все производительные потенции становления, которые она присвоила себе при своем нисхождении, и став чистой и лишенной всех используемых для становления потенций.

 

 

В самом деле, прирожденные носители [душ] подражают жизням душ, которые пользуются [ими], и повсюду движутся вместе с ними, когда они движутся. При этом носители отображают разное мышление одних душ своими круговращениями, падение же других - своим устремлением вниз в становление, а очищения третьих - своим обращением к нематериальному. Действительно, носители самим своим бытием оживотворяют души этими [очищениями], соприродны с душами, всячески изменяются вместе с их энергиями и всюду сопутствуют им; они претерпевают то же, что и души, когда те претерпевают, и возвращаются в прежнее состояние вместе с ними, когда они очищены; они возносятся вместе с ними, когда те восходят, стремясь к своему совершенству, ведь все усовершается, достигнув своей собственной цельности [101].

 

 

Всякий носитель души соприроден с ней и всегда имеет ту же фигуру и величину; однако видим он большим или меньшим или различным по фигуре из-за прибавления или отнятия других тел.

 

 

В самом деле, если он имеет сущность от неподвижной причины [§ 207], то ясно, что и фигура и величина его определяются этой причиной и что то и другое неизменно и постоянно. Однако в разное время они представляются по-разному - то больше, то меньше. Следовательно, они кажутся такими-то или такими-то по фигуре и по величине в зависимости от других тел, то прибавляемых материальными элементами, то вновь отнимаемых [102].

 

 

Всякая частичная душа, нисходя в становление, нисходит вся целиком, а не так, что часть ее остается вверху, а часть нисходит.

 

 

В самом деле, если бы нечто от души оставалось в умопостигаемом, то она всегда мыслила бы, не переходя или переходя от одного к другому. Однако если не переходя, то она будет ум, а не какая-нибудь часть души, и душа будет непосредственно причастна уму. Но это невозможно. Если же переходя от одного к другому, то из постоянно мыслящего и из иногда мыслящего должна возникнуть одна-единственная сущность. Но и это невозможно; ведь они, как доказано, различны по форме. Кроме того, нелепо, чтобы высшее в душе, будучи всегда совершенным, не обладало другими ее потенциями и не делало их совершенными. Следовательно, всякая частичная душа нисходит вся целиком [103].

 

 

ГИМНЫ

 

PROCLI HYMNI

 

Перевод О.В. Смыки

Публикуется по изданию:

Гимны Прокла // Античные гимны. М., 1988.

 

 

I. ГИМН К СОЛНЦУ

 

 

Мысленного огня властелин, о Титан златобраздый,

Царь светодатец, внемли, о владетель ключа от затвора

Животворящей криницы, о ты, кто гармонию свыше

Льешь на миры матерьяльные вниз богатейшим потоком!

Трон твой превыше эфира, он в центре всего мирозданья.

Самое сердце вселенной - твой круг светоносный, отколе

Промысел твой, пробуждая умы, наполняет пространство.

Вечное пламя твое окружили, как пояс, планеты

Свой хоровод без конца и без устали водят вовеки,

Вниз посылая на землю частицы, что жизнь порождают.

Кружите по небу вы, неуклонно назад возвращаясь.

Следуя вам, по порядку и Оры сменяют друг друга.

Смолкли раскаты стихий изначальных в их сшибке взаимной

В пору, как неизречимый родитель явил тебя миру,

Даже и хор несгибаемых Мойр пред тобой отступает,

Стоит тебе пожелать - и, тебе угождая, изменят

Нить неизбежной судьбы, столь силен ты, и столь ты державен.

Только от вашей цепи, со стези вашей богопослушной

Явится царственный Феб с божественной песнью кифары -

Тотчас улягутся бурные волны людского смятенья.

В блеске твоем, отвращающем зло и дарующем ласку,

Вырос Пэан и свое ему благо добавил - здоровье.

Всеисцеляющей полня гармонией космос широкий.

В песнях тебя прославляют отцом Диониса великим,

Аттисом также эвойным в чащобах лесных величают,

Нежным Адонисом в гимнах тебя прославляют иные.

Быстрый твой бич устрашает и демонов, к людям злотворных,

Диких губителей, что насылают на бедные души

Порчу, чтоб души людские средь шума житейской пучины

Страждали вечно под бременем тела, любя это иго.

Отчий чертог позабыв, сияющий в высях небесных.

Демон счастливый, венчанный огнем, из богов наилучший,

Всепородителя-бога подобие, душ возводитель,

Внемли! Очисти меня навсегда и от всех заблуждений,

К слезной мольбе преклонись, избавь от позорящих пятен,

Прочь от страданий сокрой и смягчи быстрозоркое око

Дики-богини, что взором своим проникает повсюду!

Зло отвращающей будь нам подмогой надежной вовеки!

Свет многосчастный, священный душе моей вечно являя,

Мрак разгони ядовитый, ужасный, губительный смертным,

Телу же бодрость пошли и дар наилучший - здоровье,

Дай мне и добрую славу стяжать по обычаю предков -

Муз пышнокудрых, прекрасных почтить дарами достойно!

Прочное счастье пошли, коль мое благочестие любо!

Если захочешь, то дай, о владыка, - ведь с легкостью можешь

Все, что желаешь, свершить, - беспредельно могучий и властный!

Если же звезд веретена в своем круговом обращенье

Нити такого несчастья несут - о будь мне защитой!

Сам это зло отврати ударом своим всемогущим!

 

 

II. ГИМН К АФРОДИТЕ

 

 

Гимн посвящаем цепи многославной Рожденной из пены,

Славим источник великий и царственный, миру явивший

Всех Эротов бессмертных, крылатых, что мысленным жалом

Стрел своих души разят, без промаха их посылая,

С тем, чтобы души, приняв острие возвышающей страсти,

Тотчас зажглись увидать озаренный чертог материнский.

Стрелы иные пускают Эроты по воле отцовской,

Чей отвращающий зло божественный промысел - множить

Мир бесконечный рождением новых людских поколений,

К радостям жизни земной зажигают такие Эроты.

Есть средь Эротов и те, что жен наблюдают замужних

Разные жизни пути неустанно, чтоб в смертном народе

Вечно рождалось бессмертное племя мужей-страстотерпцев.

Все они делают дело родящей любовь Кифереи.

Слух твой поистине все и везде уловляет, богиня,

Небо ли ты обнимаешь великое, где, по преданью,

Стала душою ты мира божественной, вечноживущей,

Иль пребываешь в эфире, где семь кругов обращенья,

Вашей цепи соблюдая вовек некрушимые силы,

Слух и ко мне преклони, мой жизненный путь многотрудный

Сделай прямым справедливыми стрелами мне, о царица!

Всех недостойных страстей уйми леденящую силу!

 

 

III. ГИМН К МУЗАМ

 

 

Свет воспеваем, подъемлющий смертных горе, воспеваем

Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!

Души людей, кои жизнь, полонивши ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум пробуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет - ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

 

 



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Всякая частичная душа может снизойти в беспредельное становление и подняться от становления к сущему. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Всякая частичная душа может снизойти в беспредельное становление и подняться от становления к сущему.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)