Функции (основные направления деятельности)государства:
внутренние: 1. законотворческая (регулирование жизни общества) ; 2. экономическая (государство — предприниматель, координирующий экономический процесс); 3. социальная (организация социальной жизни, создающая равновесие и стабильность социальных сил); 4. защитная (поддержание социального мира, общественного порядка, охрана существующего строя); 5. культурно-воспитательная, пропагандистская и др. внешние: 1. обеспечение внешней безопасности и целостности государства и его независимости; 2. дипломатическая (защита интересов государства в отношениях с другими субъектами мирового сообщества); 3. внешнеэкономическая; 4. участие в решении глобальных проблем и т. д. Формы политического правления и государственного устройства Форма правления — организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов иих взаимоотношения между собой и населением. Формы правления делятся по способу организации власти, формальному источнику. Для современных государств характерны две: 1. монархия (источник власти — одно лицо) — власть главы государства передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти. Разновидности монархии: абсолютная (всевластие главы государства), конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнение — правительству) существует в двух видах: дуалистическая (монарх наделен преимущественно исполнительной властью, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательную делит спарламентом) и парламентская (монарх обладает представительскими функциями, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — осуществляется правительством, ответственным перед парламентом, а не перед монархом); 2. республика (субъект власти — народ) — форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Глава государства — выборный и сменяемый, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. В современном мире республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика: 1. Соединение в руках президента полномочий государства и главы правительства. 2. Выборы президента независимо от парламента: либо специальной коллегией выборщиков, либо прямым голосованием граждан. 3. Формирование правительства непарламентским путем: министры назначаются президентом и несут перед ним ответственность. 4. Право президента отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. 5. Глава государства — лидер победившей на президентских выборах партии, из состава которой назначаются члены правительства, хотя парламентское большинство может принадлежать другой партии. 6. Жесткое разделение властей, их значительная самостоятельность по отношению друг к другу. 7. Президент руководит внешней и внутренней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. 8. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе досрочно распустить парламент. 9. Право парламента на импичмент президента. Парламентская республика: 1. Принцип верховенства парламента. 2. Формирование правительства на парламентской основе с пропорциональным партийным представительством по итогам выборов. 3. Право парламента на роспуск правительства и контроль за его деятельностью. 4. Право правительства ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. 5. Исполнительная власть в руках правительства, обладающего нередко законодательной инициативой. 6. Принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля (в ряде стран не соблюдается). 7. Глава государства — президент — выполняет представительные и консультативные функции, а также контролирует соответствие деятельности парламента конституционный нормам. 8. Наличие должности премьер-министра, являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии. 9. Вотум недоверия правительству влечет отставку президента. Смешанные формы политического правления (на примере Франции): 1. Двойная (ответственность правительства перед президентом и парламентом. 2. Избрание президента и парламента независимо друг от друга. 3. Парламент не имеет права смещать президента, который вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных выборов парламента. 4. Президент — глава государства, верховный главнокомандующий ВС, представляет страну в международных отношениях, обладает правом вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения и т. п. 5. Президент не обладает правом законодательной инициативы, таковым пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. 6. Парламентский контроль над исполнительной властью весьма ограничен. Парламентские республики отличаются, как правило, меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительств и внеочередные выборы. Смешанные формы политического правления стремятся сочетать сильную президентскую власть с эффективностью деятельности и контроля парламента за правительством.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |