Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО.



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

 по изучению и обобщению передового педагогического опыта

 

 

Чистоозерное

2008

 

Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО.

Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.         

Деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается:

- высокой профессиональной компетентностью;

- самостоятельностью суждений;

- умением прогнозировать (ставить цель);

- проектировать (определять приоритетные задачи);

- программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);

- планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);

- анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);

- оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).

 

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.

В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

 

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:

 

- понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;

- формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;

- умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Виды передового педагогического опыта:

1. Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.

2. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления:

3. использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;

- использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.);

- использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система Шаталова).

4. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД).

5. Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях

(проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).

           

       Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.        Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

           

       Процесс работы по изучению передового опыта имеет определенную структуру, включающую в себя следующие ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

 

1. Организационный.

 

2. Теоретической и практической подготовки.

 

3. Накопления фактического материала.

 

4. Обработки фактического материала (обобщение).

 

5. Оценки изученного опыта и принятия решений.

 

6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.

 

Данные этапы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают друг друга.

 

       Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в школе насущные проблемы:

§ Низкое качество знаний;

§ Слабая математическая подготовка учащихся;

§ Недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;

§ Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

§ Низкий уровень воспитанности;

§ Пробелы в формировании знаний, умений учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета, обучение написанию сочинений и т.д.).

Если есть затруднение, учитель его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

 

Выделяют следующие критерии передового опыта:

 

1. Результативность работы:

2. Актуальность и социальная значимость:

3. Новизна опыта:

4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата

5. Устойчивость и стабильность

6. Преемственность

7. Перспективность

8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

 



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)