Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО.
Методические рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Чистоозерное 2008
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО. Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается: - высокой профессиональной компетентностью; - самостоятельностью суждений; - умением прогнозировать (ставить цель); - проектировать (определять приоритетные задачи); - программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности); - планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания); - анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом); - оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).
Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога. В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:
- понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи; - формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся; - умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования. Виды передового педагогического опыта: 1. Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. 2. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления: 3. использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности; - использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.); - использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система Шаталова). 4. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД). 5. Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.
Процесс работы по изучению передового опыта имеет определенную структуру, включающую в себя следующие ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
1. Организационный.
2. Теоретической и практической подготовки.
3. Накопления фактического материала.
4. Обработки фактического материала (обобщение).
5. Оценки изученного опыта и принятия решений.
6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Данные этапы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают друг друга.
Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным). Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в школе насущные проблемы: § Низкое качество знаний; § Слабая математическая подготовка учащихся; § Недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; § Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; § Низкий уровень воспитанности; § Пробелы в формировании знаний, умений учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета, обучение написанию сочинений и т.д.). Если есть затруднение, учитель его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Выделяют следующие критерии передового опыта:
1. Результативность работы: 2. Актуальность и социальная значимость: 3. Новизна опыта: 4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата 5. Устойчивость и стабильность 6. Преемственность 7. Перспективность 8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |